(Действующий) Рекомендации по стандартизации Р 50.1.039-2002 "Разработка, обновление...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Настоящие рекомендации могут быть также применены при разработке государственных стандартов Российской Федерации и межгосударственных стандартов, если она осуществляется по заказу Госстандарта России его научно-исследовательскими организациями.
Примечание - В настоящих рекомендациях применимы термины по ГОСТ Р 1.12.

2 Нормативные ссылки

В настоящих рекомендациях использованы ссылки на следующие стандарты и другие документы:
ГОСТ 1.2-97 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены
ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
ГОСТ 7.4-95 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения
ГОСТ 13.1.002-80 Репрография. Микрография. Документы для съемки. Общие требования и нормы
ГОСТ 13143-88 Дыроколы конторские. Основные параметры и размеры
ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов
ГОСТ Р 1.8-95 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов
ГОСТ Р 1.11-99 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов
ГОСТ Р 1.12-99 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация и смежные виды деятельности. Термины и определения
ГОСТ Р 1.13-2001 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок подготовки уведомлений о проектах нормативных документов
ОСТ 1789 Отверстия для скрепления документов
Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 с изменениями от 11 декабря 1997 г., 6 ноября 1998 г., 11 февраля 1999 г. и опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации, 1997, N 3, ст. 3895; 1997, N 50, ст. 5689; 1998, N 47, ст. 5771; 1999, N 8 ст. 1026).
Разъяснения о применении "Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (утверждены приказом Минюста России от 14 июля 1999 N 217 и опубликованы в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N 31)
ПМГ 03-99 Порядок регистрации и издания межгосударственных нормативных документов по стандартизации*(1)
ПР 50.1.010-97 Планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых научно-исследовательскими организациями Госстандарта России за счет средств федерального бюджета, и отчетность об их выполнении
Р 50.1.004-95 Порядок подготовки в Госстандарте России межгосударственных стандартов для применения в Российской Федерации
Р 50.1.034-2001 Коды, используемые в обозначении стандартов отраслей федеральными органами исполнительной власти
Инструкция по делопроизводству в центральном аппарате Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии (утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 7 августа 2001 г. N 240)

