(Действующий) Межгосударственный стандарт ГОСТ 1451-77 "Краны грузоподъемные....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
1.3. Ветровая нагрузка на кран должна быть определена как сумма статической и динамической составляющих.
Статическая составляющая, соответствующая установившейся скорости ветра, должна быть учтена во всех случаях.
Динамическая составляющая, вызываемая пульсацией скорости ветра, должна быть учтена только при расчете на прочность металлических конструкций и при проверке устойчивости кранов против опрокидывания.

2. Статическая составляющая ветровой нагрузки

2.1. Распределенную ветровую нагрузку р на единицу расчетной площади элемента конструкции или груза в данной зоне высоты следует определять по формуле
p = qkcn, (1)
где q - динамическое давление ветра, принимаемое в соответствии с табл. 2 и 3;
k - коэффициент, учитывающий изменение динамического давления по высоте, принимаемый по табл. 1;
с - коэффициент аэродинамической силы, принимаемый по приложению 1 или данным аэродинамических исследований с учетом указаний п. 6.3. В зависимости от направления аэродинамической силы в приложении 1 данный коэффициент обозначается через , , , ;
n - коэффициент перегрузки, принимаемый по пп. 5.3 и 6.4.
2.2. Динамическое давление ветра q связано с плотностью воздуха и его скоростью v формулой
, (2)
где = 1,225 ;
v - скорость ветра, направленная параллельно поверхности земли, м/с.
2.3. Статическую составляющую ветровой нагрузки F, действующей на элемент конструкции или на груз, следует определять по формуле
F = pA, (3)
где А - расчетная площадь элемента или груза, принимаемая по приложениям 1 и 2 с учетом указаний п. 6.3.

3. Динамическая составляющая ветровой нагрузки

3.1. Динамическую составляющую ветровой нагрузки на строительные башенные краны следует определять по НТД, в остальных случаях - по нормам проектирования кранов данного типа.

4. Учет высоты расположения элемента конструкции крана

4.1. Значение коэффициента k, учитывающего изменение динамического давления в зависимости от высоты расположения от поверхности земли данного элемента конструкции в нерабочем и рабочем состояниях крана, следует определять по табл. 1.
Таблица 1
Высота над поверхностью земли, м
10
20
40
60
100
200
350 и выше
k
1,00
1,25
1,55
1,75
2,10
2,60
3,10
Примечание. При установке кранов в городах, включая окраины, в лесных массивах и других местностях, покрытых препятствиями высотой более 10 м, допускается снижать значение коэффициента k в пределах высоты: до 20 м - на 30%; 20-60 м - на 15%; 60-100 м - на 10%.
4.2. Для промежуточных высот значения k допускается определять линейной интерполяцией данных табл. 1. В пределах отдельных зон конструкции, при высоте каждой зоны не более 10 м, значение коэффициента k допускается принимать постоянным.
4.3. Значение коэффициента k для тросовых оттяжек и канатов полиспастов допускается принимать постоянным и определять для уровня, соответствующего точке, расположенной на расстоянии 1/3 их длины от верхней точки их крепления к элементу крана.

5. Нерабочее состояние

5.1. Динамическое давление q и скорость ветра v на высоте 10 м над поверхностью земли в зависимости от района СССР следует принимать по табл. 2.
Таблица 2
Наименование показателей ветровой нагрузки
Районы СССР
I
II
III
IV
V
VI
VII
Скорость ветра v, м/с
21
24
27
30
33
37
40
Динамическое давление q, Па
270
350
450
550
700
850
1000
Примечания:
1. Карта районирования СССР в зависимости от динамического давления ветра приведена в приложении 3 (вкладка).
2. При установке кранов в районах с резко выраженным рельефом местности, в горных ущельях, каньонах рек, на вершинах возвышенностей и в малоизученных районах допускается определять значение динамического давления по скорости ветра, принимаемой по данным Гидрометеорологической службы на высоте 10 м над поверхностью земли (при двухминутном интервале осреднения), превышаемой в среднем один раз в 5 лет.
5.2. В случае, если район установки крана точно неизвестен, динамическое давление q допускается принимать равным 450 Па.
5.3. Коэффициент перегрузки n, учитываемый при расчете конструкции крана по методу предельных состояний, принимается равным 1,1, если в нормах на проектирование данного крана не приводится другое значение этого коэффициента.
При расчете конструкции крана по методу допускаемых напряжений коэффициент перегрузки n принимают равным 1.

6. Рабочее состояние

6.1. Динамическое давление q и скорость ветра v на высоте 10 м над поверхностью земли, вне зависимости от района установки, но с учетом назначения крана, должны приниматься по табл. 3.
6.2. Если предельная ветровая нагрузка, действующая на груз или элементы крана, ограничена условиями безопасности ведения работ или технологией выполнения перегрузочных или монтажных операций, то допускается принимать значение динамического давления q в соответствии с техническим заданием на проектирование крана, но не ниже 50 Па.
6.3. Расчетную площадь груза следует определять по фактическим или статистическим данным, при их отсутствии - по приложению 2. Коэффициент аэродинамической силы с принимают равным 1,2. Коэффициент k при этом принимают по максимальной высоте подъема груза.
Таблица 3
Назначение кранов
Скорость ветра
v, м/с
Динамическое давление
q, Па
Краны строительные, монтажные, для полигонов железобетонных изделий, штучных грузов, а также стреловые самоходные общего назначения
14,0
125
Краны всех типов, устанавливаемые в речных и морских портах
20,0
250
Краны, устанавливаемые на объектах, исключающих возможность перерыва в работе
28,5
500
6.4. Значение коэффициента перегрузки n не зависит от применяемого метода расчета и принимается равным 1.
6.5. При отсутствии дополнительных требований, предусмотренных техническим заданием на проектирование крана, ветровая нагрузка, учитываемая при определении мощности приводных двигателей крановых механизмов, не должна превышать 70% статической составляющей ветровой нагрузки на кран или на соответствующий элемент крана или на груз.
Приложение 1
Рекомендуемое

Коэффициенты аэродинамических сил и расчетные площади

1. Отдельные стержни

1.1. Коэффициент лобового сопротивления , то есть коэффициент аэродинамической силы, направленной по скорости ветра, при поперечном обтекании круглого стержня диаметром d определяется по табл. 1 в зависимости от параметра .
Таблица 1
Параметр , H
До 5
1,2
Св. 5 до 8
1,0
" 8 " 15
0,7
" 15 " 25
0,5
" 25 " 100
0,6
" 100 " 1000
0,7