(Действующий) Ведомственные строительные нормы ВСН 013-88"Строительство...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Ведомственные строительные нормы ВСН 013-88"Строительство магистральных и промысловых трубопроводов в условиях вечной мерзлоты"(утв. приказом Миннефтегазстроя СССР от 1 декабря 1988 г. N 332)

Дата введения 1 января 1989 г.

1. Основные положения

1.1. Настоящие Ведомственные нормы (ВСН) распространяются на сооружение в условиях вечной мерзлоты магистральных стальных трубопроводов в соответствии с п. 1.1 СНиП III-42-80, а также промысловых стальных трубопроводов в соответствии с пп. 1.1 и 1.2 "Строительство промысловых стальных трубопроводов. Технология и организация" ВСН 005-88/Миннефтегазстрой.
1.2. Требования настоящих ВСН не распространяются на сооружение подводных трубопроводов, выполняемых с применением специальных подводно-технических средств, а также на внутриплощадочные трубопроводы газовых и нефтяных месторождений, сооружение которых должно осуществляться в соответствии с действующими нормами.
1.3. При выполнении взрывных работ следует руководствоваться "Едиными правилами безопасности при взрывных работах", утвержденными Госгортехнадзором СССР.
1.4. Требования к технологическим процессам сварки, сооружения подводных переходов, очистки полости и испытания, а также контроля качества регламентируются в следующих ВСН: "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Сварка" ВСН 006-88/Миннефтегазстрой; "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемка работ" ВСН 012-88/Миннефтегазстрой; "Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Очистка полости и испытание" ВСН 011-88/Миннефтегазстрой; "Строительство магистральных трубопроводов. Подводные переходы" ВСН 010-88/Миннефтегазстрой.
1.5. Ширина полосы отвода земель на период строительства магистральных и промысловых трубопроводов определяется проектом в соответствии с требованиями СН 452-73, специфики их сооружения и способов прокладки, необходимости проведения мероприятий по защите от снегозаноса.
1.6. Сооружение трубопроводов, прокладываемых на вечномерзлых грунтах, должно осуществляться в основном в зимнее время с использованием грунтов в качестве оснований в соответствии со СНиП II-18-76 по I принципу. При этом в летний период при потере несущей способности деятельного слоя грунта выполняются внетрассовые работы:
транспортировка труб, грузов и оборудования водным путем на временные пионерные базы;
заготовка грунта в резервах для отсыпки насыпей под поверхностные опоры;
сварка и изоляция труб в секции на стационарных базах;
изготовление и изоляция гнутых отводов и кривых вставок;
сборка, изоляция и испытания укрупненных линейных крановых узлов, узлов подключения КС и других конструкций;
ремонт и подготовка строительной техники и автотранспорта к работе в зимних условиях.
В зимний период при промерзании деятельного слоя осуществляются линейные трассовые работы:
расчистка и планировка строительной полосы;
сооружение зимников;
развозка секций труб, материалов и оборудования вдоль трассы;
бурение скважин под установку свай;
установка свайных и устройство поверхностных опор;
земляные работы;
сварочно-монтажные работы на трассе, трассовая изоляция стыков труб, изоляция, укладка и закрепление трубопровода в проектном положении, теплоизоляция трубопровода, очистка полости и испытание.
1.7. В летний период при потере несущей способности деятельного слоя грунта и его использования в соответствии со СНиП II-18-76 по II принципу выполнение линейных трассовых работ допускается только с применением специальных технологий и техники, обоснованных технико-экономическим расчетом и отвечающих требованиям охраны окружающей среды.

2. Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы

2.1. Транспортные, погрузочно-разгрузочные работы выполняют в соответствии с требованиями разд. 5 СНиП III-42-80.
2.2. На участках транспортировки грузов со спусками и подъемами 10-20° необходимо применять дежурные гусеничные тракторы, с помощью которых транспортные средства преодолевают эти участки.
2.3. При эксплуатации транспортных средств в зимний период для повышения тягово-сцепных свойств допускается применять шины с шипами противоскольжения, разработанные в отрасли.
2.4. Трубы (секции) малых диаметров (32-325 мм) следует перевозить пакетами или в контейнерах в соответствии с государственными стандартами и технологическими условиями на трубы.
2.5. Складирование труб осуществляют на подготовленных площадках, на которых должны быть предусмотрены водоотводы от поверхностного стока. При укладке в штабеля трубы располагают в поперечном направлении к проезжей части склада. Внутренняя полость трубных секций должна быть защищена от попадания снега с помощью инвентарных заглушек.
2.6. Транспортировка теплоизолированных трубных секций с целью исключения повреждения тепловой изоляции должна осуществляться в специальных кассетах, исключающих их продольное и поперечное перемещения, а также деформации тепловой изоляции в местах опирания.