3 Общие положения

3.1 Правила по стандартизации (метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации) разрабатывают при необходимости конкретизации (детализации) отдельных положений соответствующего по назначению основополагающего организационно-методического или общетехнического государственного стандарта Российской Федерации или межгосударственного стандарта, а также в случае нецелесообразности разработки организационно-методического государственного стандарта Российской Федерации, когда область применения подобного документа ограничена только организациями и структурными подразделениями Госстандарта России.
Примечание - Если правила по стандартизации (метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации) имеют межведомственный характер, то они относятся к нормативным правовым актам*(2), подготовка и государственная регистрация которых осуществляются по соответствующим Правилам с учетом Разъяснений о применении этих Правил.
3.2 Рекомендации по стандартизации (метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации) разрабатывают в случае целесообразности предварительной проверки на практике неустоявшихся, еще на ставших типовыми, организационно-методических положений в соответствующей области, т.е. до принятия государственного стандарта Российской Федерации (или правил), в котором могут быть установлены эти положения.
3.3 Назначение правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации установлено ГОСТ 1.2 (пункты 7.1 и 7.2).
3.4 Правила (рекомендации) не должны дублировать положения государственных стандартов Российской Федерации и действующих на ее территории межгосударственных стандартов или противоречить им.
3.5 Разработку правил и рекомендаций, указанных в 3.1 - 3.3, и изменений к ним (далее - правила и/или рекомендации*(3)) осуществляют в следующей последовательности:
- первая стадия - организация разработки документа;
- вторая стадия - разработка первой редакции проекта документа и ее рассмотрение;
- третья стадия - разработка окончательной редакции проекта документа и ее согласование в Российской Федерации;
- четвертая стадия - подготовка проекта документа к принятию и принятие документа;
- пятая стадия - регистрация документа, его издание и введение в действие.
3.6 Пересмотр правил (рекомендаций) осуществляют путем разработки взамен них документа того же статуса и назначения, что и действующий. При этом соблюдают тот же порядок, что и при разработке нового документа.
При необходимости статус правил (рекомендаций) может быть изменен. Взамен правил могут быть разработаны рекомендации и наоборот, а взамен рекомендаций может быть разработан стандарт, действующий на том же уровне стандартизации (федеральном или межгосударственном).
3.7 Если организации, осуществляющей разработку документа (далее - организация-разработчик), поручено ведение секретариата технического комитета по стандартизации (ТК) и/или секретариата межгосударственного технического комитета по стандартизации (МТК), то при разработке документа учитывают особенности проведения работ, связанные с деятельностью ТК и указанные в 5.3.1, 6.2, 6.4, 6.5, 9.2, 9.3, 9.5, приложениях Б (пункты Б.1 и Б.5) и Ж, и/или особенности проведения работ, связанные с деятельностью МТК и указанные в 4.3.5, 5.3.1 и приложении Б (пункты Б.3, Б.4, Б.6).
Примечание - Если в ТК или МТК созданы подкомитеты, то работы по разработке документов могут быть выполнены на уровне соответствующих подкомитетов (ПК или МПК), если это не противоречит положению о данном ТК или МТК, или если эти работы прямо предусмотрены в нем.
3.8 Если организация-разработчик неподведомственна Госстандарту России, то проведение работ по рассмотрению проекта правил (рекомендаций) в Госстандарте России, а также по подготовке проекта к принятию, по формированию и оформлению дела документа может быть поручено (путем заключения договора) научно-исследовательской организации Госстандарта России, имеющей опыт работ в данной области (стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, каталогизации).
3.9 При разработке правил (рекомендаций) по межгосударственной стандартизации учитывают особенности проведения работ на межгосударственном уровне, которые далее выделены в тексте настоящих правил курсивом, а также общий порядок их разработки, установленный ГОСТ 1.2 (раздел 7).
3.10 Разработку документов осуществляют с использованием Системы обеспечения автоматизации процесса стандартизации, размещенной в Межведомственной корпоративной информационной сети МАКРОНЕТ.

4 Организация разработки документа

4.1 Организация разработки правил (рекомендаций) включает планирование соответствующей работы, заключение договора на разработку и уведомление о начале разработки.
4.2 Планирование работы по разработке правил (рекомендаций) и заключение соответствующего договора [в том числе составление и утверждение технического задания (ТЗ) на разработку] осуществляют в соответствии с ПР 50.1.010.
4.3 После заключения договора на разработку правил (рекомендаций) организация-разработчик готовит уведомление о проекте правил (рекомендаций) по ГОСТ Р 1.13.
В случае разработки правил (рекомендаций) по межгосударственной стандартизации организация-разработчик в дополнение к указанному в ГОСТ Р 1.13 направляет уведомление о начале разработки документа во все национальные органы по стандартизации, входящие в Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС), а также в Бюро по стандартам.
Если при этом организация-разработчик ведет секретариат МТК (МПК), то уведомление о начале разработки правил (рекомендаций) по межгосударственной стандартизации рассылают непосредственно полномочным представителям других государств в МТК (МПК), а если они не назначены, то соответствующим национальным органам по стандартизации.
4.4 Федеральные и иные органы исполнительной власти, предприятия и организации, заинтересованные в рассмотрении проекта правил (рекомендаций), направляют организации-разработчику заявки о его представлении.

5 Разработка и рассмотрение первой редакции проекта документа

5.1 Организация-разработчик в соответствии с ТЗ на разработку готовит первую редакцию проекта правил (рекомендаций), пояснительную записку к нему (см. приложение А) и проект перечня рассылки на отзыв (см. приложение Б), а также проект сопроводительного письма Госстандарта России для рассылки первой редакции проекта документа. При этом проект письма о рассылке проекта правил (рекомендаций) по межгосударственной стандартизации в другие государства рекомендуется излагать, используя типовую формулировку, приведенную в В.1 (приложение В).