(Действующий) Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2023 г. N 457 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на 2024 год"

В соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990, и Порядком разработки программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденным приказом Ростехнадзора от 30 сентября 2022 г. N 341, в целях повышения качества реализации контрольных (надзорных) полномочий приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на 2024 год.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.В. Демина.
Руководитель
А.В. Трембицкий
УТВЕРЖДЕНА
приказом Ростехнадзора
от 15 декабря 2023 г. N 457

Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на 2024 год

Общая информация

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на 2024 год (далее - программа профилактики) разработана в целях реализации положений:
Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 "О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности";
постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям";
постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. N 227 "Об особенностях осуществления на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области отдельных видов федерального государственного контроля (надзора)";
постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2023 г. N 402 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области";
приказа Ростехнадзора от 15 сентября 2022 г. N 312 "Об утверждении Концепции внедрения принципов клиентоцентричности в деятельность Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору";
приказа Ростехнадзора от 30 сентября 2022 г. N 341 "Об утверждении Порядка разработки программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
Ростехнадзор и его территориальные органы осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности.
Данная деятельность осуществляется в пределах полномочий контрольных (надзорных) органов, в том числе посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики

1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности

По состоянию на 30 сентября 2023 г. под надзором Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору находилось более 180 тыс. опасных производственных объектов (далее - ОПО), которые разделены по классам опасности. Данные о количестве ОПО в разрезе классов опасности представлены в таблице N 1.
Таблица N 1

Данные о количестве ОПО, находящихся под надзором Ростехнадзора, по состоянию на 30 сентября 2023 г. (по данным территориальных органов Ростехнадзора)

Наименование
Количество ОПО
Всего ОПО,
180 462
в том числе:
I класс опасности
2 153
II класс опасности
7 679
III класс опасности
99 601
IV класс опасности
71 029
За 9 месяцев 2023 года на поднадзорных Ростехнадзору ОПО зарегистрировано 67 аварий (за 9 месяцев 2022 года - 69), в том числе 16 аварий, сопровождаемых несчастными случаями со смертельным исходом (за 9 месяцев 2022 года - 21). В результате аварий пострадало 78 человек (за 9 месяцев 2022 года - 77), из них 31 погиб (за 9 месяцев 2022 года - 32). В результате несчастных случаев, не связанных с авариями, смертельно травмировано 49 человек (за 9 месяцев 2022 года - 66).
Данные о количестве аварий и несчастных случаев со смертельным исходом на ОПО за 2022 год и 9 месяцев 2023 года (по видам надзора) представлены в таблице N 2.
Таблица N 2

Данные о количестве аварий и несчастных случаев со смертельным исходом на ОПО за 2022 год и 9 месяцев 2023 года (по видам надзора)

N
п/п
Вид надзора
Количество аварий, ед.
Количество погибших в результате аварий, чел.
Количество погибших в результате несчастных случаев, не связанных с авариями, чел.
2022 г.
За 9 мес. 2023 г.
2022 г.
За 9 мес. 2023 г.
2022 г.
За 9 мес. 2023 г.
1.
Надзор за объектами горнорудной и нерудной промышленности
2
1
3
1
36
12
2.
Надзор в металлургической промышленности
2
3
0
0
6
2
3.
Надзор за производством, хранением и применением взрывчатых материалов промышленного назначения
1
1
1
0
4
0
4.
Надзор за транспортированием опасных веществ
0
0
0
0
0
0
5.
Надзор за предприятиями химического комплекса
5
5
0
0
0
0
6.
Надзор за предприятиями оборонно-промышленного комплекса
2
2
6
6
1
1
7.
Надзор за взрывопожароопасными объектами хранения и переработки растительного сырья
3
7
2
0
2
4
8.
Надзор в области безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением
4
4
1
0
3
0
9.
Надзор за подъемными сооружениями
29
24
12
11
26
14
10.
Надзор в угольной промышленности
1
0
0
0
7
10
11.
Надзор в нефтегазодобывающей промышленности
12
5
11
8
2
4
12.
Надзор за нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей промышленностью и объектами нефтегазообеспечения
11
3
3
0
4
1
13.
Надзор за объектами магистрального транспорта
7
5
3
5
0
1
14.
Надзор за объектами газораспределения и газопотребления
12
7
6
0
0
0
15.
Всего:
91
67
48
31
91
49
За 9 месяцев 2023 года Ростехнадзором проведено 2 863 контрольных (надзорных) мероприятия (далее - проверок) на ОПО (за 9 месяцев 2022 года - 6 025), в том числе 2 246 плановых (за 9 месяцев 2022 года - 2 418), 617 внеплановых (за 9 месяцев 2022 года - 3 607). Осуществлено 11 550 контрольных (надзорных) действий в рамках режима постоянного государственного надзора (за 9 месяцев 2022 года - 10 380). Всего, в том числе при проверках, выявлено 107 468 нарушений обязательных требований промышленной безопасности (за 9 месяцев 2022 года - 89 575). К нарушителям применено 13 676 административных наказаний (за 9 месяцев 2022 года - 16 454). Наложено административных штрафов на общую сумму более 505 701 тыс. руб. (за 9 месяцев 2022 года - 755 738 тыс. руб.).
В 12 458 случаях (за 9 месяцев 2022 года - 6 066) применялись меры профилактического воздействия (предостережения).
Информация о количестве проверок на поднадзорных ОПО, проведенных Ростехнадзором за 9 месяцев 2023 года, количестве выявленных нарушений и принятых мерах (по видам надзора) представлена в таблице N 3.
Таблица N 3

