Действующий
5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
6) принимать решения о временном задержании судна или плавучего объекта до устранения нарушений обязательных требований, выявленных и создающих угрозу безопасной эксплуатации судна или плавучего объекта и (или) безопасности судоходства. Перечень нарушений обязательных требований, служащих основаниями для временного задержания судна или плавучего объекта, и предельные сроки этого задержания устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
7. Если указанные в
подпункте 6 пункта 6 настоящей статьи нарушения не могут быть устранены в месте временного задержания судна или плавучего объекта, лицом, осуществляющим государственный портовый контроль, может быть разрешен переход судна или плавучего объекта к месту устранения выявленных нарушений при условии, что данный переход не создает непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде либо препятствий судоходству. Порядок и условия выдачи разрешения на переход судна или плавучего объекта к месту устранения выявленных нарушений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Статья 39. Обязанности судовладельцев по охране окружающей среды
1. Предотвращение загрязнения окружающей среды с судов является обязанностью судовладельцев. Судовладелец для предотвращения загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения обязан разработать в отношении судна план чрезвычайных мер по предотвращению такого загрязнения и обеспечить выполнение этого плана в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
В целях настоящего Кодекса под нефтью понимается любая стойкая углеводородная минеральная жидкость (в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо, смазочные масла) независимо от того, перевозится она на судне в качестве груза или бункерного топлива; под бункерным топливом понимаются нефтепродукты (в том числе смазочное масло), используемые или предназначенные для использования в целях эксплуатации либо обеспечения жизнедеятельности экипажа судна, и остатки данных нефтепродуктов.
2. Требования по предотвращению загрязнения окружающей среды с судов устанавливаются правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов, предусмотренными
пунктом 2 статьи 35 настоящего Кодекса.
Статья 40. Контроль за обеспечением экологической безопасности
Администрации бассейнов внутренних водных путей осуществляют контроль за размещением и функционированием объектов природоохранного назначения на
внутренних водных путях в зоне деятельности соответствующего бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте, а также информационное обслуживание судовладельцев и капитанов судов по вопросам экологической безопасности.
Статья 41. Лоцманская проводка судов
1. В целях обеспечения безопасности плавания судов по внутренним водным путям и предотвращения транспортных происшествий с судами создаются государственные лоцманские службы и негосударственные организации по лоцманской проводке судов. Государственные лоцманские службы создаются в составе администраций бассейнов внутренних водных путей.
Услуги государственных лоцманских служб и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов оказываются на возмездной основе.
2. Лоцманская проводка судов осуществляется лоцманами, имеющими выданные в установленном порядке лоцманские удостоверения. Прибывший на
судно лоцман обязан предъявить капитану судна или представителю владельца полностью автономного судна указанное лоцманское удостоверение. Капитан судна или внешний капитан полностью автономного судна не вправе брать на судно в качестве лоцмана лицо, не имеющее лоцманского удостоверения.
Порядок выдачи лоцманских удостоверений устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в положении о лоцманах на внутренних водных путях. Лоцманами являются граждане Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям положения о лоцманах на внутренних водных путях, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Не вправе претендовать на приобретение правового статуса лоцмана лица, не прошедшие медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Лоцман обязан ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лоцманом может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр.
3. Перечень участков внутренних водных путей, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
4. В случае, если это необходимо в целях обеспечения безопасности судоходства, лоцман вправе приостановить лоцманскую проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих обеспечить безопасность судоходства.
5. Присутствие на судне лоцмана не снимает ответственность с капитана судна или внешнего капитана полностью автономного судна за управление судном. При наличии достаточных оснований сомневаться в правильности рекомендаций лоцмана капитан судна или внешний капитан полностью автономного судна вправе в целях обеспечения безопасности судоходства отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка судна является обязательной, капитан судна или внешний капитан полностью автономного судна должен потребовать заменить данного лоцмана.
6. За вред, причиненный судовладельцу по вине лоцмана, несет ответственность государственная лоцманская служба или негосударственная организация по лоцманской проводке судов, с которыми лоцман находится в трудовых отношениях в момент причинения вреда судовладельцу.
Государственная лоцманская служба и негосударственная организация по лоцманской проводке судов обязаны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, застраховать свою гражданскую ответственность на случай возмещения вреда, который может быть причинен судовладельцу по вине лоцмана.
7. Суда, плавающие под флагами иностранных государств, за исключением судов, предусмотренных
пунктом 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса, в течение всего пути следования по внутренним водным путям подлежат обязательной лоцманской проводке, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
Порядок лоцманской проводки судов, предусмотренных
пунктом 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса, порядок установления районов обязательной и районов необязательной лоцманской проводки таких судов и категорий судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются правилами, предусмотренными
абзацем первым пункта 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса.
8. Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщить в администрацию бассейна внутренних водных путей о:
любых изменениях судового хода, которые могут создать угрозу безопасности судоходства;
любых происшествиях с
судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами на обслуживаемом им участке внутренних водных путей;
невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей.
Глава VI.1. Особенности эксплуатации автономных судов
Статья 41.1. Управление автономным судном
1. В зависимости от типа автономного судна управление автономным судном (в том числе судовождение, обеспечение выполнения требований, касающихся безопасности плавания и защиты водной среды, взаимодействие с другими судами и их экипажами, с береговыми службами) осуществляется укомплектованными владельцем автономного судна экипажем автономного судна и (или) внешним экипажем автономного судна в соответствии с правилами управления автономными судами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Требования к внешнему экипажу автономного судна устанавливаются указанными правилами управления автономными судами.
