Действующий
Концепция развития гражданской обороны г. Москвы (далее - Концепция) представляет собой официально принятую систему взглядов на цели, основные принципы, направления и приоритеты развития системы гражданской обороны города в условиях возможных современных войн.
- формирования и проведения единой политики городской администрации, экономических и социальных структур, населения в области обеспечения готовности гражданской обороны города;
- увязки мероприятий и планов гражданской обороны с мобилизационными планами экономики органов исполнительной власти, органов местного самоуправления г. Москвы и планами мобилизационной подготовки экономики г. Москвы;
- совершенствования и дальнейшего развития городской нормативной правовой базы в области гражданской обороны.
Концепция разработана на период до 2010 года на основе прогноза возможной военно-политической обстановки в начале ХХI века, вероятного характера военных конфликтов, анализа состояния гражческой города и с учетом реальных экономических возможностей по реализации мероприятий в области подготовки гражданской обороны.
Правовую нормативную основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О гражданской обороне", другие федеральные законы в области обороны государства, Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Концепция безопасности Москвы, Международное гуманитарное право по защите жертв войны, постановления Правительства Российской Федерации и Правительства Москвы в области гражданской обороны.
В Концепции отражены правовые и организационные основы системы гражданской обороны г. Москвы, цели, принципы и особенности политики в области гражданской обороны, основные направления ее развития и совершенствования, порядок реализации Концепции.
Национальная безопасность России не может быть достаточной, если не будут решены на необходимом уровне проблемы защиты и выживания населения, живучести экономики и устойчивости государственного управления в сложных условиях ведения современной вооруженной борьбы.
В связи с этим гражданская оборона как система общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, представляет одну из важнейших областей оборонной и социально-экономической политики государства.
Анализ возможной военно-политической обстановки на начало XXI века позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на снижение угрозы развязывания прямой крупномасштабной агрессии против России, принятие решений о запрещении испытаний ядерного оружия и об уничтожении химического оружия, потенциально-военная опасность для Российской Федерации сохранится. Продолжится борьба за передел сфер влияния между государствами, обострятся ресурсные и территориальные проблемы. Усилится негативное влияние на безопасность страны националистического и религиозного экстремизма, которые могут привести к внутренним вооруженным конфликтам, масштабным террористическим акциям.
В последнее время возрастает опасность втягивания России в локальные войны и вооруженные конфликты, которые при определенных условиях могут перерастать в региональные войны.
- массированное применение высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы, а в перспективе и оружия на новых физических принципах;
- ведение вооруженной борьбы во всех сферах - в космосе, на суше, в воздухе и на море при возрастающей роли средств воздушно-космического нападения;
Москва является столицей Российского государства, крупнейшим промышленным, административным, культурным и научным центром.
- террористические и диверсионные акты на объектах повышенного риска, объектах систем жизнеобеспечения и в местах массового пребывания населения;
В тоже время полностью нельзя исключать масштабного применения по Москве современных средств поражения.
В результате военных действий на территории г. Москвы могут возникнуть обширные очаги поражения, многочисленные жертвы среди населения, кардинальные нарушения условий его жизнедеятельности.
Учитывая характер современных войн и реальные экономические возможности государства, гражданская оборона г. Москвы в начале ХХI века должна стать:
- оперативно-мобильной при развертывании для действий в военное время и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;