(Действующий) Межгосударственный стандарт ГОСТ 1451-77 "Краны грузоподъемные....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Примечание. При установке кранов в городах, включая окраины, в лесных массивах и других местностях, покрытых препятствиями высотой более 10 м, допускается снижать значение коэффициента k в пределах высоты: до 20 м - на 30%; 20-60 м - на 15%; 60-100 м - на 10%.
4.2. Для промежуточных высот значения k допускается определять линейной интерполяцией данных табл. 1. В пределах отдельных зон конструкции, при высоте каждой зоны не более 10 м, значение коэффициента k допускается принимать постоянным.
4.3. Значение коэффициента k для тросовых оттяжек и канатов полиспастов допускается принимать постоянным и определять для уровня, соответствующего точке, расположенной на расстоянии 1/3 их длины от верхней точки их крепления к элементу крана.

5. Нерабочее состояние

5.1. Динамическое давление q и скорость ветра v на высоте 10 м над поверхностью земли в зависимости от района СССР следует принимать по табл. 2.
Таблица 2
Наименование показателей ветровой нагрузки
Районы СССР
I
II
III
IV
V
VI
VII
Скорость ветра v, м/с
21
24
27
30
33
37
40
Динамическое давление q, Па
270
350
450
550
700
850
1000
Примечания:
1. Карта районирования СССР в зависимости от динамического давления ветра приведена в приложении 3 (вкладка).
2. При установке кранов в районах с резко выраженным рельефом местности, в горных ущельях, каньонах рек, на вершинах возвышенностей и в малоизученных районах допускается определять значение динамического давления по скорости ветра, принимаемой по данным Гидрометеорологической службы на высоте 10 м над поверхностью земли (при двухминутном интервале осреднения), превышаемой в среднем один раз в 5 лет.
5.2. В случае, если район установки крана точно неизвестен, динамическое давление q допускается принимать равным 450 Па.
5.3. Коэффициент перегрузки n, учитываемый при расчете конструкции крана по методу предельных состояний, принимается равным 1,1, если в нормах на проектирование данного крана не приводится другое значение этого коэффициента.
При расчете конструкции крана по методу допускаемых напряжений коэффициент перегрузки n принимают равным 1.

6. Рабочее состояние

6.1. Динамическое давление q и скорость ветра v на высоте 10 м над поверхностью земли, вне зависимости от района установки, но с учетом назначения крана, должны приниматься по табл. 3.
6.2. Если предельная ветровая нагрузка, действующая на груз или элементы крана, ограничена условиями безопасности ведения работ или технологией выполнения перегрузочных или монтажных операций, то допускается принимать значение динамического давления q в соответствии с техническим заданием на проектирование крана, но не ниже 50 Па.
6.3. Расчетную площадь груза следует определять по фактическим или статистическим данным, при их отсутствии - по приложению 2. Коэффициент аэродинамической силы с принимают равным 1,2. Коэффициент k при этом принимают по максимальной высоте подъема груза.
Таблица 3
Назначение кранов
Скорость ветра
v, м/с
Динамическое давление
q, Па
Краны строительные, монтажные, для полигонов железобетонных изделий, штучных грузов, а также стреловые самоходные общего назначения
14,0
125
Краны всех типов, устанавливаемые в речных и морских портах
20,0
250
Краны, устанавливаемые на объектах, исключающих возможность перерыва в работе
28,5
500
6.4. Значение коэффициента перегрузки n не зависит от применяемого метода расчета и принимается равным 1.
6.5. При отсутствии дополнительных требований, предусмотренных техническим заданием на проектирование крана, ветровая нагрузка, учитываемая при определении мощности приводных двигателей крановых механизмов, не должна превышать 70% статической составляющей ветровой нагрузки на кран или на соответствующий элемент крана или на груз.
Приложение 1
Рекомендуемое

Коэффициенты аэродинамических сил и расчетные площади

1. Отдельные стержни

1.1. Коэффициент лобового сопротивления , то есть коэффициент аэродинамической силы, направленной по скорости ветра, при поперечном обтекании круглого стержня диаметром d определяется по табл. 1 в зависимости от параметра .
Таблица 1
Параметр , H
До 5
1,2
Св. 5 до 8
1,0
" 8 " 15
0,7
" 15 " 25
0,5
" 25 " 100
0,6
" 100 " 1000
0,7
1.2. Расчетная площадь круглого стержня (см. черт. 1) определяется по формуле
, (1)
где l - длина стержня;
d - диаметр стержня.
1.3. Для стержня с круглым переменным сечением значение диаметра d заменяется на его среднее значение по формуле
, (2)
где , - диаметры концов стержня.
1.4. Некруглый (эллиптический, овальный и т.п.) цилиндрический стержень рассматривается как круглый, причем за величину d принимают поперечный размер стержня в плоскости, перпендикулярной направлению скорости ветра.
1.5. Для стержня прокатного или комбинированного профиля коэффициенты и аэродинамических сил, нормальных к граням стержня, при различных направлениях скорости ветра в плоскости, перпендикулярной продольной оси стержня, определяются по табл. 2.
1.6. Для стержня прокатного или комбинированного профиля расчетная площадь определяется по формуле
, (3)
где l - длина стержня;
j - расчетный поперечный размер стержня.
1.7. Для балок и стержней сложного составного поперечного сечения (кроме приведенных в табл. 2), составленных из труб с прокатными профилями и пр. (см. черт. 2а) принимают значение коэффициента лобового сопротивления .

2. Канаты и кабели