(Действующий) Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14 июня...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14 июня 2023 г. N 01/1474 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.08.2020 г. N 01/1739"

Приказываю:
1. В приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.08.2020 N 01/1739 "Об утверждении Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области" внести следующие изменения:
Концепцию организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области изложить в новой редакции, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра образования и науки Челябинской области Литке В.В.
Министр
А.И. Кузнецов
Утверждена
приказом
Министерства образования и науки
Челябинской области
от 14 августа 2020 г. N 01/1739
(в редакции приказа
Министерства образования и науки
Челябинской области
от 14 июня 2023 г. N 01/1474)

Концепция
организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области

1. Введение

Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области на период 2020-2024 годы (далее - Концепция) преемственно развивает основные идеи и содержание Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 годы, Концепции развития естественно-математического и технологического образования "ТЕМП" в Челябинской области вместе с Комплексом мер по реализации образовательного проекта развития естественно-математического и технологического образования "ТЕМП" в образовательных организациях Челябинской области на 2015-2017 годы, Регионального плана по реализации концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы, Национального проекта "Образование" (в частности федеральных проектов "Успех каждого ребенка", "Кадры для цифровой экономики", "Молодые профессионалы"). Новый импульс профориентационной деятельности дают Стратегия социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года и опыт внедрения Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в Челябинской области в соответствии с Соглашением, подписанным Губернатором Челябинской области, АНО "Агентство стратегических инициатив", Союзом "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "WorldSkillsRussia".
Инновационное развитие региона требует подготовки кадров в сферах науки, образования, технологий и инноваций в промышленности. Таким образом, принципы преемственности и развития являются основополагающими при разработке настоящей Концепции, определяющей приоритеты деятельности в сфере сопровождения профессионального самоопределения населения региона.
Настоящая Концепция определяет теоретическую базу и основные направления деятельности по сопровождению профессионального самоопределения.
Объектом, который описывает Концепция, является организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся, направленное на самостоятельное и осознанное нахождение человеком личностных смыслов профессиональной деятельности и возможности реализации с учетом потребности экономики Челябинской области.
Предметом Концепции является обоснование нормативно-правового, психолого-педагогического и ресурсного обеспечения процессов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, реализуемого на институциональном, муниципальном, региональном уровнях.
Область применения Концепции ограничена рамками целевых аудиторий - обучающимися на всех уровнях образования, начиная от дошкольного и заканчивая дополнительным профессиональным. Основные идеи Концепции, связанные с непрерывностью процессов сопровождения профессионального самоопределения и становлением субъекта социально-профессионального саморазвития, осуществляются в основном в сфере образования, для остальных же субъектов профориентационной деятельности (работодателей, представителей органов и организаций труда и занятости и др.) самоопределяющийся человек воспринимается прежде всего как объект воздействия, призванный удовлетворить кадровые потребности экономической сферы.
В этой связи основная доля ответственности ложится на систему образования, осуществляющую организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области. Однако комплексная работа по профессиональной ориентации и самостоятельному выбору профессии молодыми людьми может стать реальной силой региональной кадровой политики при системной государственной поддержке. При том, что профориентационная работа, способствующая осознанному и результативному профессиональному самоопределению человека, традиционно рассматривается как относительно самостоятельная система, она обладает рядом специфических характеристик, среди которых: комплексный, многоуровневый, многосторонний, межведомственный характер; относительно слабая институционализация; значительная отсроченность результатов профориентационной деятельности по времени; соотнесение результатов личного выбора и потребностей социально-экономического развития региона и др. Социально-экономическая эффективность работы по профессиональной ориентации заметно повышается при включении ее в общую систему государственной кадровой политики. Это, в свою очередь, требует реализации особой политики государства и региональной власти в том числе, в области сопровождения профессионального самоопределения.
Настоящая Концепция разработана в рамках основных нормативных документов, обеспечивающих региональную политику экономического развития с целью определения и обоснования организационно-педагогических и научно-методических основ такой политики и условий ее реализации (Приложение).
Таким образом, настоящая Концепция становится документом, регулирующим деятельность всех заинтересованных в реализации региональной кадровой политики сторон и обеспечивающим поддержку населения области, нуждающегося в профессиональном самоопределении для дальнейшей эффективной самореализации в жизни.
Цели, задачи, содержание и структура Концепции определены на основе государственной социальной политики в интересах населения с учетом социального контекста образовательной среды и экономического пространства Челябинской области, а также фактических возможностей образовательных организаций, включенных в систему профориентационной работы области.
Исполнение Концепции обеспечивается управленческими решениями, соответствующими фактическому состоянию кадровой, программно-методической, материально-технической баз организаций и учреждений, включенных в систему сопровождения профессионального самоопределения населения Челябинской области.