3. Подготовительные работы

3.1. Дополнительно к работам, изложенным в разд. 2 СНиП 3.01.01-85 и разд. 2 СНиП III-42-80, в районах распространения вечномерзлых грунтов проводятся следующие работы: геодезические разбивочные с восстановлением и закреплением оси зимней технологической дороги; разбивка и закрепление размещения карьеров, находящихся за пределами строительной полосы; заготовка и осушение грунта в карьерах; укрупнение и повышение технологической готовности конструкций и материалов; промораживание или осушение заболоченных и переувлажненных плохозамерзающих участков, подготовка оснований под насыпи; сооружение зимних технологических дорог.
3.2. Временные реперы на вечномерзлых грунтах при проведении геодезических разбивочных работ устраиваются в виде забуренных в мерзлоту металлических трубок или стержней. Глубина заложения и конструкция временных реперов на пучинистых грунтах должна обеспечивать отсутствие их вертикальных перемещений при процессах пучения.
3.3. Перед началом строительных работ необходимо: а) провести обследование трассы визуальным осмотром в натуре, инструментальными замерами для уточнения характера местности и мерзлотно-грунтово-геологических критериев (в частности, группы грунтов, типа и протяженности болот и заболоченных участков, протяженности участков с льдонасыщенными грунтами, наличия ледяных линз и погребенных льдов); б) определить возможность применения местных грунтов для сооружения дорог, подсыпки траншей и присыпки трубопроводов, глубину оттаивания грунтов, залесенность, глубину и ширину зеркала воды на переходах.
Результаты обследования необходимо сравнить с проектными данными, и если отклонения существенные, то необходимо скорректировать объемы работ и технологические решения, заложенные в проектах организации и производства работ, и при необходимости разработать дополнительные мероприятия по выполнению неучтенных видов строительно-монтажных работ.
3.4. Заготовку и осушение грунта для производства работ в зимний период производят преимущественно в карьерах в летний период послойной разработкой и формированием буртов.
3.5. На лесных участках трассы должны быть проведены работы по вырубке леса. Расчистку полосы строительства от леса и кустарника осуществляют с сохранением корневой системы, за исключением зоны расположения траншеи под трубопровод.
3.6. Планировку полосы отвода для прохода строительной техники следует осуществлять в основном за счет устройства грунтовых насыпей из привозного грунта. Планировка микрорельефа со срезкой неровностей допускается только по полосе будущей траншеи; на остальной части полосы отвода планировка микрорельефа осуществляется за счет формирования уплотненного снежного покрова. Уплотнение насыпного грунта следует выполнять послойно путем многократных проходов колесных или гусеничных транспортных средств.
3.7. Защиту строительной полосы от снежных заносов, расчистку или задержание снега осуществляют в соответствии с требованиями проекта производства работ на основании данных о розе ветров и объемах снегопереноса.
Для расчистки снега могут быть использованы шнекороторные снегоочистные машины, бульдозеры, путепрокладчики типа БАТ, прицепные снегоочистительные угольники.
3.8. Промораживание плохо замерзающих участков трассы осуществляют проминкой мохорастительного покрова гусеничной техникой с давлением на грунт не более 0,25 и удалением оседающего на полосе отвода снежного покрова. При этом убираемый снег необходимо разравнивать. Снежные отвалы высотой более 1 м рекомендуется осуществлять с откосами 1:6.
3.9. Устройство временных дорог на вечномерзлых грунтах следует проводить без снятия мохорастительного покрова.
Зимние снеголедовые дороги в зависимости от их расположения на местности и величины снегопереноса сооружают в нулевых отметках или насыпях.
3.10. При строительстве зимних технологических дорог в нулевых отметках следует преимущественно ограничиваться промораживанием поверхности грунта с последующим уплотнением снежного покрова до плотности не ниже 0,6 .