Утративший силу
2. Утратил силу с 1 января 2024 г. - Федеральный закон от 11 июня 2022 г. N 174-ФЗ
3. Субъекты электроэнергетики вправе не исполнять оперативные диспетчерские команды и распоряжения субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и команды дистанционного управления, если их исполнение создает угрозу жизни людей, повреждения оборудования или приводит к нарушению пределов и условий безопасной эксплуатации атомных электростанций.
4. Выдача обязательных для исполнения оперативных диспетчерских команд и распоряжений, связанных с ограничением режима потребления электрической энергии (мощности) потребителей электрической энергии, и ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) потребителей электрической энергии с использованием средств дистанционного управления из диспетчерских центров системного оператора осуществляются системным оператором только в случае необходимости принятия мер по предотвращению возникновения или ликвидации аварийных ситуаций.

Статья 15. Аварийные электроэнергетические режимы

При возникновении или угрозе возникновения аварийных электроэнергетических режимов (режимов, которые характеризуются параметрами, выходящими за допустимые пределы, определяемые в соответствии с обязательными требованиями) действует особый порядок оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Особенности оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике при возникновении или угрозе возникновения аварийных электроэнергетических режимов и соответствующие обязанности субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливаются правилами технологического функционирования электроэнергетических систем и правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Статья 15.1. Обеспечение дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике

1. В отношении функционирующих в составе Единой энергетической системы России объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 220 киловольт и выше и объектов по производству электрической энергии (мощности), установленная генерирующая мощность которых равна или превышает 25 мегаватт (за исключением атомных электростанций), а также в отношении функционирующих в составе технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 110 киловольт и выше и объектов по производству электрической энергии (мощности), установленная генерирующая мощность которых равна или превышает 5 мегаватт (за исключением атомных электростанций), в порядке, установленном настоящей статьей, осуществляется переход к дистанционному управлению технологическими режимами и эксплуатационным состоянием таких объектов из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
2. При проектировании, строительстве, реконструкции объектов электроэнергетики, которые соответствуют указанным в пункте 1 настоящей статьи критериям и проектная документация на строительство (реконструкцию) которых будет утверждена в период начиная с 1 января 2025 года, собственниками или иными законными владельцами таких объектов электроэнергетики должны быть обеспечены разработка и реализация мероприятий, необходимых для создания технической возможности осуществления изменения технологических режимов работы и эксплуатационного состояния указанных объектов электроэнергетики посредством дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
3. Собственники или иные законные владельцы объектов электроэнергетики, которые введены в эксплуатацию до 1 января 2025 года, соответствуют указанным в пункте 1 настоящей статьи критериям и в отношении которых имеется техническая возможность реализации дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, и субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике обязаны не позднее 1 января 2027 года обеспечить переход к управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием таких объектов электроэнергетики посредством дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в соответствии с планами-графиками реализации необходимых для этого мероприятий, разработанными указанными собственниками или иными законными владельцами объектов электроэнергетики и согласованными субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
В отношении введенных в эксплуатацию объектов электроэнергетики, которые соответствуют указанным в пункте 1 настоящей статьи критериям и для которых техническая возможность реализации дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике по состоянию на 1 января 2025 года отсутствует, и в отношении объектов электроэнергетики, проектной документацией на строительство (реконструкцию) которых техническая возможность реализации дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике не предусмотрена, создание технической возможности реализации дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике осуществляется при последующей реконструкции таких объектов электроэнергетики.
В отношении введенных в эксплуатацию объектов электроэнергетики, которые соответствуют указанным в пункте 1 настоящей статьи критериям и для которых уполномоченным органом до 1 января 2027 года согласован вывод из эксплуатации, реализация дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике не осуществляется.
Критерии наличия технической возможности реализации дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, порядок определения наличия указанной технической возможности и обязательный минимальный состав оборудования и устройств объектов электроэнергетики, в отношении которых осуществляется дистанционное управление из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, определяются Правительством Российской Федерации.
4. Объем реконструкции объектов электроэнергетики, при выполнении которой в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи создается техническая возможность реализации дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