2. Характеристика основных понятий

Деятельность - свойственная исключительно человеку форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен терминами "обучающийся", "оптант".
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самоопределения наставляемого.
Обучающийся - лицо, получающее образование в образовательной организации, вне зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации.
Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения - комплексная система работы, направленная на повышение эффективности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, и включающая в себя организационно-управленческое, научно-методическое, информационно-аналитическое и материально-техническое обеспечение педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на региональном уровне.
Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования.
Профессиональная ориентация (профориентация) - система действий по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, реализуемого на всех уровнях управления процессами сопровождения профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение - процесс и результат:
1) выявления, уточнения и утверждения человеком собственной позиции в профессионально-трудовой сфере посредством согласования индивидуальных возможностей, внутренних стремлений и внешних вызовов - содержательно-смысловая сторона профессионального самоопределения;
и 2) овладения необходимым для этого инструментарием (знаниями, умениями, навыками, опытом, компетенциями) - инструментально-технологическая сторона профессионального самоопределения.
Субъект профессионального самоопределения - личность, помещаемая в систему сопровождения профессионального самоопределения {оптант).
Профессиональный выбор - результат профессионального самоопределения, заключающийся в выборе сферы профессиональной деятельности.
Практико-ориентированное мероприятие - профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, завершенный процесс которого способствует сознательному, обоснованному выбору профессии.

3. Актуальность проблемы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области

