Действующий
В целях обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области социально-экономического развития Российской Федерации:
план действий Правительства Российской Федерации на 2003 год по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации (далее именуется - план действий).
1. Утвердить прилагаемый
Установить, что руководители федеральных органов исполнительной власти несут персональную ответственность за выполнение плана действий.
осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выполнении плана действий;
представлять ежемесячно, до 3-го числа, в Минэкономразвития России информацию о ходе выполнения плана действий.
План
действий Правительства Российской Федерации на 2003 год по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации
(утв. распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2003 г. N 252-р)
В 2002 году продолжалась реализация утвержденной Правительством Российской Федерации в августе 2001 года Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы) (далее - среднесрочная программа), осуществлявшейся на основе плана действий Правительства Российской Федерации. В то же время текущая скорость осуществления структурных реформ не позволяет создать условия для обеспечения устойчиво высоких темпов экономического роста. Экономика России растет в настоящее время относительно быстро на фоне мирового экономического спада, но недостаточно быстро для выхода на приемлемый уровень жизни в стране в обозримой перспективе.
2003 год должен стать ключевым для ускорения реализации среднесрочной программы на основе обеспечения четкой координации и взаимосвязи проводимых реформ (с учетом их промежуточных результатов и имеющихся ресурсов на их осуществление) и определения приоритетов социально-экономического развития с точки зрения степени стимулирующего воздействия проводимых преобразований на рост экономики.
Одновременно должно быть обеспечено развитие стратегических заделов для повышения конкурентоспособности Российской Федерации в долгосрочной перспективе с учетом интеграции страны в мировую экономику.
Основным условием развития российской экономики является создание комфортных условий для начала, ведения и расширения бизнеса. В настоящее время эти условия реализуются не в полной мере.
Во-первых, остается существенным вмешательство государства в экономическую деятельность. По-прежнему значительной является доля государства в перераспределении экономических ресурсов и, как следствие, сохраняется высоким налоговое бремя. Прямое участие государства в производстве товаров и услуг ведет к созданию неравных условий конкуренции. Не происходит ощутимого снижения административных барьеров для ведения предпринимательской деятельности.
Во-вторых, имеющаяся рыночная инфраструктура не отвечает потребностям бизнеса и не создает благоприятную среду для его развития.
В-третьих, экономика России медленно интегрируется в мировую экономику, в то время как высокие темпы экономического роста не могут быть обеспечены исключительно за счет расширения внутреннего спроса.
В-четвертых, экономика остается слабо диверсифицированной, сохраняется ее сырьевая направленность. Бюджет и уровень доходов населения в значительной степени зависят от экспорта углеводородного сырья. Такая ситуация подрывает возможности ускорения экономического роста за счет повышения конкурентоспособности продукции с высокой добавленной стоимостью, развития сферы услуг, создания экономики, основанной на знаниях.
В-пятых, неэффективность системы предоставления социальных услуг препятствует воспроизводству и повышению качества "человеческого капитала".
Без скорейшего решения указанных проблем невозможно ускорение экономического роста, обеспечение устойчивого повышения доходов населения, поэтому в 2003 году основными приоритетами Правительства Российской Федерации в области реализации среднесрочной программы станут:
формирование эффективной системы обязательного социального страхования и предоставления социальных услуг.
В 2002 году стало очевидно, что действующая система государственного управления становится тормозом на пути проведения реформ, быстрого и адекватного решения назревших проблем в экономике и социальной сфере. Поэтому одной из приоритетных задач в области социально-экономического развития является создание эффективной системы государственного управления, включающей совершенствование форм и методов государственного регулирования, реформу системы контрольных и надзорных органов, кардинальное улучшение системы управления государственной собственностью.
увязка ресурсного обеспечения деятельности органов исполнительной власти с объемом исполняемых функций, создание в органах государственной власти стимулов для улучшения качества исполнения служащими своих функций, повышение их материальной заинтересованности, в том числе путем проведения в ряде органов исполнительной власти экспериментов, связанных с внедрением "бюджетирования по результатам";
установление процедур, обеспечивающих обязательную предварительную оценку необходимости сохранения или дополнительного введения мер государственного регулирования, имея в виду возможный отказ от государственного вмешательства по результатам данной оценки;
обеспечение четких и прозрачных процедур деятельности контрольных и надзорных органов в целях улучшения инвестиционного климата, совершенствование системы органов государственного надзора на основе объективных технических требований к продукции, сокращение избыточных функций, устранение дублирования как в области надзора и контроля, так и в полномочиях различных органов;
сокращение присутствия государства как собственника в экономике и совершенствование системы управления государственным имуществом, разработка плана сокращения (в течение 3 лет) объектов государственной собственности, не связанных с осуществлением властных полномочий государства, его обороной и безопасностью;
начало реформирования природопользования на основе внедрения эффективных механизмов обеспечения финансовых интересов государства как собственника природных ресурсов и выравнивания условий доступа к природным ресурсам.
Ускорение темпов экономического роста невозможно без дальнейшего снижения доли ресурсов, перераспределяемых государством.
Снижение налогового бремени будет стимулировать повышение производительности труда, а также снижать привлекательность "серых" схем ведения бизнеса.
Последовательность действий по осуществлению налоговой реформы будет отражена в трехлетней программе и определяется необходимостью обеспечения, прежде всего, высоких темпов роста. В этой связи особое внимание следует уделить докладу о разработке среднесрочной программы налоговой реформы, включающей снижение налогового бремени на экономику (на 2003-2005 годы).
Снижение налогового бремени должно быть увязано с реформой системы государственных расходов, включающей в себя снижение объемов этих расходов и повышение их эффективности, внедрение полноценного среднесрочного бюджетного планирования, изменение механизмов государственного финансирования.
реформа системы имущественных налогов (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения), которые должны стать серьезными источниками доходов региональных и местных бюджетов, а принципы их взимания должны стимулировать эффективное использование имущества. Необходимо исключить запасы, затраты и нематериальные активы из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций, перейти на оценочную рыночную стоимость имущества в качестве налогооблагаемой базы, сократить перечень налоговых льгот, обеспечить возможность постепенного перехода в перспективе на налогообложение недвижимости;
совершенствование системы налогового учета (эта система должна быть приближена к бухгалтерскому учету при сохранении дистанции между налоговой и бухгалтерской отчетностью), введение механизмов стимулирования инвестиционной активности налогоплательщиков;
совершенствование порядка исчисления налога на добавленную стоимость, отказ от принципа "кредитования налогоплательщиком государства", для чего необходимо исключить авансы из налоговой базы и изменить порядок подтверждения нулевой ставки по экспортным поставкам с последующим возмещением налога на добавленную стоимость;
совершенствование взимания государственной пошлины, преобразование в государственную пошлину всех существующих сегодня платежей, уплачиваемых в связи с выполнением государственными органами юридически значимых действий;