Статья 16. Оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике

1. Системный оператор оказывает на возмездной договорной основе услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии.
Правительство Российской Федерации устанавливает критерии отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих такому обязательному обслуживанию, а также основы ценообразования и порядок оплаты указанных услуг, в число которых входят следующие услуги:
управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также обеспечение функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков и осуществление проектирования развития электроэнергетических систем;
обеспечение надежности функционирования электроэнергетики путем организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности.
Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, технологический режим работы и эксплуатационное состояние объектов электроэнергетики или энергопринимающих устройств которых влияют на электроэнергетический режим работы электроэнергетической системы, заключают с системным оператором безвозмездные соглашения, которыми устанавливается порядок осуществления технологического взаимодействия системного оператора с указанными субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии в целях обеспечения надежности функционирования Единой энергетической системы России (технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем). Порядок заключения указанных соглашений определяется правилами недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Заключение безвозмездных соглашений, указанных в абзаце пятом настоящего пункта, является обязательным для соответствующих субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии.
2. Заключение договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии, отнесенными в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию, с системным оператором является обязательным для обеих сторон, при этом системный оператор не вправе отказать в заключении такого договора.
Субъекты электроэнергетики, потребители электрической энергии несут ответственность за нарушение установленного порядка исполнения оперативно-диспетчерских команд и распоряжений системного оператора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков и осуществления проектирования развития электроэнергетических систем, обязаны уплатить системному оператору (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе соответствующему субъекту оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике) по его требованию пени в размере одной стотридцатой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в соответствующие периоды, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты.
3. Утратил силу.
4. Деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях и со статьями 20 и 25 настоящего Федерального закона.

Статья 17. Соблюдение субъектом оперативно-диспетчерского управления требований, регулирующих отношения в сфере оперативно-диспетчерского управления

1. Оценка соблюдения системным оператором обязательных требований настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике осуществляется в рамках федерального государственного энергетического надзора и государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.
2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора, вправе обращаться в суд с требованием о лишении физических лиц - диспетчеров, нарушивших порядок оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, права осуществлять профессиональную деятельность в сфере оперативно-диспетчерского управления.
Должностные лица системного оператора несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность в случае нарушения порядка оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Статья 18. Гражданско-правовая ответственность субъекта оперативно-диспетчерского управления

1. За действия (бездействие), повлекшие за собой неблагоприятные последствия для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, системный оператор несет ограниченную ответственность в пределах, установленных настоящим Федеральным законом.
2. За убытки, причиненные субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, системный оператор, действовавший в пределах своих полномочий, не несет ответственность. Убытки, причиненные субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии действиями (бездействием) системного оператора, действовавшего в пределах своих полномочий, возмещаются согласно договорам, заключаемым в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков.
Убытки, причиненные субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии действиями (бездействием) системного оператора, действовавшего с превышением своих полномочий, возмещаются в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусматривающем возмещение реального ущерба в полном объеме и упущенной выгоды в случае, если в судебном порядке будет доказано, что указанные действия (бездействие) совершены умышленно или по грубой неосторожности.
3. В целях защиты имущественных интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии от указанных в пункте 2 настоящей статьи действий (бездействия) системный оператор обязан осуществлять страхование риска ответственности за причинение ущерба субъектам электроэнергетики, потребителям электрической энергии в результате действий (бездействия) системного оператора, а также вправе осуществлять страхование риска ответственности за нарушение договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и соглашений о технологическом взаимодействии в целях обеспечения надежности функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховой деятельности. Предельный объем средств, предназначенных для указанного страхования, определяется в соответствии с федеральными законами и включается в состав платы за услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. Данные средства имеют строго целевое назначение и могут расходоваться только на уплату страховой премии в связи с осуществлением страхования риска ответственности за причинение ущерба субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии и риска ответственности за нарушение договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и соглашений о технологическом взаимодействии в целях обеспечения надежности функционирования Единой энергетической системы России.
Организация, осуществляющая страхование, определяется на основе открытого конкурса.
4. Для защиты своих имущественных интересов от указанных в пункте 2 настоящей статьи действий (бездействия) субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии вправе осуществлять дополнительное добровольное страхование своих предпринимательских рисков.

Статья 19. Оперативно-диспетчерское управление в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах

1. Оперативно-диспетчерское управление в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, перечень которых утверждается в соответствии с настоящим Федеральным законом, в период до 31 декабря 2023 года включительно осуществляется функционирующими в пределах этих систем субъектами оперативно-диспетчерского управления. Перечень таких субъектов и порядок осуществления оперативно-диспетчерского управления в указанных системах определяются Правительством Российской Федерации.
2. Начиная с 1 января 2024 года оперативно-диспетчерское управление в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем осуществляется единолично системным оператором.
3. При передаче системному оператору от соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем законодательство Российской Федерации в сфере электроэнергетики применяется на территориях таких электроэнергетических систем в течение определенного Правительством Российской Федерации переходного периода с учетом установленных Правительством Российской Федерации особенностей осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, технологического присоединения к электрическим сетям и регулирования отношений в сфере электроэнергетики на розничных рынках, в том числе в части обеспечения передачи системному оператору необходимых документов и информации, организации систем связи и порядка взаимодействия субъектов оперативно-диспетчерского управления, других субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии с системным оператором.

Глава 5. Система государственного регулирования и контроля в электроэнергетике

Статья 20. Принципы и методы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике

1. Основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются:
обеспечение единства технологического управления Единой энергетической системой России, надежного и безопасного функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем;
эффективное управление государственной собственностью в электроэнергетике;
достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии;
обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав;
обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность);