(Действующий) Ведомственные строительные нормы ВСН 136-78 "Инструкция по...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
размывов у оснований временных опор и шпунтовых ограждений (если размыв не исключен конструктивными мерами);
тяговых усилий для перемещения собираемых конструкций.
1.14. Расчет конструкций вспомогательных сооружений и их оснований по первому предельному состоянию производится на расчетные нагрузки, определяемые как произведения нормативных нагрузок на соответствующие коэффициенты перегрузки n, динамики и на коэффициенты сочетаний . Указания по величинам коэффициентов для различных расчетов приведены в разделах 2 - 6.
Расчет конструкции и их оснований по второму предельному состоянию производится на нормативные нагрузки и воздействия.
1.15. Нагрузки должны приниматься при расчетах в наиболее неблагоприятных, возможных на отдельных этапах производства работ, положениях и сочетаниях для отдельных элементов и конструкций вспомогательных сооружений и их оснований в целом. Положения и сочетания нагрузок должны устанавливаться при проектировании с учетом рекомендаций, приведенных в разделах 3 - 6.
Сочетания нагрузок при расчете на ледовые воздействия и карчеход должны устанавливаться с учетом состояния сооружений при их пропуске и, как правило, приниматься для нерабочего состояния. (В разделах 3 - 6 эти расчеты, как правило, не учитываются в перечне рекомендуемых сочетаний нагрузок).
Сейсмические воздействия на вспомогательные сооружения не учитываются.
1.16. Расчетные сопротивления материалов (грунта) при расчетах на прочность и устойчивость должны приниматься согласно указаниям разделов 7 - 10.
В необходимых случаях они понижаются или увеличиваются умножением на коэффициенты условий работы m, учитывающие приближенность расчетных схем и принятых в расчете предпосылок, а также уменьшаются независимо от значений m делением на коэффициент надежности k, учитывающий степень ответственности и значимость последствий наступления тех или иных предельных состояний.
Порядок применения коэффициентов m, k устанавливается требованиями табл. 1 и соответствующих пунктов разделов 3 - 10. В неоговоренных случаях m и k принимаются равными 1.
Таблица 1
┌────────────────────────────────────────────────┬───────────────────────┐
│ Наименование конструкций (конструктивных │ Коэффициенты │
│ элементов) вспомогательных сооружений │ надежности и условий │
│ │ работы │
├────────────────────────────────────────────────┼───────────┬───────────┤
│ │ k_н │ m │
├────────────────────────────────────────────────┼───────────┼───────────┤
│Канаты подвесных и подъемных рабочих подмостей и│ 5 │ - │
│люлек │ │ │
│ │ │ │
│Прочие несущие элементы подвесных и подъемных│ 1,3 │ - │
│рабочих подмостей и люлек │ │ │
│ │ │ │
│Величина удерживающей силы конструкций,│ 2 │ - │
│закрепляемых силами трения (кроме конструкций│ │ │
│подмостей для людей) │ │ │
│ │ │ │
│Шпунтовые ограждения на местности, покрытой│ 1,1 │ - │
│водой │ │ │
│ │ │ │
│Пролетные строения подкрановых эстакад, элементы│ 1,05 │ - │
│опор и прогонов пирсов (кроме фундаментов) │ │ │
│ │ │ │
│Закладные анкерные закрепления в бетоне: │ 2 │ - │
│анкера пролетных строений и приемных консолей │ │ │
│ │ │ │
│соединения стоек опор с ростверками │ 1,5 │ - │
│ │ │ │
│Металлоконструкции анкеров, удерживающих от│ 2,0 │ - │
│опрокидывания пролетное строение │ │ │
│ │ │ │
│Плавучие опоры из понтонов, балластируемых через│ 1,125 │ - │
│донные отверстия │ │ │
│ │ │ │
│Плавучие опоры из барж, балластируемых с помощью│ 1,20 │ - │
│насосов │ │ │
│ │ │ │
│Плашкоуты для копров и стреловых кранов │ 2 │ - │
│ │ │ │
│Плашкоуты для установки козловых кранов, а также│ 1,25 │ - │
│для перевозки строительных конструкций и│ │ │
│материалов │ │ │
│ │ │ │
│Деревянные элементы опалубки и тепляков,│ - │ 0,8 │
│подвергающиеся воздействию пара │ │ │
│ │ │ │
│Доски закладного крепления котлованов │ - │ 1,1 │
│ │ │ │
│Элементы опалубки монолитных конструкций (кроме│ - │ 1,15 │
│поддерживающих лесов) │ │ │
│ │ │ │
│Деревянные конструкции, расположенные под водой │ - │ 0,90 │
│ │ │ │
│Шпунтовые стенки (но не крепления): │ │ │
│кольцевые в плане │ - │ 1,15 │
│ │ │ │
│длиной менее 5 м с промежуточными ярусами│ │ 1,10 │
│распорных креплений │ │ │
└────────────────────────────────────────────────┴───────────┴───────────┘
┌────────────────────────────────────────────────┬───────────────────────┐
Примечания. 1. На коэффициенты следует делить значения расчетных сопротивлений (удерживающих усилий), на коэффициенты m - умножать расчетные сопротивления. При расчетах плавучести на коэффициент надежности умножается расчетный вес судна.
