Действующий
- Е - межсезонное, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 15°С и выше;
- З - зимнее, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха до минус 25°С (предельная температура фильтруемости - не выше минус 25°С) и до минус 35°С (предельная температура фильтруемости - не выше минус 35°С);
- А - арктическое, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 45°С и выше.
Пример условного обозначения дизельного топлива марки Л, с температурой вспышки 40°С, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:
Пример условного обозначения дизельного топлива марки Е, с температурой фильтруемости минус 15, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:
Пример условного обозначения дизельного топлива марки З, с температурой фильтруемости минус 25, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:
Пример условного обозначения дизельного топлива марки А, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:
5.2 По физико-химическим и эксплуатационным показателям топливо должно соответствовать требованиям, указанным в
Наименование показателя | Значение для марки | Метод испытания | |||
Л | Е | З | А | ||
1 Цетановое число, не менее | 45 | По ГОСТ 32508 (на установке типа CFR), ГОСТ 3122, стандартам [1]-[4] | |||
2 Фракционный состав: | По ГОСТ ISO 3405, ГОСТ 2177 (метод А) | ||||
50% перегоняется при температуре, °С, не выше | 280 | 280 | 280 | 255 | |
95% (по объему) перегоняется при температуре, °С, не выше | 360 | 360 | 360 | 360 | |
3 Кинематическая вязкость при 20°С, (сСт) | 3,0-6,0 | 3,0-6,0 | 1,8-5,0 | 1,5-4,0 | По ГОСТ 33, стандартам [5], [6] |
4 Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже: | По ГОСТ ISO 2719, ГОСТ 6356 | ||||
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин | 62 | 62 | 40 | 35 | |
для дизелей общего назначения | 40 | 40 | 30 | 30 | |
5 Массовая доля серы, мг/кг, не более | 2000 | По стандарту [7], ГОСТ 32139, по стандарту [8], ГОСТ 19121, стандартам [9]-[13] | |||
500 | По ГОСТ ISO 20846, стандартам [8]-[13] | ||||
6 Массовая доля меркаптановой серы, %, не более | 0,01 | По ГОСТ 17323 | |||
7 Массовая доля сероводорода | Отсутствие | По ГОСТ 17323 | |||
8 Испытание на медной пластинке | Выдерживает. | По ГОСТ 6321, ГОСТ ISO 2160, ГОСТ 32329 | |||
Класс 1 | |||||
9 Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствие | По ГОСТ 6307 | |||
10 Кислотность, мг КОН на 100 топлива, не более | 5 | По ГОСТ 5985 | |||
11 Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более | 6 | По ГОСТ 2070 | |||
12 Зольность, %, не более | 0,01 | По ГОСТ 1461, стандартам [14], [15] | |||
13 Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более | 0,20 | По ГОСТ 32392, ГОСТ 19932 | |||
14 Общее загрязнение, мг/кг, не более | 24 | По стандарту [16] | |||
15 Содержание воды, мг/кг, не более | 200 | По стандарту [17] | |||
16 Плотность при 15°С, , не более | 863,4 | 863,4 | 843,4 | 833,5 | По стандартам [18]-[22] |
17 Предельная температура фильтруемости, °С, не выше | Минус 5 | Минус 15 | Минус 25 | - | По ГОСТ 22254, ГOCT EN 116 |
- | - | Минус 35 | Минус 45 | ||
Примечания1 В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг КОН на 100 топлива.2 По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с предельной температурой фильтруемости не ниже 5°С при минимальной температуре воздуха на месте применения топлива 5°С и выше.3 Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливают норму по плотности при 15°С для марки Л не более 878,4 , для марок З и А - не более 863,4 .4 Для дизельного топлива марки Л, вырабатываемого из газовых конденсатов, допускается кинематическая вязкость 2,0-6,0 .5 На территории Республики Казахстан:- для марки Е устанавливают значения для показателя 17 не выше минус 5°С, при температуре воздуха на месте применения топлива минус 5°С и выше;- для марки З устанавливают значения для показателя 17 не выше минус 15°С, при температуре воздуха на месте применения топлива минус 15°С и выше. |
7.1 Топливо является малоопасной жидкостью и по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу опасности в соответствии с
7.3 Предельно допустимая концентрация паров алифатических углеводородов в воздухе рабочей зоны - 300 в соответствии с требованиями
Требования к предельно допустимым концентрациям (ПДК) топлива в атмосферном воздухе населенных мест, в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, в почве и контроль концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливают в соответствии с утвержденными нормативными документами.
Взрывоопасная концентрация паров топлива в смеси с воздухом - 2% об.-3% об. Температура самовоспламенения топлива марок Л, Е - 300°С, марки З - 310°С, марки А - 330°С; температурные пределы воспламенения:
7.7 Емкости и трубопроводы, предназначенные для хранения и транспортирования топлива, должны быть защищены от статического электричества в соответствии с
ГОСТ 12.4.021. Места интенсивного выделения паров топлива должны быть оборудованы местными отсосами.
7.9 Помещения для работ с топливом должны быть оборудованы общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, отвечающей требованиям
В помещениях для хранения топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.
ГОСТ 12.4.011, ГОСТ 12.4.103, ГОСТ 12.4.111, ГОСТ 12.4.112 и типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.
7.10 При работе с топливом применяют индивидуальные средства защиты по
В местах с концентрацией паров топлива, превышающей ПДК, необходимо применять фильтрующие противогазы марки ПФМГ с коробкой БКФ и шланговые противогазы марки ПШ-1 или аналогичные, указанные в ГОСТ 12.4.034.