(Действующий) Межгосударственный стандарт ГОСТ 305-2013 "Топливо дизельное....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

3 Классификация

3.1. В зависимости от условий применения топливо подразделяют на марки:
- Л - летнее, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 5°С и выше;
- Е - межсезонное, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 15°С и выше;
- З - зимнее, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха до минус 25°С (предельная температура фильтруемости - не выше минус 25°С) и до минус 35°С (предельная температура фильтруемости - не выше минус 35°С);
- А - арктическое, рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 45°С и выше.

4 Условные обозначения

4.1 В условном обозначении топлива указывают:
- для марки Л - температуру вспышки и экологический класс топлива.
Пример условного обозначения дизельного топлива марки Л, с температурой вспышки 40°С, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:
ДТ-Л-40-К2 по ГОСТ 305-2013;
- для марки Е - предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива.
Пример условного обозначения дизельного топлива марки Е, с температурой фильтруемости минус 15, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:
ДТ-Е-минус 15-К2 по ГОСТ 305-2013;
- для марки З - предельную температуру фильтруемости и экологический класс топлива.
Пример условного обозначения дизельного топлива марки З, с температурой фильтруемости минус 25, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:
ДТ-З-минус 25-К2 по ГОСТ 305-2013;
- для марки А - экологический класс топлива.
Пример условного обозначения дизельного топлива марки А, экологического класса К2, по ГОСТ 305-2013:
ДТ-А-К2 по ГОСТ 305-2013.

5 Технические требования

5.1 Топливо должно соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по утвержденной технологии. Топлива должны изготовляться по технологии и с присадками, которые применялись при изготовлении опытно-промышленных образцов и прошли испытания с положительными результатами.
5.2 По физико-химическим и эксплуатационным показателям топливо должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
Таблица 1 - Требования к топливу
Наименование показателя
Значение для марки
Метод испытания
Л
Е
З
А
1 Цетановое число, не менее
45
По ГОСТ 32508 (на установке типа CFR), ГОСТ 3122, стандартам [1]-[4]
2 Фракционный состав:По ГОСТ ISO 3405, ГОСТ 2177 (метод А)
50% перегоняется при температуре, °С, не выше
280
280
280
255
95% (по объему) перегоняется при температуре, °С, не выше
360
360
360
360
3 Кинематическая вязкость при 20°С, (сСт)
3,0-6,0
3,0-6,0
1,8-5,0
1,5-4,0
По ГОСТ 33, стандартам [5], [6]
4 Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже:По ГОСТ ISO 2719, ГОСТ 6356
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин
62
62
40
35
для дизелей общего назначения
40
40
30
30
5 Массовая доля серы, мг/кг, не более
2000
По стандарту [7], ГОСТ 32139, по стандарту [8], ГОСТ 19121, стандартам [9]-[13]
500
По ГОСТ ISO 20846, стандартам [8]-[13]
6 Массовая доля меркаптановой серы, %, не более
0,01
По ГОСТ 17323
7 Массовая доля сероводорода
Отсутствие
По ГОСТ 17323
8 Испытание на медной пластинке
Выдерживает.
По ГОСТ 6321, ГОСТ ISO 2160, ГОСТ 32329
Класс 1
9 Содержание водорастворимых кислот и щелочей
Отсутствие
По ГОСТ 6307
10 Кислотность, мг КОН на 100  топлива, не более
5
По ГОСТ 5985
11 Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более
6
По ГОСТ 2070
12 Зольность, %, не более
0,01
По ГОСТ 1461, стандартам [14], [15]
13 Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более
0,20
По ГОСТ 32392, ГОСТ 19932
14 Общее загрязнение, мг/кг, не более
24
По стандарту [16]
15 Содержание воды, мг/кг, не более
200
По стандарту [17]
16 Плотность при 15°С, , не более
863,4
863,4
843,4
833,5
По стандартам [18]-[22]
17 Предельная температура фильтруемости, °С, не выше
Минус 5
Минус 15
Минус 25
-
По ГОСТ 22254, ГOCT EN 116
-
-
Минус 35
Минус 45
Примечания1 В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг КОН на 100  топлива.2 По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с предельной температурой фильтруемости не ниже 5°С при минимальной температуре воздуха на месте применения топлива 5°С и выше.3 Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливают норму по плотности при 15°С для марки Л не более 878,4  , для марок З и А - не более 863,4  .4 Для дизельного топлива марки Л, вырабатываемого из газовых конденсатов, допускается кинематическая вязкость 2,0-6,0  .5 На территории Республики Казахстан:- для марки Е устанавливают значения для показателя 17 не выше минус 5°С, при температуре воздуха на месте применения топлива минус 5°С и выше;- для марки З устанавливают значения для показателя 17 не выше минус 15°С, при температуре воздуха на месте применения топлива минус 15°С и выше.
5.3 Топливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цветов) и вещества-метки.
5.4 Топливо может содержать присадки, не причиняющие вред жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.
Топливо не должно содержать металлосодержащие присадки, за исключением антистатических присадок.

6 Прецизионность методов испытаний

6.1 Прецизионность установлена в стандартах на методы испытаний, на которые даны ссылки в настоящем стандарте. При разногласиях в оценке результатов испытаний следует использовать стандарты [23] и [24].

7 Требования безопасности

7.1 Топливо является малоопасной жидкостью и по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.
7.2 Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека, вызывая ее поражение и возникновение кожных заболеваний. Постоянный контакт с топливом может вызвать острые воспаления и хронические экземы.
7.3 Предельно допустимая концентрация паров алифатических углеводородов в воздухе рабочей зоны - 300  в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005.
Требования к предельно допустимым концентрациям (ПДК) топлива в атмосферном воздухе населенных мест, в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, в почве и контроль концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливают в соответствии с утвержденными нормативными документами.
7.4 В соответствии с ГОСТ 12.1.044 топливо представляет собой легковоспламеняющуюся жидкость.
Взрывоопасная концентрация паров топлива в смеси с воздухом - 2% об.-3% об. Температура самовоспламенения топлива марок Л, Е - 300°С, марки З - 310°С, марки А - 330°С; температурные пределы воспламенения:
- Л, Е - нижний 69°С, верхний 119°С;
- З - нижний 62°С, верхний 105°С;
- А - нижний 57°С, верхний 100°С.
7.5 При возгорании топлива применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении - углекислый газ, составы СЖБ и "3,5", перегретый пар.
7.6 В помещениях для хранения и использования топлива запрещается использовать открытый огонь; электрические сети и искусственное освещение должны быть взрывозащищенного исполнения.
При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.
7.7 Емкости и трубопроводы, предназначенные для хранения и транспортирования топлива, должны быть защищены от статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.1.018.
7.8 При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, а место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива необходимо засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с санитарными нормами, утвержденными в установленном порядке.
7.9 Помещения для работ с топливом должны быть оборудованы общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, отвечающей требованиям ГОСТ 12.4.021. Места интенсивного выделения паров топлива должны быть оборудованы местными отсосами.
В помещениях для хранения топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.
7.10 При работе с топливом применяют индивидуальные средства защиты по ГОСТ 12.4.011, ГОСТ 12.4.103, ГОСТ 12.4.111, ГОСТ 12.4.112 и типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.
В местах с концентрацией паров топлива, превышающей ПДК, необходимо применять фильтрующие противогазы марки ПФМГ с коробкой БКФ и шланговые противогазы марки ПШ-1 или аналогичные, указанные в ГОСТ 12.4.034.
7.11 При работе с топливом необходимо соблюдать правила личной гигиены.