Постоянные изменения социально-экономической ситуации требуют корректировки в сфере подготовки специалистов, готовности к появлению новых профессий и следовательно, периодического внесения корректив в проектируемую систему сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. В связи с этим реализация настоящей Концепции предусмотрена в форме последовательно сменяющих друг друга этапов. Современный этап профориентационной работы в Челябинской области обусловлен потребностями региональной экономики в кадрах и опирается на данные "Информационной системы прогнозирования и планирования кадровой обеспеченности Челябинской области", обеспечивающей прогноз потребности Челябинской области в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Практическая ценность прогнозирования заключается в подготовке заблаговременно научно обоснованных проектов и предполагает выявление желательного направления развития региона.
Прогнозирование потребности региональной экономики в кадрах в настоящее время становится основой разработки системы управления трудовым и образовательным потенциалом региона и нацелено на определение объема и структуры подготовки кадров, соответствующих потребностям региональной экономики и решению задач, поставленных Стратегией социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года. На этой основе возникает возможность и необходимость совершенствования регионального управления, нацеленного на обеспечение сбалансированного рынка труда, рынка образовательных услуг, построения системы профориентационной деятельности.
За последние десять лет наметились существенные сдвиги в распределении валового регионального продукта Челябинской области по отраслям: сократилась роль отраслей таких видов экономической деятельности, как "Обрабатывающие производства", "Оптовая и розничная торговля", "Транспорт и связь" в формировании конечного общественного продукта; в то же время возросло участие отраслей "Операции с недвижимым имуществом", "Здравоохранение и предоставление социальных услуг", "Добыча полезных ископаемых", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды", "Образование", "Государственное управление". Таким образом, в экономике региона продолжаются структурные сдвиги, в том числе и в сторону отраслей непроизводственной сферы, что находит отражение в структуре спроса экономики на рабочую силу.
Конечным результатом системной работы должно стать обеспечение кадровых потребностей региональной экономики и ее развития. В этой связи важным элементом выстраивания системы профориентационной работы в регионе является повышение привлекательности профессий, востребованных на региональном рынке труда.
Сокращение числа выпускников технических специальностей привело к тому, что квалифицированные специалисты высшего эшелона отдельных отраслей производства вплотную подошли к пенсионному возрасту, рабочие профессии у молодежи не популярны, а уровень среднего руководящего состава требует серьезного пополнения и повышения квалификации. Проблема будет решена только тогда, когда спрос на специалистов различных сфер экономики будет равен предложениям, поступающим от образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования в связи с трудоустройством своих выпускников.
Многие абитуриенты, поступающие в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, руководствуются при выборе профессии не интересом в конкретной специальности, а совершенно случайными мотивами (влияние родителей, друзей, расположение), и за время обучения не овладевают в должной мере знаниями и навыками, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.
В свою очередь, абитуриенты, поступающие в образовательные организации профессионального и высшего образования, должны иметь возможность после завершения обучения работать по специальности. Получая соответствующее образование, они должны не только связывать с будущей профессией (специальностью) свои профессиональные планы, но и реализовывать их в процессе трудовой деятельности. Важно формировать профессиональную ориентацию у обучающихся, адекватную потребностям региональной экономики.
Следует отметить, что наиболее ощутимый недостаток обеспечения потребности экономики Челябинской области выпуском лиц, овладевших профессиональным образованием, сложился в рамках таких укрупненных групп специальностей, как 15.00.00 Машиностроение, 22.00.00 Технологии материалов, 35.00.00 Сельское, лесное, рыбное хозяйство, 38.00.00 Экономика и управление, 46.00.00 Исторические науки и археология.
Прогноз общей кадровой потребности Челябинской области показал, что при сохранении существующих тенденций в развитии экономики региона и ее отраслей в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет наблюдаться небольшой прирост кадровой потребности. К концу среднесрочного периода (2024 год) по отношению к 2019 году прогнозируется прирост потребности на 3,09 %, а к концу долгосрочного периода (2036 год) кадровая потребность прирастет еще на 2,49 %. Невысокий рост потребности в кадрах в условиях развивающейся экономики объясняется ростом производительности труда в результате автоматизации, цифровизации производственных процессов в сфере материального производства и сфере услуг.
Складывающаяся ситуация требует разрешения противоречия между спросом на специалистов различных сфер экономики и предложением образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования с учетом показателей трудоустройства выпускников.
Профессиональное самоопределение человека обуславливает личный успех в трудовой деятельности и является обеспечивающей основой в его карьерном росте. Однако, как показывают современные исследования, за последнее время возросло количество выпускников школ, не определившихся в профессиональных намерениях.
Трудовая деятельность невозможна без учета профессиональных интересов. А интересы, в свою очередь, являются сильным побудительным фактором, обуславливающим выбор профессии. Для осуществления эффективной профориентационной работы с обучающимися на начальном этапе необходимо выявить их профессиональные предпочтения и склонности к различным видам профессиональной деятельности, после чего осуществлять непосредственно сопровождение профессионального самоопределения. Выявление профессиональных предпочтений в сфере трудовой деятельности предполагает использование различных методик (опросники, тесты, мониторинги).
По результатам мониторинга образовательных предпочтений выпускников 9 классов, проводимого ГБНОУ ОК "Смена" в 2020 году, менее 50% обучающихся 9 классов определились с направлением профессионального образования, причем всего 10% из них ориентированы на рабочие профессии. Кроме того, около 50% обучающихся, рассматривая для себя обучение в системе среднего профессионального образования, учитывают узкий спектр выбираемых профессий и специальностей и не владеют информацией о наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессиях.