(Действующий) Ведомственные строительные нормы ВСН 136-78 "Инструкция по...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Ведомственные строительные нормы ВСН 136-78 "Инструкция по проектированию вспомогательных сооружений и устройств для строительства мостов" (утв. приказом Главного Технического управления Министерства транспортного строительства от 16 января 1978 г. N 2)

Срок введения в действие - 1 июня 1978 г.
Взамен ВСН 136-67

1. Основные положения

Общие указания

1.1. Настоящая "Инструкция" составлена в развитие глав СНиП III-43-75 "Мосты и трубы", II-6-74 "Нагрузки и воздействия", II-В.3-72 "Стальные конструкции. Нормы проектирования", II-В.4-71 "Деревянные конструкции. Нормы проектирования", II-21-75 "Бетонные и железобетонные конструкции" и распространяется на проектирование специальных вспомогательных сооружений, приспособлений, устройств и установок (по перечню согласно прилож. 1), необходимых для строительства мостов, путепроводов и эстакад во всех строительно-климатических зонах.
1.2. Проектирование специальных вспомогательных сооружений, приспособлений, устройств и установок должно осуществляться при разработке технического (техно-рабочего) проекта и рабочих чертежей моста.
При разработке технического проекта моста (путепровода) раздел "Специальные вспомогательные сооружения, приспособления, устройства и установки" должен содержать:
а) варианты конструктивных решений указанных сооружений в увязке с проектом моста и проектом организации строительства. Варианты разрабатываются, как правило, только для рекомендуемой конструкции основного сооружения в объеме, достаточном для выявления сметных показателей;
б) основные обоснования конструктивных решений указанных сооружений.
На стадии рабочих чертежей раздел проекта моста (путепровода) "Специальные вспомогательные сооружения, приспособления, устройства и установки" должен содержать:
а) необходимые для изготовления и строительства детальные чертежи конструкций специальных вспомогательных сооружений с указаниями по качеству применяемых материалов (изделий) и ссылками на соответствующие ГОСТы, ТУ и т.п.;
б) требования к изготовлению конструкций на предприятиях или в условиях мастерских строительных организаций;
в) указания о порядке эксплуатации в различных строительно-климатических зонах, включая, в необходимых случаях, требования по испытаниям;
г) расчетные листы для сложных случаев, включающие основные положения результатов расчета;
д) указания по технике безопасности.
1.3. Перечень вспомогательных сооружений и устройств, применяемые для них материалы и инвентарные конструкции определяются техническим проектом.
Рабочие чертежи вспомогательных сооружений разрабатываются на основе технического проекта и в соответствии с заданием на проектирование.
1.4. Отступления от выданных заказчиком к производству работ рабочих чертежей вспомогательных сооружений, вызванные уточнением условий производства работ, допускаются по согласованию с заказчиком и проектной организацией, с внесением соответствующих изменений в рабочие чертежи.
1.5. Как правило, вспомогательные сооружения должны выполняться из инвентарных конструкций заводского изготовления (прилож. 2 - 8). Применение индивидуальных конструкций (включая деревянные) допускается в виде исключения при отсутствии требуемого инвентаря.
Вспомогательные сооружения должны отвечать современным требованиям индустриально-скоростного строительства, возможности наибольшей механизации строительных процессов, а также требованиям техники безопасности.
1.6. Вспомогательные сооружения в необходимых случаях, определяемых проектом организации строительства, должны рассчитываться или защищаться от воздействия паводковых и ливневых вод, ледохода, наледей, карчехода, штормов.
Заглубление оснований у шпунта, перемычек, фундаментов и других подводных сооружений должно назначаться с учетом размыва грунта.
Вспомогательные сооружения, находящиеся в пределах судоходных участков мостового перехода, помимо установки сигнальных знаков, должны быть обеспечены от навала обращающихся в период строительства судов путем создания необходимых условий провода судов в створе моста. Эти мероприятия должны быть согласованы с органами эксплуатации речного флота.
В особых случаях, при наличии соответствующих указаний в проекте организации строительства, следует предусматривать установку специальных защитных ограждений или расчет вспомогательного сооружения на навал судна.
1.7. Авторский надзор за вспомогательными сооружениями должен осуществляться в порядке, установленном действующим Положением Госстроя СССР, а также руководствами, утвержденными Минтрансстроем.

