Утративший силу
объект регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка - энергопринимающее устройство (энергопринимающие устройства), находящееся (находящиеся) в единых границах балансовой принадлежности и принадлежащее (принадлежащие) одному потребителю электрической энергии - субъекту розничного рынка, и (при наличии) связанные с ним (с ними) объект (объекты) по производству электрической энергии и (или) система (системы) накопления электрической энергии, используемые для изменения режима потребления электрической энергии, если такие энергопринимающее устройство (энергопринимающие устройства) и объект (объекты) по производству электрической энергии и (или) система (системы) накопления электрической энергии технологически соединены между собой принадлежащими указанному потребителю объектами электросетевого хозяйства и их включение в состав объекта регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка допускается в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации;
агрегированный объект управления изменением режима потребления электрической энергии - объект регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка, объект регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка или совокупность данных объектов, сформированные агрегатором управления изменением режима потребления электрической энергии в соответствии с требованиями и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, или объекты регулирования потребления электрической энергии потребителя оптового рынка, сформированные им в соответствии с требованиями и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, в целях использования при оказании услуг по управлению изменением режима потребления электрической энергии;
низкоуглеродный генерирующий объект - генерирующий объект, функционирующий на основе использования возобновляемых источников энергии без использования процесса горения, либо атомная электростанция;
квалификация генерирующего объекта - процедура, в рамках которой осуществляется проверка соответствия генерирующего объекта критериям квалификации, а в случае подтверждения такого соответствия также осуществляется отнесение генерирующего объекта к возобновляемой генерации и (или) низкоуглеродной генерации и к одной или нескольким квалификационным категориям в зависимости от используемого источника энергии, способа его использования и других характеристик генерирующего объекта. Квалификация генерирующих объектов осуществляется в целях учета атрибутов генерации, предоставления сертификатов происхождения электрической энергии, поддержки использования возобновляемых источников энергии, а также в других целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
критерии квалификации генерирующего объекта (далее - критерии квалификации) - установленные Правительством Российской Федерации требования, совокупности которых должен соответствовать генерирующий объект для признания его квалифицированным генерирующим объектом;
квалифицированный генерирующий объект - генерирующий объект, в отношении которого по итогам квалификации генерирующего объекта установлено, что такой генерирующий объект функционирует на основе использования возобновляемых источников энергии и (или) является низкоуглеродным генерирующим объектом, соответствует иным критериям квалификации, а также осуществлено отнесение его к возобновляемой генерации и (или) низкоуглеродной генерации и к одной или нескольким квалификационным категориям;
атрибуты генерации - права, связанные с характеристиками процесса производства электрической энергии на квалифицированном генерирующем объекте и со сведениями о таком генерирующем объекте и выработке им электрической энергии, позволяющие обладателю этих прав совершать действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в отношении определенного количества электрической энергии;
сертификат происхождения электрической энергии (далее также - сертификат происхождения) - электронный документ, соответствующий установленным законодательством Российской Федерации об электроэнергетике требованиям, предоставляемый организацией коммерческой инфраструктуры, осуществляющей ведение реестра атрибутов генерации, владельцу квалифицированного генерирующего объекта, подтверждающий факт производства электрической энергии на квалифицированном генерирующем объекте в соответствии с его квалификационной категорией в количестве и в течение периода времени, которые указаны в данном документе, и удостоверяющий атрибуты генерации;
системообразующая территориальная сетевая организация - территориальная сетевая организация, определенная решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в соответствии с критериями отнесения территориальных сетевых организаций к системообразующим территориальным сетевым организациям и порядком определения системообразующих территориальных сетевых организаций, установленными Правительством Российской Федерации, функционирующая в границах субъекта Российской Федерации, обеспечивающая надежное функционирование объектов электросетевого хозяйства, расположенных в субъекте Российской Федерации, в порядке и способами, которые указаны в настоящем Федеральном законе. На территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы определение и функционирование системообразующих территориальных сетевых организаций осуществляются с учетом положений пункта 6 статьи 46.4 настоящего Федерального закона;
цифровая информационная модель объекта электроэнергетики - представленное в унифицированном электронном машиночитаемом виде множество взаимоувязанных сведений об объекте электроэнергетики, однозначно идентифицирующих и описывающих объект электроэнергетики и входящие в его состав оборудование и устройства, а также связи между ними;
средства дистанционного управления - программные, программно-аппаратные и иные технические средства, обеспечивающие техническую возможность изменения технологических режимов работы и (или) эксплуатационного состояния линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок непосредственно из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике или с иных удаленных автоматизированных рабочих мест, терминалов, из центров управления путем передачи технологической информации и реализации команд управления.

