Действующий
4. Капитан судна обеспечивает составление описи и сохранность находящегося на судне имущества умершего до передачи такого имущества согласно описи капитану первого порта Российской Федерации, в который зайдет судно.
Статья 71. Капитан судна как представитель судовладельца и грузовладельца
Капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца.
Статья 72. Неотложная надобность в деньгах для продолжения плавания
1. Капитан судна в случае возникновения во время рейса неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания, в частности для ремонта судна или содержания членов экипажа судна, вправе, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного капитану судна имущества, не являющуюся необходимой для продолжения плавания.
Капитан судна обязан избрать тот способ приобретения средств для продолжения плавания, который наименее убыточен для судовладельца и грузовладельца.
2. Судовладелец возмещает стоимость проданного груза его владельцу, за исключением случаев, если вызванные продажей груза убытки подпадают под признаки общей аварии или продажа груза проведена только в интересах груза.
Статья 73. Возложение обязанностей капитана судна на старшего помощника капитана судна или члена экипажа судна
1. В случае смерти, болезни капитана судна или иной причины, препятствующей выполнению капитаном судна своих служебных обязанностей, обязанности капитана судна до получения распоряжения судовладельца возлагаются на старшего помощника капитана судна.
2. В случае смерти, болезни капитана полуавтономного судна или иной причины, препятствующей выполнению капитаном полуавтономного судна своих служебных обязанностей, обязанности капитана полуавтономного судна по решению владельца полуавтономного судна возлагаются на члена экипажа полуавтономного судна, имеющего необходимую для выполнения таких обязанностей квалификацию.
3. В случае смерти, болезни внешнего капитана автономного судна или иной причины, препятствующей выполнению внешним капитаном автономного судна своих служебных обязанностей, обязанности внешнего капитана автономного судна по решению владельца автономного судна возлагаются на члена внешнего экипажа автономного судна, имеющего необходимую для выполнения таких обязанностей квалификацию.";
§ 3. Специальный персонал
Статья 73.1. Специальный персонал
Под специальным персоналом в настоящем Кодексе понимаются лица, находящиеся на борту судна и не являющиеся пассажирами или членами экипажа судна. К специальному персоналу относятся:
1) должностные лица в связи с исполнением ими служебных обязанностей в пределах своих должностных полномочий в сфере пограничного, таможенного, санитарного, портового, транспортного и иного государственного контроля или надзора;
2) лица, участвующие в работах по поиску, разведке и добыче полезных ископаемых, обслуживанию искусственных островов, установок и сооружений, на которых не требуется постоянное присутствие персонала, в проведении строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, в спасательной операции, мероприятиях по охране водных объектов, подъему затонувшего имущества, в расследовании транспортных происшествий, научных исследованиях, лоцманской и ледокольной проводке;
3) лица, перевозимые на другие суда в целях смены экипажей этих судов или выполнения работ на этих судах, а также лица, перевозимые на автономные суда для выполнения работ на автономных судах, в том числе по обслуживанию автономных судов, и управления автономными судами.
Статья 73.2. Перевозка специального персонала
Перевозка специального персонала допускается на судне, имеющем свидетельство для перевозки специального персонала, подтверждающее соответствие этого судна правилам, предусмотренным
пунктом 2 статьи 24 настоящего Кодекса, в части требований к судам, осуществляющим перевозки специального персонала, выданное российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом в пределах полномочий, установленных
пунктом 2 статьи 22 настоящего Кодекса, либо на судне, имеющем пассажирское свидетельство, предусмотренное
подпунктом 3 пункта 1 статьи 25 настоящего Кодекса.
Глава V. Государственный портовый контроль
Статья 74. Капитан морского порта
1. Капитан морского порта осуществляет возложенные на него настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации административно-властные полномочия в морском порту.
2. Капитан морского порта действует в соответствии с положением о капитане морского порта, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Статья 75. Утратила силу.
Статья 76. Функции капитана морского порта
На капитана морского порта возлагается осуществление следующих функций:
контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в области торгового мореплавания и в области трудовых отношений в морском судоходстве;
государственная регистрация судов и выдача соответствующих судовых документов;
регистрация права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна и иных прав на них, выдача соответствующих документов;
выдача дипломов, квалификационных свидетельств, подтверждений их выдачи и удостоверений личности моряка членам экипажей судов;
проверка судовых документов, дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений выдачи дипломов и квалификационных свидетельств;
контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта;
оформление прихода судов в морские порты и выхода их из морских портов;
контроль за деятельностью лоцманской службы и системой управления движением судов;
контроль за ледокольной проводкой судов на подходах к порту и в пределах акватории порта;
согласование проведения строительных, гидротехнических и иных работ с учетом условий плавания судов в акватории морского порта и иных факторов, влияющих на безопасность мореплавания в морском порту;
абзац двенадцатый утратил силу;
обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта, в том числе принятие мер по предотвращению, прекращению незаконных нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта;
информирование уполномоченных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об угрозе совершения или о совершении актов незаконного вмешательства в морском порту;
издание распоряжений, касающихся удаления затонувшего имущества;
ведение учета сообщений о затонувшем имуществе, распоряжений и документации по удалению затонувшего имущества, распоряжений о порядке проведения работ по удалению затонувшего имущества, сообщений о завершении работ по удалению затонувшего имущества в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Статья 77. Утратила силу.
Статья 78. Распоряжения капитана морского порта
Распоряжения капитана морского порта по относящимся к его полномочиям вопросам обязательны для всех находящихся в порту судов, организаций и граждан.
Статья 79. Государственный портовый контроль за судами
1. Государственный портовый контроль за судами, находящимися в морском порту, за судами, выходящими в море, и ведение централизованного учета такого контроля осуществляются капитаном морского порта в целях проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, в том числе документов, удостоверяющих наличие предусмотренного международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб, а также проверки соблюдения требований в области трудовых отношений в морском судоходстве.
2. В случае отсутствия судовых документов или наличия достаточных оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям, касающимся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, а также в случае, если на судне не соблюдаются требования в области трудовых отношений в морском судоходстве, капитан морского порта подвергает судно осмотру.
3. В целях проверки устранения недостатков, выявленных в ходе осмотра судна, капитан морского порта проводит контрольный осмотр судна.
4. Порядок осуществления государственного портового контроля за судами, находящимися в морском порту, за судами, выходящими в море, и ведения централизованного учета такого контроля утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
5. Капитан морского порта в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, может запретить заход судна в морской порт или постановку судна на якорь на подходах к морскому порту в случае существенного несоответствия судна требованиям, касающимся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.