(Действующий) Ведомственные строительные нормы ВСН 013-88"Строительство...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
сооружение зимников;
развозка секций труб, материалов и оборудования вдоль трассы;
бурение скважин под установку свай;
установка свайных и устройство поверхностных опор;
земляные работы;
сварочно-монтажные работы на трассе, трассовая изоляция стыков труб, изоляция, укладка и закрепление трубопровода в проектном положении, теплоизоляция трубопровода, очистка полости и испытание.
1.7. В летний период при потере несущей способности деятельного слоя грунта и его использования в соответствии со СНиП II-18-76 по II принципу выполнение линейных трассовых работ допускается только с применением специальных технологий и техники, обоснованных технико-экономическим расчетом и отвечающих требованиям охраны окружающей среды.

2. Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы

2.1. Транспортные, погрузочно-разгрузочные работы выполняют в соответствии с требованиями разд. 5 СНиП III-42-80.
2.2. На участках транспортировки грузов со спусками и подъемами 10-20° необходимо применять дежурные гусеничные тракторы, с помощью которых транспортные средства преодолевают эти участки.
2.3. При эксплуатации транспортных средств в зимний период для повышения тягово-сцепных свойств допускается применять шины с шипами противоскольжения, разработанные в отрасли.
2.4. Трубы (секции) малых диаметров (32-325 мм) следует перевозить пакетами или в контейнерах в соответствии с государственными стандартами и технологическими условиями на трубы.
2.5. Складирование труб осуществляют на подготовленных площадках, на которых должны быть предусмотрены водоотводы от поверхностного стока. При укладке в штабеля трубы располагают в поперечном направлении к проезжей части склада. Внутренняя полость трубных секций должна быть защищена от попадания снега с помощью инвентарных заглушек.
2.6. Транспортировка теплоизолированных трубных секций с целью исключения повреждения тепловой изоляции должна осуществляться в специальных кассетах, исключающих их продольное и поперечное перемещения, а также деформации тепловой изоляции в местах опирания.

3. Подготовительные работы

3.1. Дополнительно к работам, изложенным в разд. 2 СНиП 3.01.01-85 и разд. 2 СНиП III-42-80, в районах распространения вечномерзлых грунтов проводятся следующие работы: геодезические разбивочные с восстановлением и закреплением оси зимней технологической дороги; разбивка и закрепление размещения карьеров, находящихся за пределами строительной полосы; заготовка и осушение грунта в карьерах; укрупнение и повышение технологической готовности конструкций и материалов; промораживание или осушение заболоченных и переувлажненных плохозамерзающих участков, подготовка оснований под насыпи; сооружение зимних технологических дорог.
3.2. Временные реперы на вечномерзлых грунтах при проведении геодезических разбивочных работ устраиваются в виде забуренных в мерзлоту металлических трубок или стержней. Глубина заложения и конструкция временных реперов на пучинистых грунтах должна обеспечивать отсутствие их вертикальных перемещений при процессах пучения.
3.3. Перед началом строительных работ необходимо: а) провести обследование трассы визуальным осмотром в натуре, инструментальными замерами для уточнения характера местности и мерзлотно-грунтово-геологических критериев (в частности, группы грунтов, типа и протяженности болот и заболоченных участков, протяженности участков с льдонасыщенными грунтами, наличия ледяных линз и погребенных льдов); б) определить возможность применения местных грунтов для сооружения дорог, подсыпки траншей и присыпки трубопроводов, глубину оттаивания грунтов, залесенность, глубину и ширину зеркала воды на переходах.
Результаты обследования необходимо сравнить с проектными данными, и если отклонения существенные, то необходимо скорректировать объемы работ и технологические решения, заложенные в проектах организации и производства работ, и при необходимости разработать дополнительные мероприятия по выполнению неучтенных видов строительно-монтажных работ.
3.4. Заготовку и осушение грунта для производства работ в зимний период производят преимущественно в карьерах в летний период послойной разработкой и формированием буртов.
3.5. На лесных участках трассы должны быть проведены работы по вырубке леса. Расчистку полосы строительства от леса и кустарника осуществляют с сохранением корневой системы, за исключением зоны расположения траншеи под трубопровод.
3.6. Планировку полосы отвода для прохода строительной техники следует осуществлять в основном за счет устройства грунтовых насыпей из привозного грунта. Планировка микрорельефа со срезкой неровностей допускается только по полосе будущей траншеи; на остальной части полосы отвода планировка микрорельефа осуществляется за счет формирования уплотненного снежного покрова. Уплотнение насыпного грунта следует выполнять послойно путем многократных проходов колесных или гусеничных транспортных средств.
3.7. Защиту строительной полосы от снежных заносов, расчистку или задержание снега осуществляют в соответствии с требованиями проекта производства работ на основании данных о розе ветров и объемах снегопереноса.
Для расчистки снега могут быть использованы шнекороторные снегоочистные машины, бульдозеры, путепрокладчики типа БАТ, прицепные снегоочистительные угольники.
3.8. Промораживание плохо замерзающих участков трассы осуществляют проминкой мохорастительного покрова гусеничной техникой с давлением на грунт не более 0,25 и удалением оседающего на полосе отвода снежного покрова. При этом убираемый снег необходимо разравнивать. Снежные отвалы высотой более 1 м рекомендуется осуществлять с откосами 1:6.
3.9. Устройство временных дорог на вечномерзлых грунтах следует проводить без снятия мохорастительного покрова.
Зимние снеголедовые дороги в зависимости от их расположения на местности и величины снегопереноса сооружают в нулевых отметках или насыпях.
3.10. При строительстве зимних технологических дорог в нулевых отметках следует преимущественно ограничиваться промораживанием поверхности грунта с последующим уплотнением снежного покрова до плотности не ниже 0,6 .
Ширину проезжей части технологических дорог определяют проектом с учетом технико-экономического обоснования и местных условий (розы ветров, снегопереноса, рельефа местности, направления прокладки и поперечного профиля дороги), наличия строительных и дорожных машин, комплекса выполняемых снегозащитных мероприятий.
3.11. Сооружение зимних снеголедовых дорог в насыпи из снега производится в условиях повышенного снегопереноса (более 600 ). Крутизна откосов должна составлять 1:6.
3.12. На залесенных участках трассы при наличии лесопорубочных материалов необходимо сооружать зимние технологические дороги продленного срока эксплуатации с устройством теплоизолирующего слоя из лесопорубочных остатков (древесные опилки, щепа, ветки деревьев и тонкомерная древесина). Слой укладывают на промороженное естественное основание зимней дороги толщиной 0,15-0,20 м, затем производят отсыпку на этот слой снегольда или смеси снегольда с добавками мохового очеса, древесных опилок или щепы. Толщина снегольда или смеси снегольда с опилками должна быть не менее 0,3-0,4 м (при плотности не менее 0,7 в верхних слоях и не менее 0,5 в нижних слоях покрытия).
3.13. При строительстве и эксплуатации ледовых переправ через реки, ручьи, озера несущая способность льда определяется в соответствии с "Инструкцией по проектированию, строительству и содержанию зимних автомобильных дорог на снежном и ледяном покрове в условиях Сибири и северо-востока СССР" ВСН 137-77/Минтрансстрой.
При толщине льда меньше минимально допустимой усиление переправы проводится армированием или намораживанием. Толщина намороженного слоя льда не должна превышать 40% от толщины естественного слоя.