Информация о количестве проверок на поднадзорных ОПО, проведенных Ростехнадзором за 9 месяцев 2023 года, количестве выявленных нарушений и принятых мерах (по видам надзора)

N
п/п
Вид надзора
Количество проверок
Количество контрольных (надзорных) действий в рамках постоянного государственного надзора
Количество выявленных нарушений обязательных требований промышленной безопасности
Количество административных наказаний
Общая сумма наложенных штрафов, тыс. руб.
Количество объявленных предостережений
в том числе:
Всего
плановых
внеплановых
1.
Надзор за объектами горнорудной и нерудной промышленности
239
209
30
1 611
9 699
1 132
57 946
275
2.
Надзор в металлургической промышленности
177
150
27
186
2 824
380
25 005
135
3.
Надзор за производством, хранением и применением взрывчатых материалов промышленного назначения
82
77
5
175
1 342
165
8 390
47
4.
Надзор за транспортированием опасных веществ
14
12
2
10
99
24
2 180
25
5.
Надзор за предприятиями химического комплекса
210
179
31
699
6 894
647
34 725
328
6.
Надзор за предприятиями оборонно-промышленного комплекса
9
5
4
789
3 232
145
2 164
149
7.
Надзор за взрывопожароопасными объектами хранения и переработки растительного сырья
18
0
18
-
786
195
3 014
934
8.
Надзор в области промышленной безопасности при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением
182
59
123
62
9 007
808
32 684
1 758
9.
Надзор за подъемными сооружениями
79
15
64
50
12 119
1 533
25 322
2 128
10.
Надзор в угольной промышленности
143
103
40
4 542
22 293
4 092
158 652
91
11.
Надзор в нефтегазодобывающей промышленности
312
296
16
1 028
7 862
1 031
51 641
634
12.
Надзор за нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей промышленностью и объектами нефтепродуктообеспечения
163
139
24
993
7 644
835
47 545
386
13.
Надзор за объектами магистрального трубопроводного транспорта
842
817
25
1 399
7 416
1 030
19 414
90
14.
Надзор за объектами газораспределения и газопотребления
393
185
208
6
16251
1 659
37 019
5 478
15.
Всего:
2 863
2 246
617
11 550
107 468
13 676
505 701
12 458
Таким образом, сравнивая показатели за 9 месяцев 2023 г. с соответствующими показателями аналогичного периода 2022 года, следует отметить, что на фоне снижения числа плановых и внеплановых проверок на 52,5% и при одновременном росте количества проведенных контрольных (надзорных) действий в рамках постоянного государственного надзора на 11,3% существенно расширилась практика применения мер профилактического воздействия (на 105,4%), что привело к сокращению количества административных наказаний (на 16,9%) и к уменьшению общей суммы наложенных административных штрафов (на 33,1%).
Одновременно отмечается снижение суммарного количества аварий, произошедших на опасных производственных объектах, с 69 за 9 месяцев 2022 года до 67 за 9 месяцев 2023 года и случаев смертельного травматизма с 98 до 80 соответственно. В качестве негативного момента можно отметить рост аварийности на взрывопожароопасных объектах хранения и переработки растительного сырья и объектах металлургической промышленности, который в значительной степени вызван введённым с марта 2022 года мораторием на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении ОПО III класса опасности.
На объектах хранения и переработки растительного сырья мораторий на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий сопровождается сокращением числа внеплановых проверок на 83,5% (с 109 за 9 месяцев 2022 года до 18 за 9 месяцев 2023 года) и, как следствие, снижением числа выявленных нарушений обязательных требований промышленной безопасности (на 36,1%), при этом отмечается наращивание мер профилактического воздействия (например, количество объявленных предостережений увеличилось более чем в 5 раз, с 177 до 934).
На ОПО металлургической промышленности в 2023 году рост аварийности отмечен на ОПО III класса опасности - за 9 месяцев 2023 года на них произошло 2 аварии, за 2022 год аварий на ОПО III класса опасности не зафиксировано. При этом произошло сокращение числа проверок более, чем на 46% (с 383 за 9 месяцев 2022 года до 177 за 9 месяцев 2023 года) со снижением числа выявленных нарушений обязательных требований промышленной безопасности на 79% (с 2824 за 9 месяцев 2022 года до 2231 за 9 месяцев 2023 года), при этом отмечается наращивание мер профилактического воздействия (например, количество объявленных предостережений увеличилось более чем в 3 раза, с 40 до 135).

1.2. Описание текущего развития профилактической деятельности

На официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены и поддерживаются в актуальном состоянии документы, информирующие поднадзорные субъекты и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий, в том числе:
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора) (по адресу https://www.gosnadzor.ru/industrial/);
перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, и информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований (по адресу https://www.gosnadzor.ru/activity/control/);
перечень типовых нарушений обязательных требований в сфере компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по адресу https://www.gosnadzor.ru/public/Reform%20of%20HCS/actuality/);
утвержденные формы проверочных листов (по адресу https://www.gosnadzor.ru/industrial);
руководства по безопасности (по адресу https://www.gosnadzor.ru/industrial/rukovodstva-po-bezopasnosti);
программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (по адресу https://www.gosnadzor.ru/activity/profilaktika-narusheniy-obyazatelnykh-trebovaniy/prof_risk/index.php и по адресу "https://www.gosnadzor.ru/activity/control/plans/");
перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (по адресу https://www.gosnadzor.ru/activity/control/list/);