Глава 2. Основы организации электроэнергетики

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере электроэнергетики

1. Нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере электроэнергетики, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
3. Установление и оценка применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах в сфере электроэнергетики, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
В целях обеспечения соблюдения общих принципов организации экономических отношений, основ государственной политики в сфере электроэнергетики и основных принципов государственного регулирования в электроэнергетике, предусмотренных статьями 6 и 20 настоящего Федерального закона, сроки вступления в силу и сроки действия нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики определяются указанными нормативными правовыми актами без учета положений частей 1 и 4 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".

Статья 5. Технологическая и экономическая основы функционирования электроэнергетики

1. Технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.
2. Экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии и мощности на оптовом и розничных рынках.
3. Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, а также требования к обеспечению качества электрической энергии.
Надежность электроэнергетической системы обеспечивается посредством выполнения каждым субъектом электроэнергетики и каждым потребителем электрической энергии в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти.
Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, объекты электроэнергетики и (или) энергопринимающие установки которых функционируют или будут функционировать в составе электроэнергетической системы, обязаны обеспечить соответствие технических характеристик и параметров работы принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, их оборудования и устройств установленным нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти требованиям, обеспечивающим нахождение параметров электроэнергетического режима работы электроэнергетической системы в пределах допустимых значений, надежность и устойчивость электроэнергетической системы и качество электрической энергии, и поддерживать соответствие указанных технических характеристик и параметров данным требованиям в процессе эксплуатации объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок.
4. В рамках технологических и экономических отношений в сфере электроэнергетики нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти может быть предусмотрено получение субъектами электроэнергетики и (или) потребителями электрической энергии, а также организациями, осуществляющими или планирующими осуществлять деятельность в сфере электроэнергетики, разрешений в форме согласований (включая согласование соответствующих решений, действий или документов с организациями технологической или коммерческой инфраструктуры электроэнергетики или получение разрешений таких организаций на их осуществление), аттестаций и в иных формах, определенных Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Статья 6. Общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики

1. Общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются:
обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации;
технологическое единство электроэнергетики;
обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики;
свобода экономической деятельности в сфере электроэнергетики и единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами;
соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии;
использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии;
обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня;
содействие посредством мер, предусмотренных федеральными законами, развитию российского энергетического машиностроения и приборостроения, электротехнической промышленности и связанных с ними сфер услуг;
обеспечение экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, используемого при осуществлении субъектами электроэнергетики видов деятельности, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов) (далее - регулируемый вид деятельности);
обеспечение экологической безопасности электроэнергетики;
экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения ими выработки электрической и тепловой энергии.
2. Государственная политика в сфере электроэнергетики направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом.

Статья 6.1. Система перспективного развития электроэнергетики

1. Система перспективного развития электроэнергетики представляет собой совокупность документов перспективного развития электроэнергетики и действий, направленных на их разработку, утверждение и реализацию в целях своевременного обеспечения потребностей экономики и населения Российской Федерации в электрической энергии и мощности.
2. Планирование перспективного развития электроэнергетики обеспечивается путем разработки и утверждения согласованных между собой документов перспективного развития электроэнергетики.
К документам перспективного развития электроэнергетики относятся:
генеральная схема размещения объектов электроэнергетики, утверждаемая Правительством Российской Федерации;
схема и программа развития электроэнергетических систем России, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
3. Для целей подготовки документов территориального планирования схема и программа развития электроэнергетических систем России равнозначны отраслевым документам стратегического планирования Российской Федерации.
4. Не допускаются разработка, согласование и утверждение органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов (за исключением документов перспективного развития электроэнергетики), направленных на определение решений по перспективному развитию электроэнергетики в части строительства линий электропередачи и подстанций, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 киловольт и выше (35 киловольт и выше в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем), строительства объектов по производству электрической энергии, установленная генерирующая мощность которых составляет 5 мегаватт и выше, или реконструкции данных объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии, связанной с увеличением их пропускной способности, трансформаторной или установленной генерирующей мощности, если такие строительство или реконструкция не предусмотрены документами перспективного развития электроэнергетики.
Действие абзаца первого настоящего пункта не распространяется на объекты по производству электрической энергии и объекты электросетевого хозяйства, которые не имеют технологических связей с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами и присоединение которых к указанным электроэнергетическим системам не планируется, строительство или реконструкция которых осуществляется за счет собственных средств организаций, планирующих осуществить такие мероприятия в целях обеспечения электрической энергией и мощностью исключительно собственных производственных нужд или для передачи электрической энергии на собственные производственные объекты.
5. Документы перспективного развития электроэнергетики должны обеспечивать: