(Действующий) Постановление Правительства Москвы от 11 апреля 2006 г. N 253-ПП "О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 11 апреля 2006 г. N 253-ПП

Концепция
развития городской информационно-справочной системы (ГИСС)

1. Основные определения

Городская информационно-справочная система (ГИСС, Система) - автоматизированная система, включающая в свой состав средства автоматизации и обслуживающий персонал и предназначенная для предоставления информационно-справочных и сопутствующих им услуг.
Метасистема "Электронная Москва" (МЭМ) - обеспеченный общим управлением комплекс технологически и организационно сопряженных (интегрированных) информационных систем, содержащих в том числе информационные ресурсы города Москвы, предназначенный для оказания информационных услуг органам власти, хозяйствующим субъектам города Москвы и населению.
Информационно-коммуникационный центр (ИКЦ) - комплекс программно-аппаратных средств, центральное звено системы, выполняющее функции серверного и коммуникационного центра, обеспечивающее работу ГИСС и взаимодействие ГИСС с МЭМ и не интегрированными с МЭМ информационными системами.
Пользователь ГИСС - юридическое или физическое лицо, обратившееся за услугой ГИСС. Многофункциональный интерактивный терминал (МИТ) - аппаратно-программное средство, обеспечивающее интерактивный пользовательский интерфейс для доступа к информационно-справочным услугам ГИСС и другим сопутствующим услугам.
Справочный киоск - объект ГИСС, предназначенный для оказания информационно-справочных услуг посредством обеспечения пользователю ГИСС доступа к расположенному в его помещении многофункциональному интерактивному терминалу, а также предоставление иных сопутствующих услуг.
Справочно-информационный центр - объект ГИСС, предназначенный для оказания информационно-справочных услуг посредством обеспечения пользователю ГИСС доступа к расположенному в его помещении многофункциональному интерактивному терминалу, а также предоставления расширенного перечня сопутствующих услуг.
Единая справочная служба ГИСС - структурное подразделение ГИСС, обслуживающее интерактивные запросы.
Оператор ГИСС - сотрудник структурного подразделения ГИСС, обрабатывающий запросы пользователей ГИСС.

2. Общие положения

Целью настоящей концепции является определение путей дальнейшего повышения уровня и качества жизни москвичей и гостей столицы, создание благоприятных условий для деятельности малых предприятий за счет обеспечения простого и эффективного доступа к информационно-справочным ресурсам и сопутствующим им услугам путем использования новых информационно-коммуникационных технологий.
В Москве постоянно проживает более 10 млн. человек и ежедневно находится еще 1,8 млн. человек из других регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. В Москве работает почти 200 тыс. малых предприятий, на которых трудится 1,9 млн. человек. Количество иностранных туристов, посетивших Москву в 2005 году, достигло 3,2 млн. человек.
В Москве расположены управляющие структуры крупного российского бизнеса. Москва представляет собой главный российский узел национальных и международных телекоммуникационных сетей, центр формирования и распространения массовой информации. Здесь создана развитая информационно-телекоммуникационная инфраструктура.
Задачи по унификации и интегрированию существующих в городе информационных ресурсов, а также обеспечению доступа к социально значимой информации и базовым информационно-коммуникационным услугам всех горожан, независимо от пола, возраста и социально-экономического положения, решаются в рамках городской целевой программы "Электронная Москва". Программа ГИСС обеспечивает реализацию данных задач.

