(Действующий) Межгосударственный стандарт ГОСТ 22235-2010 "Вагоны грузовые...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Настоящий стандарт устанавливает общие требования по обеспечению сохранности грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 мм государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, собственности юридических и физических лиц при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 1.1-2002. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ 2.601-2006. Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 27.002-89. Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 1639-2009. Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия
ГОСТ 2787-75. Металлы черные вторичные. Общие технические условия
ГОСТ 4835-2006. Колесные пары вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия
ГОСТ 5973-2009. Вагоны-самосвалы (думпкары) железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия
ГОСТ 9238-83. Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524 мм)
ГОСТ 14110-97. Стропы многооборотные полужесткие. Технические условия
ГОСТ 15150-69. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 22477-77. Средства крепления транспортных пакетов в крытых вагонах. Общие технические требования
ГОСТ 24597-81. Пакеты тарно-штучных грузов. Основные параметры и размеры
ГОСТ 24599-87. Грейферы канатные для навалочных грузов. Общие технические условия
ГОСТ 27270-87. Машины напольного транспорта. Электро- и автопогрузчики для работы в контейнерах и крытых железнодорожных вагонах. Основные параметры и технические требования.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов на территории государств по соответствующему указателю стандартов, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 нормативный документ - по ГОСТ 1.1.
3.2 исправное состояние вагона - по ГОСТ 27.002.
3.3 повреждение вагона: Нарушение исправного состояния вагона или его составных частей (в том числе их утеря) под влиянием внешних воздействий, превышающих уровни, установленные настоящим стандартом и нормативными документами на вагон.
3.4 погрузочно-разгрузочные работы: Операции, связанные с осуществлением погрузки и выгрузки груза, в том числе с размещением, креплением, уплотнением, выравниванием, рыхлением, разогревом груза, очисткой вагонов, включая наружную поверхность, после погрузки и выгрузки, приведению вагонов в транспортное положение.
3.5 устройства, взаимодействующие с вагоном: Погрузочно-разгрузочные, вибрационные и рыхлительные установки, машины, оборудование, тепляки, лебедки, эстакады и т.д.
3.6 железнодорожная администрация: Уполномоченная государством соответствующая структура, являющаяся ответственной за все железные дороги, находящиеся на территории одного государства.

4 Общие требования по обеспечению сохранности вагонов

4.1 Вагоны всех типов
4.1.1 Для обеспечения сохранности вагонов при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ должны выполняться требования настоящего стандарта, утвержденных нормативных документов на эксплуатацию вагонов и устройства, взаимодействующие с вагонами, а также нормативных документов, регламентирующих работу железнодорожного транспорта. Меры по сохранности вагонов при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ обеспечивает организация, осуществляющая погрузку, выгрузку грузов.
4.1.2 Вносить изменения в конструкцию вагонов, заваривать двери, люки вагонов, демонтировать детали вагонов, в том числе борта платформ и двери полувагонов, крепить грузы к металлическим частям вагона с помощью сварки и сверления допускается только с разрешения железнодорожной администрации и собственника вагона в соответствии с нормативными документами, утвержденными в установленном порядке [1].
4.1.3 Нагрузки, действующие на вагоны и их элементы при погрузочно-разгрузочных и маневровых работах, должны соответствовать "Нормам для расчетов и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)" [2], приложению 14 к СМГС "Правила размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах" [3] и другим нормативным документам.
4.1.4 Стоящие и в железнодорожных путях без локомотива составы поездов, группы вагонов или отдельные вагоны должны быть надежно закреплены от самопроизвольного движения (ухода) тормозными башмаками, ручными тормозами или другими средствами закрепления, разрешенными к эксплуатации железнодорожной администрацией.
4.1.5 Температура нагрева сборочных единиц и деталей вагонов в процессе проведения погрузочно-разгрузочных работ должна быть не более:
55°С - тормозных устройств (двухкамерного резервуара, воздухораспределителя, тормозного цилиндра, приборов грузового авторежима, концевых и разобщительных кранов, регулятора рычажной передачи);
70°С - соединительных рукавов, тормозной магистрали, воздушных резервуаров;
80°С - буксового узла на роликовых подшипниках и подшипниках кассетного типа; деталей вагона из полимерных материалов;
100°С - крышек разгрузочных люков полувагонов;
90°С - остальных узлов и деталей вагонов (кроме специальных вагонов).
4.1.6 Давление сжатого воздуха, подаваемого в тормозную магистраль вагонов, должно быть не более 0,68 МПа ( ).
4.1.7 Погрузка, размещение, крепление и выгрузка грузов, подготовка их к перевозке, ограждение бортов, торцовых стен и дверей, а также открывание, закрывание дверей, крышек люков должны проводиться согласно приложению 14 к СМГС [3], Инструкции [4] с учетом требований стандартов и других нормативных документов, утвержденных железнодорожной администрацией в установленном порядке.
4.1.8 Максимальная масса груза, размещаемого в вагоне, и реквизитов крепления не должна превышать грузоподъемность, указанную на кузове вагона.
Превышение массы груза сверх указанной грузоподъемности вагона допускается в пределах значения погрешности определения массы груза в соответствии с рекомендациями "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Порядок определения предельных расхождений в результатах измерений массы на станциях назначения и в пути следования" [5]*.
При необходимости смещения груза допускаемое значение смещения не должно превышать установленного в подразделах 4.3 и 4.4 главы 1 приложения 14 к СМГС [3].
При необходимости несимметричного расположения груза относительно вертикальной поперечной плоскости симметрии вагона разница в загрузке тележек не должна превышать: 10 т - для четырехосных; 15 т - для шестиосных; 20 т - для восьмиосных вагонов. При этом нагрузка, приходящаяся на каждую тележку, должна быть не более половины грузоподъемности вагона.
Максимальная статическая нагрузка от колесной пары на рельсы не должна превышать установленную ГОСТ 4835, а нагрузка, приходящаяся на колесо, не должна превышать половины этого значения.
4.1.9 Погрузка и выгрузка грузов, а также очистка вагонов от остатков перевозимых грузов гидравлическим способом допускается по согласованию с железнодорожной администрацией и собственником вагонов. При этом должна быть обеспечена защита букс, тормозного оборудования, рукавов и воздушной магистрали от попадания в них влаги и грязи. Не допускается проводить очистку вагонов агрессивными моющими средствами.
Полив груза в вагоне для его охлаждения не допускается.
4.1.10 Грузы, перевозимые насыпью, должны соответствовать требованиям предотвращения самовозгорания, слеживания и комкования, установленным стандартами и техническими условиями на груз конкретного вида.
Не допускается погрузка навалом и насыпью грузов, если с них стекает влага на ходовые части и тормозное оборудование вагонов.
До предъявления к перевозке грузов, подверженных смерзанию, грузоотправитель должен принять меры к уменьшению их влажности до безопасных в отношении смерзания пределов, установленных нормативными документами.