Габариты

1.8. Все вспомогательные сооружения, располагаемые над железными дорогами либо в непосредственной близости к ним, должны удовлетворять габаритам приближения строений С ( ) по ГОСТ 9238-73.
На линиях, где установлены другие габариты, следует руководствоваться действующими габаритами.
Допускается по согласованию с управлениями железных дорог уменьшение на период строительства габарита по ширине и высоте до одного из классов габаритной проходимости в соответствии с "Указаниями по применению габаритов приближения строений ГОСТ 9238-73" (М., "Транспорт", 1973).
При строительстве на действующих автомобильных дорогах и улицах следует соблюдать габариты приближения конструкций мостов на автомобильных и городских дорогах, установленные в главах СНиП II-Д.5-72 "Автомобильные дороги СССР. Нормы проектирования", II-60-75 "Планировка и застройка городов, поселков и сельских пунктов" и II-43-75 "Мосты и трубы".
Уменьшение габаритов допускается по согласованию с органами, эксплуатирующими дороги (улицы).
1.9. Подмостовые габариты в просветах подмостей в пределах судового и сплавного фарватеров устанавливаются в зависимости от характера судоходства в период строительства и класса водного пути с учетом требований "Норм проектирования подмостовых габаритов на судоходных и сплавных реках и основных требований к расположению мостов" (НСП 103-52) и в каждом случае подлежат согласованию с местными органами речного флота.
1.10. На водотоках возвышение вспомогательных сооружений и величины просветов между опорами следует устанавливать проектом в зависимости от местных условий с учетом следующих требований:
а) за рабочий уровень воды (ледостава) в проекте принимается наивысший возможный в период производства данного вида работ сезонный уровень воды (ледостава), соответствующий расчетному расходу (уровню ледостава) вероятностью превышения 10%. При этом должны учитываться также возможные превышения уровня от воздействия нагонных ветров или заторов. На реках с регулируемым стоком рабочий уровень назначается на основе данных организаций, регулирующих сток;
б) верх шпунтовых ограждений, бездонных ящиков, грунтовых перемычек должен возвышаться над рабочим уровнем не менее чем на 0,7 м и на 0,3 м при ледоставе и над уровнем грунтовых вод; островки для опускания колодцев и кессонов должны возвышаться над рабочим уровнем не менее чем на 0,5 м;
в) возвышение низа пролетных строений рабочих мостиков, подкрановых эстакад, подмостей на несудоходных и несплавных реках, а также в несудоходных пролетах судоходных рек должно быть не менее 0,7 м над рабочим уровнем. Разрешается уменьшать величины возвышения при непродолжительном стоянии высоких уровней, допустимости временного затопления конструкций, возможности их кратковременного снятия;
г) на переходах с карчеходом, селями не рекомендуется устраивать вспомогательные сооружения в пролетах между капитальными опорами. При необходимости их устройства расстояние между опорами подмостей в свету должно быть не менее 10 м и они должны устраиваться в период наименее вероятного появления опасных воздействий.
На водотоках с карчеходом и селевыми потоками возвышение низа конструкций пролетных строений подкрановых эстакад и рабочих мостиков над рабочим уровнем должно быть не менее 1,0 м.
На переходах с наледями следует, как правило, избегать устройства промежуточных опор в пределах наледи. Низ конструкций пролетных строений должен возвышаться на 0,5 м над рабочим уровнем, соответствующим высоте , где - расчетная мощность наледи.
1.11. Ширину проходов и пешеходных переходов следует назначать не менее 0,8 м.

Указания по расчету конструкций и оснований

1.12. Конструкция вспомогательных сооружений и их основания должны быть рассчитаны на силовые и другие воздействия по методу предельных состояний.
Предельными являются недопустимые состояния, при наступлении которых конструкция или основание перестает удовлетворять требованиям, предъявляемым к ним процессом производства строительных работ.
Предельные состояния подразделяются на две группы:
первая группа (первое предельное состояние) - по непригодности к использованию вследствие потери несущей способности или по необходимости прекращения использования как при сохранении несущей способности, так и при появлении возможности исчерпания последней;
вторая группа (второе предельное состояние) - по появлению чрезмерных деформаций, которые могут затруднить нормальное использование вспомогательных конструкций.
Предельные состояния вызываются в первой группе:
потерей устойчивости положения, плавучести и остойчивости;