3. Анализ потребностей в информационно-справочных услугах

Московский рынок информационно-справочных услуг является одним из самым крупных на всей территории России.
Потенциальными пользователями ГИСС является все население города Москвы, гости столицы, предприятия малого и среднего бизнеса.
Проведенное ОАО "Городская информационная служба" маркетинговое исследование показало высокую востребованность информационно-справочных услуг: более двух третей опрошенных москвичей и гостей столицы высказали заинтересованность в регулярном получении информационно-справочных и сопутствующих им услуг, причем более 70% из них выразили готовность оплачивать востребованные ими услуги. Дальнейший анализ показывает, что потребителями информационно-справочных услуг в городе Москве являются приблизительно 3,5 млн. человек, а потенциальный объем рынка информационно-справочных услуг оценивается в 800 тыс. обращений в день.
По результатам исследования удалось выявить наиболее часто используемые жителями и гостями столицы источники и способы получения информации.
таблица 1
┌───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐
│ Источник информации │ Процент обращений │
├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│Телефонные информационно-справочные службы (включая│ 38% │
│справочные службы такие как авиасправка, железнодо-│ │
│рожная справка и проч.) │ │
├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│Интернет │ 27% │
├───────────────────────────────────────────────────┼───────────────────┤
│Печатные издания │ 21% │
└───────────────────────────────────────────────────┴───────────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────┬───────────────────┐
Почти 34% опрошенных респондентов выразили неудовлетворенность существующими источниками информации и информационно-справочными службами.
таблица 2
┌───────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│ Источник информации │ Часто называемые недостатки │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│Телефонные информационно-справочные│1. Сложность с дозвоном до диспет-│
│службы (включая справочные службы│чера. │
│такие, как авиасправка, железнодо-│2. Не работают в выходные и празд-│
│рожная справка и проч.) │ничные дни. │
│ │3. Способны обрабатывать только│
│ │элементарные запросы. │
│ │4. Информация получается только в│
│ │голосовом виде. │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│Интернет │1. Наличие требования к уровню│
│ │компьютерной грамотности пользова-│
│ │теля. │
│ │2. Поиск нужной информации затруд-│
│ │нен присутствием избыточного коли-│
│ │чества информации. │
│ │3. Наличие большого объема недосто-│
│ │верной информации. │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│Печатные издания │Быстрое устаревание размещаемой в│
│ │них информации. │
└───────────────────────────────────┴───────────────────────────────────┘
┌───────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
Более 37% респондентов высказались за расширение спектра услуг, предоставляемых в справочных объектах ГИСС, в т.ч. организация приема жилищно-коммунальных платежей, возможность снятия денег с банковской карты, организация доступа в Интернет, получение юридической консультации, копирование документов, оплата услуг операторов связи.
Анализ потребностей малых предприятий показал, что справочная информация является важной частью, обеспечивающей успешную деятельность малых предприятий. Более половины малых предприятий при ведении своей хозяйственной деятельности заинтересованы в получении информационно-справочных услуг.
Вместе с этим малым предприятиям необходимо получение дополнительных услуг в местах "шаговой доступности".
Проведенные маркетинговые исследования позволили:
- выделить наиболее важные характеристики справочно-информационной услуги: шаговая доступность, быстрота и качество оказываемых услуг;
- выявить потребность малых предприятий, москвичей и гостей столицы к тематическим разделам: поиск товаров и услуг, трудоустройство и занятость, медицина, туризм, информация о товарах и их потребительских свойствах, справки из ЕИРЦ и других городских служб, милиции, ГАИ, законодательство города Москвы, градостроительные планы городских органов управления;
- определить перечень дополнительных услуг: оплата жилищно-коммунальных платежей, совершение покупок в электронных магазинах, бронирование и заказ билетов, возможность снятия наличных с банковской карты, получение юридической консультации, доступ в Интернет, к средствам связи (факсу, электронной почте), копировально-множительной технике, оплата услуг операторов связи.

4. Мировой опыт организации городских информационно-справочных систем

В настоящее время столицы развитых стран и крупные города не обходятся без системы хранения, обновления и поставки потребителям текущей справочной информации о городе и его истории, функционировании органов городского управления, жизнедеятельности города. В отдельных случаях доставка справочной информации потребителям осуществляется через создание пунктов распространения (киосков) справочной информации в бумажном виде (буклеты, проспекты). Как правило, одновременно с этим операторы киоска имеют доступ к базам данных, позволяющим предоставлять расширенный объем информации. Такие информационные киоски для туристов существуют в Вене, Париже, Праге, Берлине и других городах.
В большинстве крупных городов, создававших или обновлявших свои информационно-справочные системы в течение последних десяти лет, информационно-справочная служба строится на основе различных вариантов систем с удаленным доступом к централизованным информационным ресурсам. При таком подходе посредником между пользователем и системой является оператор или дружественный диалоговый интерфейс программы доступа. В целях повышения доступности к информационным ресурсам в таких системах, как правило, используется самый широкий набор инструментов, обеспечивающих доступ к информации (персональные компьютеры, киоски, телефоны, расположенные в людных местах).
Существуют и информационно-справочные системы позволяющие осуществлять отдельные операции и регистрационные действия.
Оказываемые государственными службами справочно-информационные услуги должны быть доступны всем и, может быть, даже в большей степени малоимущим слоям населения. Поэтому в странах с низким процентом оснащенности населения современными средствами коммуникаций особенно актуальна задача формирования инфраструктуры городских информационных служб, размещение общедоступных справочных терминалов.
Изучение опыта крупных городов стран СНГ и России по организации доступа к информационно-справочным ресурсам показывает, что все такие системы носят частный, фрагментарный или узко прикладной характер и пока еще не претендуют на создание единой информационно-справочной системы, ориентированной на широкий круг пользователей.

5. Назначение и краткая характеристика городской информационно-справочной системы

Городская информационно-справочная система (ГИСС) создана в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 16 сентября 1997 г. N 680 "О концепции создания городской информационно-справочной системы г. Москвы", от 15 октября 1996 г. N 860 "О совершенствовании городской информационно-справочной системы г. Москвы", от 7 июня 2000 г. N 418 "О первоочередных задачах по дальнейшему проектированию, строительству и финансированию городской информационно-справочной системы" и от 25 декабря 2001 г. N 1176-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 7 июня 2000 г. N 418 "О первоочередных задачах по дальнейшему проектированию, строительству и финансированию городской информационно-справочной системы".
ГИСС была создана для обеспечения современного уровня информационно-справочного обслуживания населения Москвы и гостей столицы.
Для оперативного управления проектом и осуществления прав собственности на основные средства системы в качества управляющей компании Правительства Москвы постановлениями Правительства Москвы от 15 октября 1996 г. N 860 "О совершенствовании городской информационно-справочной системы г. Москвы" и от 3 июня 1997 г. N 411 "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 15.10.96 N 860 "О совершенствовании городской информационно-справочной системы г. Москвы" создано открытое акционерное общество "Городская информационно-справочная служба" (ОАО "ГИСС"). Собственником 100% акций ОАО "ГИСС" является Правительство Москвы в лице Департамента имущества города Москвы.
ОАО "Городская информационно-справочная служба" является оператором ИКЦ ГИСС.