2. Владелец автономного судна может поручить организации, полномочия которой в области автономного судоходства подтверждаются свидетельством, выданным российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов (далее - компетентная в области автономного судоходства организация), управление автономным судном. В этом случае внешний экипаж автономного судна укомплектовывается компетентной в области автономного судоходства организацией. Внешний экипаж компетентной в области автономного судоходства организации должен удовлетворять требованиям правил управления автономными судами, предусмотренных
пунктом 1 настоящей статьи.
3. Владелец автономного судна обеспечивает осуществление непрерывного наблюдения за автономным судном.
4. Осуществление управления судовыми устройствами, машинами и механизмами автономного судна в автоматическом режиме не снимает с судовладельца обязанности по обеспечению контроля за работой судовых устройств, машин и механизмов в целях обеспечения безопасного плавания автономного судна.
5. Владелец полностью автономного судна должен разработать план действий на случай утраты контроля над полностью автономным судном, в том числе в результате несанкционированного внешнего доступа к управлению полностью автономным судном. Указанный план действий должен быть одобрен российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов.
6. В случае, если полностью автономное судно способно осуществлять плавание от места отправления до места назначения без непрерывных наблюдения и управления внешним экипажем полностью автономного судна и обеспечить безопасность плавания и защиту водной среды, владелец такого полностью автономного судна освобождается от выполнения требований
пункта 3 настоящей статьи.
7. Владелец автономного судна должен обеспечить безопасную эксплуатацию автономного судна в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, в том числе в отношении охраны жизни и здоровья людей и сохранности имущества третьих лиц.
Статья 41.2. Представление интересов владельца автономного судна и грузовладельца
Интересы владельца автономного судна и грузовладельца представляются соответственно судовладельцем и грузовладельцем самостоятельно или уполномоченными ими лицами.
Статья 41.3. Лоцманская проводка автономного судна
1. Владелец автономного судна должен обеспечить на автономном судне безопасные условия посадки и высадки лоцмана, а также доступ лоцмана к органам управления автономным судном. Если длительность лоцманской проводки автономного судна составляет более четырех часов, на автономном судне должно быть предусмотрено отдельное помещение для лоцмана, а также обеспечено бесплатное питание лоцману и его стажеру (при наличии). Лоцман поднимается на борт полностью автономного судна в сопровождении представителя владельца полностью автономного судна, имеющего соответствующую квалификацию по управлению судном, либо после подъема на борт судна представителя владельца полностью автономного судна. Лоцманское удостоверение лоцман предъявляет представителю владельца полностью автономного судна.
2. Лоцманская проводка полуавтономного судна осуществляется в соответствии с положениями
статьи 41 настоящего Кодекса.
3. Лоцман не вправе без согласия внешнего капитана полностью автономного судна оставить полностью автономное судно раньше, чем поставит его на якорь, ошвартует в безопасном месте, выведет из района лоцманской проводки или будет сменен другим лоцманом.
4. Присутствие на полностью автономном судне лоцмана не устраняет ответственность внешнего капитана полностью автономного судна за управление полностью автономным судном. Ответственность за вред, причиненный полностью автономному судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки полностью автономного судна, определяется в соответствии с
пунктом 6 статьи 41 настоящего Кодекса.
5. При наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана внешний капитан полностью автономного судна в целях обеспечения безопасности плавания вправе отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка автономного судна является обязательной, внешний капитан полностью автономного судна должен потребовать заменить лоцмана.
Статья 41.4. Внешний экипаж автономного судна
Дистанционное управление автономным судном, оказание помощи в управлении полуавтономным судном капитану полуавтономного судна и экипажу полуавтономного судна осуществляет внешний экипаж автономного судна, в состав которого входят внешний капитан автономного судна и специалисты, имеющие опыт работы в должности капитана или старшего помощника капитана судна с главными двигателями мощностью более 330 киловатт и прошедшие обучение по программе повышения квалификации в области управления автономными судами, или специалисты, имеющие высшее техническое образование и прошедшие обучение по программе профессиональной переподготовки в области управления автономными судами. Требования к квалификации, опыту работы и профессиональной подготовке внешних капитанов автономных судов и специалистов по управлению автономными судами, порядок выдачи администрациями бассейнов внутренних водных путей квалификационных свидетельств внешнего капитана автономного судна и квалификационных свидетельств специалиста по управлению автономными судами, формы указанных свидетельств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в положении о дипломировании членов внешних экипажей автономных судов внутреннего водного плавания.
Статья 41.5. Компетентная в области автономного судоходства организация
1. Компетентная в области автономного судоходства организация должна иметь в своем распоряжении технические средства, необходимые для управления автономными судами, а также специалистов по управлению автономными судами, удовлетворяющих требованиям
статьи 41.4 настоящего Кодекса, в количестве, достаточном для непрерывного осуществления управления автономными судами с учетом соблюдения требований режима труда и отдыха, и соответствовать утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к компетентным в области автономного судоходства организациям.
2. Компетентная в области автономного судоходства организация должна иметь свидетельство, выданное российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, подтверждающее соответствие компетентной в области автономного судоходства организации требованиям настоящего Кодекса.