2. Коэффициенты и m должны применяться совместно с другими коэффициентами условий работы, приведенными в разделе 7 и в соответствующих главах СНиП, на которые даны ссылки в разделах 8 - 10.
3. Коэффициенты m при расчете на устойчивость положения должны приниматься согласно требованиям разделов 1 и 4 (для шпунтовых ограждений).
1.17. Устойчивость конструкций против опрокидывания следует рассчитывать по формуле
,
где - момент опрокидывающих сил относительно оси возможного поворота (опрокидывания) конструкций; при опирании конструкции на отдельные опоры ось опрокидывания принимается проходящей через оси крайних опор, а при сплошном опирании - через крайнее нижнее ребро конструкции;
- момент удерживающих сил относительно той же оси;
m - коэффициент условий работы, принимаемый для конструкций с сосредоточенным опиранием (на отдельные точки) - 0,95; для опор, ряжей и клеток - 0,9; для шпунтовых стенок - согласно разделу 4.
При расчете устойчивости конструкций, имеющих анкеры, следует учитывать удерживающий момент от усилия, равного расчетной несущей способности анкера.
1.18. Устойчивость конструкции против сдвига следует рассчитывать по формуле
,
где - сдвигающая сила, равная сумме проекций сдвигающих сил на плоскость возможного сдвига (скольжения);
- предельная величина сдвигающей силы, равная проекции удерживающих сил на ту же плоскость;
m - коэффициент условий работы; m = 0,9 для надземных и m = 1,0 для подземных конструкций;
- коэффициент безопасности по материалу, учитывающий изменчивость коэффициентов трения и принимаемый равным 1.1.
При расчете устойчивости конструкции, усиленной анкером или упором, следует учитывать удерживающую силу, равную расчетной несущей способности анкера или упора.
Значения коэффициента трения различных материалов при расчетах устойчивости положения следует принимать в соответствии с прилож. 9.
1.19. При расчетах устойчивости положения надземных конструкций значения сдвигающих (опрокидывающих) усилий определяются при значениях коэффициентов перегрузки больше 1, а значения удерживающих сил - при значениях коэффициентов перегрузки менее 1.
При расчете устойчивости шпунта следует руководствоваться указаниями раздела 4.
Проверка плавучести должна производиться по формуле
,
где - объемный вес воды, равный для пресной воды 1 ;
- предельное водоизмещение судна, равное водоизмещению его при осадке, равной высоте борта по миделю, ;
- расчетный вес судна, принимаемый по указаниям раздела 6, т;
- коэффициент надежности, принимаемый по указаниям табл. 1 и раздела 6.
Остойчивость плавучей системы обеспечивается при соблюдении следующих условий:
а) положительное значение метацентрической высоты;
б) недопущение входа кромки палубы в воду;
в) недопущение выхода из воды днища (середины скулы).
Расчетные формулы для проверки предельных состояний по пунктам "а", "б", "в" приведены в разделе 6.
1.21. Упругие деформации вспомогательных сооружений и устройств по второму предельному состоянию вычисляются от нормативной нагрузки (без коэффициентов перегрузки и динамических коэффициентов).
В сооружениях с монтажными соединениями на обычных (не высокопрочных) болтах деформации должны вычисляться с учетом податливости соединений, для чего следует увеличивать расчетный упругий прогиб на 30%.
В конструкциях с растянутыми фланцевыми стыками дополнительно учитываются деформации стыка.
Величины остаточных деформаций следует принимать (на одно пересечение) в местах примыкания:
дерева к дереву - 2 мм;
дерева к металлу и бетону - 1 мм;
металла к бетону - 0,5 мм;