(Действующий) Постановление Правительства Челябинской области от 22 марта 2024 г. N...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Постановление Правительства Челябинской области от 22 марта 2024 г. N 196-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 19.12.2019 г. N 551-П"

Правительство Челябинской области постановляет:
1. Внести в государственную программу Челябинской области "Развитие промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области", утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 19.12.2019 г. N 551-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 23 декабря 2019 г.; 4 сентября 2020 г.; 12 ноября 2020 г.; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2020, выпуск 13; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 1 июня 2021 г.; 16 ноября 2021 г.; 22 декабря 2021 г.; 21 января 2022 г.; 22 апреля 2022 г.; 5 мая 2022 г.; 14 июля 2022 г.; 28 октября 2022 г.; 30 декабря 2022 г.; 15 июня 2023 г.; 17 октября 2023 г.; 25 декабря 2023 г.), изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Председатель Правительства
Челябинской области
А.Л. Текслер
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Челябинской области
от 19 декабря 2019 г. N 551-П
(в редакции постановления Правительства
Челябинской области
от 22 марта 2024 г. N 196-П)

Государственная программа
Челябинской области "Развитие промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области"

Раздел I. Стратегические приоритеты государственной программы Челябинской области "Развитие промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области"

1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Челябинской области.
Промышленность является традиционной отраслью и ключевым драйвером роста экономики Челябинской области. В структуре промышленности преобладают обрабатывающие производства. Ведущими подотраслями промышленности Челябинской области являются металлургическое производство, машиностроение, электроэнергетика, промышленность строительных материалов, легкая промышленность.
В структуре оборота региональной экономики на промышленный комплекс в 2023 году приходилось 53 процента, или почти 3,1 трлн. рублей.
Индекс промышленного производства - ключевой индикатор состояния промышленности, в условиях санкционного давления, разрыва логистических цепочек и своевременно принятых мер поддержки федерального и регионального уровней показал рост.
По итогам 2023 года индекс промышленного производства составил 110,8 процента, в том числе по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых" - 100,5 процента, "Обрабатывающие производства" - 113 процентов, "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - 99,7 процента, "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - 107,6 процента.
Важным фактором динамичного развития промышленного производства в среднесрочной и краткосрочной перспективах является предоставление мер государственной поддержки на всех этапах жизненного цикла реализации инвестиционных проектов. Поддержка осуществляется в виде предоставления льготного заемного финансирования по программам регионального и федерального фондов развития промышленности, субсидий и грантов на возмещение затрат промышленных предприятий.
В 2023 году для преодоления негативных последствий санкционного давления на региональном уровне приняты дополнительные меры, направленные на стимулирование промышленной и инвестиционной активности, сохранение и создание новых рабочих мест, реализуемые в том числе в рамках государственной программы Челябинской области "Развитие промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области" (далее именуется - государственная программа).
Объем финансирования промышленного комплекса с каждым годом возрастает: в 2023 году увеличен в 1,15 раза по сравнению с 2022 годом и составил 948,16 млн. рублей (в 2022 году - 823,72 млн. рублей).
Предполагается, что к 2030 году в структуре отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг (по базовому варианту) доля обрабатывающих производств составит 82,2 процента, доля вида деятельности "Добыча полезных ископаемых" составит 7,1 процента.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в 2030 году составит 4 211,3 млрд. рублей.
Также особое внимание уделяется развитию промышленной инфраструктуры. Челябинская область занимает в Российской Федерации 4 место по количеству действующих промышленных кластеров и 6 место по количеству созданных индустриальных (промышленных) парков.
На Южном Урале действуют 9 промышленных кластеров, из них 6 внесены в реестр Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и 5 являются межрегиональными.
Участники промышленных кластеров реализуют совместные проекты по созданию редукторов для трубопроводной арматуры, нетканых материалов, зарядных устройств для электромобилей, подшипников скольжения, измерительных систем, вибрационных датчиков, а также созданию инжинирингового центра и центра прототипирования.
