Действующий
предложения по цене предмета торгов с указанием условий ее определения и увязке со сроками выполнения работ;
подтверждение принятия претендентом требований заказчика, изложенных в коммерческой части тендерной документации, или альтернативные предложения (по виду цены, условиям, видам и методам платежей, формам оплаты, порядку авансирования, условиям кредитования сделки, методам учета последующих изменений в технической части предмета торгов при установлении и корректировке контрактной цены и при расчетах за выполненные работы, гарантиям, страхованию и другим коммерческим условиям).
* является предложение по цене предмета торгов, и поэтому по вопросам ее определения в тендерной документации должны быть помещены самые подробные разъяснения.
2.1. Одним из основных показателей (критериев) оценки оферт
В составе Требований по условиям разработки оферты рекомендуется сделать ссылку на то, что при обосновании предложений по цене предмета торгов претендентам следует руководствоваться документом Госстроя России - Порядок определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений, введенным в действие 01.04.94 письмом от 29.12.93 N 12-349, а также Перечнем нормативных документов Госстроя (Минстроя) России и действующих законодательных актов Российской Федерации, приведенных в прил. 3 и 4 к указанному выше Порядку.
Если предметом торгов является выполнение одного или нескольких однородных комплексов работ и не имеется достоверной информации об объемах этих работ (земляных, по водоотливу и т.п.), то в тендерной документации может быть отмечено, что претендентам надлежит представить предложения по цене единицы объема соответствующих видов работ.
Возможно также и комбинирование, когда по одной части объекта предлагается дать предложение цены на всю часть, а по отдельным видам работ - на единицу их объема.
Форма "твердая" цена может быть также рекомендована и при высоком уровне инфляции, преимущественно по предметам торгов с относительно коротким периодом выполнения подрядных работ.
Учитывая, что при твердой цене экономический риск принимает на себя подрядчик, заказчику рекомендуется использовать все потенциальные возможности применения именно этой формы контрактной цены.
В тендерной документации при этом целесообразно указать наименование организации или фирмы, разрабатывающей или публикующей эту информацию (местная администрация, региональный или межрегиональный центр ценообразования в строительстве, другая независимая организация, специализирующаяся на мониторинге цен).
Эффективность этой формы цены определяется тем, что при использовании региональных индексов заказчик получает гарантию того, что его издержки не превысят среднерегиональный уровень, а у подрядчика создается стимул к сокращению издержек в сравнении с их среднерегиональным уровнем.
установить, что расчеты с подрядчиком по статье затрат "оплата труда рабочих" будут производиться на основании сметной нормативной трудоемкости с использованием среднестатистических данных об оплате труда рабочих, занятых на строительно-монтажных работах, за соответствующий период выполнения работ (квартал, месяц);
установить, что расчеты по статьям затрат "накладные расходы в строительстве" и "прибыль" заказчик будет производить с использованием нормативов по видам работ, установленных в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов в Методических рекомендациях по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции (письмо Госстроя России от 30.10.92 N БФ-907/12), Методических рекомендациях о порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве (письмо Госстроя России от 18.10.93 N 12-248), Методических рекомендациях по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию (письмо Госстроя России от 30.10.92 N БФ-906/12);
оговорить ряд условий осуществления расчетов по комплексной статье "Материалы" или отдельным видам материальных ресурсов (по ценам такого-то поставщика, по среднебиржевым ценам и т.п.).
в постоянных ценах (например, в уровне базисных сметных норм и цен, введенных с 01.01.91 или с 01.01.84, в уровне цен месяца, предшествующего сроку представления оферт);
"Твердая" цена базируется на расчете стоимости в реальных (смешанных) ценах, а "скользящая", "открытая" и "ограниченно открытая" цена - на расчете в постоянных (базисных) ценах и системе индексов цен.
Наличие таких смет несколько облегчит претендентам обоснование своего предложения по цене, так как повсеместно разрабатываемые и используемые индексы цен в качестве своей базы имеют эти уровни стоимости.
В то же время в тендерной документации необходимо подчеркнуть, что основой для разработки предложения претендента по цене являются чертежи, спецификации, ведомости объемов и календарный график выполнения работ и другие элементы технической части оферт, а не сметы в базисном уровне цен.
Если заказчик предоставляет в распоряжение подрядчика свои площади для размещения служб подрядчика, свои материалы, энергетические ресурсы, строительные машины и т.п., то это также должно быть оговорено в тендерной документации в качестве важного условия, подлежащего учету при подготовке подрядчиком предложения по цене.
Показатели по отдельным комплексам и видам работ предназначаются для использования тендерным комитетом для анализа и могут служить основанием для запроса на получение от оферента дополнительных разъяснений, если оферент, к примеру, не полностью учел какие-то объемы работы или не разобрался в проектной документации.
2.12. В состав тендерной документации рекомендуется включать специальную форму "Предложение претендента по цене предмета торгов". Представленные предложения по "твердой" цене следует оформлять согласно
прил. 3 дан пример такой формы для случая представления предложения по "скользящей" цене.
2.13. Условия, виды и методы осуществления платежей за выполненные работы рекомендуется устанавливать в зависимости от вида и уровня цены предмета торгов. Эти условия, а также порядок авансирования рекомендуется представлять в составе тендерной документации в виде специальной формы. В
Это необходимо, когда заказчик заинтересован в получении от претендентов радикальных предложений по ускорению строительства и другим вопросам. Наличие альтернативных предложений может стать важным источником повышения эффективности проведения подрядных торгов, хотя и несколько усложняет процедуру оценки оферт.
При определении величины первого задатка необходимо установить его на таком уровне, чтобы, с одной стороны, задаток в основном компенсировал ущерб заказчика в случае отказа оферента - победителя торгов от подписания контракта, а с другой, - чтобы не создалось препятствий для привлечения к участию в торгах достаточного числа конкурирующих претендентов (в международной практике величина этого залога составляет до 2% предполагаемой цены предмета торгов, а в Российской Федерации в 1994-1995 гг., как правило, назначалась сумма, не превышающая 1%).