4. Монтажные работы

4.1. Для обеспечения одновременного производства буровзрывных и сварочно-монтажных работ, подвоза грунта для устройства мягкого основания дна траншеи и выполнения работ по очистке траншеи от снега монтаж нитки трубопровода допускается на расстоянии 10-12 м от бровки траншеи, но в пределах полосы отвода.
4.2. Монтаж нитки трубопровода на снежных или грунтовых опорах должен осуществляться с обязательным применением страховочных опор, устанавливаемых под монтируемым стыком.
4.3. Монтаж ригелей и опорных элементов надземного трубопровода должен выполняться после оформления акта приемки свайных опор, которым подтверждается их соответствие проекту.
4.4. Монтаж надземных трубопроводов диаметром 530 мм и более разрешается производить из трехтрубных секций, свариваемых в базовых условиях. Надземные трубопроводы диаметром менее 530 мм из-за их повышенной гибкости следует монтировать из отдельных труб или двухтрубных секций.
4.5. В местах монтажа компенсаторов надземных трубопроводов необходимо оставлять технологические разрывы. Сварочные работы при монтаже компенсаторов должны выполняться с применением наружных центраторов.
4.6. Сварку замыкающих стыков следует производить при температуре окружающего воздуха, регламентированной в проектной документации.
Замыкающий шов запрещено выполнять на трубах с различной толщиной стенки, а также в составе компенсатора.
4.7. После завершения монтажа трубопровода на опорах выполняется подводка ригелей под трубопровод с заданным усилием, величина которого указывается в рабочих чертежах.
4.8. Монтаж трубопроводов диаметром до 89 мм (метанолопроводы, ингибиторопроводы и т.д.) осуществляют с одновременным протягиванием нитки трубопровода вдоль опор, после чего осуществляется укладка ее на опоры.

5. Очистка и защита полости труб от снега и наледи

5.1. Очистка полости труб от снега и наледи, как правило, должна производиться на трубосварочной базе до сварки одиночных труб в секции. Очистка может осуществляться либо механическим способом, либо с применением импульсного или теплового воздействия.
5.2. Полость секций труб после их сварки на трубосварочной базе защищается установкой инвентарных внутритрубных заглушек. Инвентарными внутритрубными заглушками защищаются также полости укрупненных трубных блоков и крановых узлов.
5.3. Секции труб вывозят на трассу с установленными внутритрубными заглушками. Снимают заглушки непосредственно перед установкой секций труб на штангу центратора или сварочной машины. Допускается вынимать заглушки перед вывозкой секций труб. В этом случае раскладку секций труб осуществляют встык с установкой между ними прокладки, обеспечивающих сохранность торцов, а также выполняют мероприятия, обеспечивающие защиту полости от снегозаноса.
5.4. После окончания сварочно-монтажных работ в свободный конец монтируемого трубопровода устанавливают инвентарную внутритрубную заглушку для предохранения от попадания снега в период между рабочими сменами.