На территории региона действуют 9 индустриальных парков и 2 промышленных технопарка, сведения о которых внесены в геоинформационную систему Министерства промышленности и торговли Российской Федерации "Индустриальные парки. Технопарки. Кластеры".
Одним из значимых направлений является развитие промышленной кооперации с госкорпорациями и крупными российскими компаниями.
По итогам 2022-2023 годов:
общий объем закупок у региональных компаний составил 22 млрд. рублей;
проведено 41 мероприятие (совещания в очном и онлайн - формате, бизнес-миссии), общее количество участников - 124;
в работе 19 проектов (проведение испытаний продукции, презентация разработок новой продукции);
20 предприятий, выпускающих продукцию для нефтегазовой отрасли, получили государственную поддержку;
25 участников презентовали свою продукцию на коллективных стендах в рамках 7 конгрессно-выставочных мероприятий, в том числе международных, направленных на развитие нефтегазовой отрасли;
подготовлен каталог продукции региональных предприятий для нефтегазового сектора.
В автомобильной промышленности налажено взаимодействие региональных производителей комплектующих для автомобильной промышленности.
Еще одним востребованным инструментом для эффективной работы промышленных предприятий является участие в национальном проекте "Производительность труда". С начала реализации указанного проекта к 2023 году в нем участвует 151 предприятие.
Ключевым показателем национального проекта "Производительность труда" является "Доля предприятий, достигших ежегодный 5-процентный прирост производительности труда": при плане на 2023 год в 50 процентов он составил 76,7 процента. При этом средний индекс производительности труда по предприятиям-участникам за 2023 год составил 44,5 процента.
Реализуя мероприятия в рамках бережливого производства, предприятия сокращают издержки за счет имеющихся кадров, которые со временем будут продвигать практики бережливого производства и тем самым влиять на рост производительности труда без привлечения каких-либо дополнительных крупных инвестиций со стороны бизнеса. Так, уровень незавершенного производства на предприятиях в среднем сократился на 34,6 процента, а время протекания процессов на 35,8 процента. При этом выработка на одного сотрудника выросла на 27 процентов.
Принципам и инструментам бережливого производства обучены 1 945 сотрудников предприятий-участников, в том числе 742 человека прошли обучение на "Фабрике процессов".
Управленческим навыкам для повышения производительности труда по программе "Лидеры производительности" обучены 182 топ-менеджера от 23 предприятий.
В рамках национального проекта "Производительность труда" в 2023 году обучение по программе "Рационализаторство" прошли 43 сотрудника от 12 предприятий Челябинской области.
Кроме того, Челябинская область обладает значительными запасами природных ресурсов.
Перечень общераспространенных полезных ископаемых (далее именуется - ОПИ) по Челябинской области утвержден распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Правительства Челябинской области от 22.04.2009 г. N 20-р/55-рп "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Челябинской области".
В Челябинской области выявлены почти все известные виды ОПИ. По состоянию на 1 января 2024 года в Челябинской области расположено 582 месторождения ОПИ, из них 404 месторождения минерального сырья и 178 месторождений органического происхождения (торф и сапропель).
Основными видами добываемых в Челябинской области ОПИ являются строительный и облицовочный камень, песок и песчано-гравийные материалы, глина для грубой керамики.
По состоянию на 1 января 2024 года в Челябинской области действовали 274 лицензии на пользование участками недр местного значения, предоставленных для геологического изучения, разведки и добычи ОПИ. Большая часть действующих лицензий на пользование участками недр местного значения предоставлена для геологического изучения, разведки и добычи строительного камня.
Объемы добычи ОПИ полностью обеспечивают внутренний спрос Челябинской области, а имеющаяся минерально-сырьевая база основных видов ОПИ позволит поддерживать достигнутый уровень на протяжении многих десятилетий. Ежегодно сырьевая база ОПИ увеличивается за счет прироста запасов, получаемого при проведении геологоразведочных работ, которые финансируются за счет средств недропользователей.
Объем прироста запасов ОПИ (строительный камень, облицовочный камень, строительный песок, песчано-гравийная смесь, глина кирпичная) в 2023 году составил 203,443 млн. кубических метров.
На уровень компенсации добычи основных видов ОПИ частично влияет количество выданных лицензий на право пользования недрами, в том числе предоставленных по результатам проведенных аукционов.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития Челябинской области.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены:
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее именуется - Указ N 474);
национальным проектом "Производительность труда";