Действующий
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2023 г. N 457 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на 2024 год"
В соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990, и Порядком разработки программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденным приказом Ростехнадзора от 30 сентября 2022 г. N 341, в целях повышения качества реализации контрольных (надзорных) полномочий приказываю:
Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на 2024 год.
1. Утвердить прилагаемую Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на 2024 год
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на 2024 год (далее - программа профилактики) разработана в целях реализации положений:
Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1082 "О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности";
постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям";
постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. N 227 "Об особенностях осуществления на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области отдельных видов федерального государственного контроля (надзора)";
постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2023 г. N 402 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области";
приказа Ростехнадзора от 15 сентября 2022 г. N 312 "Об утверждении Концепции внедрения принципов клиентоцентричности в деятельность Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору";
приказа Ростехнадзора от 30 сентября 2022 г. N 341 "Об утверждении Порядка разработки программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
Ростехнадзор и его территориальные органы осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности.
Данная деятельность осуществляется в пределах полномочий контрольных (надзорных) органов, в том числе посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, описание текущего развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности
По состоянию на 30 сентября 2023 г. под надзором Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору находилось более 180 тыс. опасных производственных объектов (далее - ОПО), которые разделены по классам опасности. Данные о количестве ОПО в разрезе классов опасности представлены в таблице N 1.
Данные о количестве ОПО, находящихся под надзором Ростехнадзора, по состоянию на 30 сентября 2023 г. (по данным территориальных органов Ростехнадзора)
Наименование | Количество ОПО |
Всего ОПО, | 180 462 |
в том числе: | |
I класс опасности | 2 153 |
II класс опасности | 7 679 |
III класс опасности | 99 601 |
IV класс опасности | 71 029 |
За 9 месяцев 2023 года на поднадзорных Ростехнадзору ОПО зарегистрировано 67 аварий (за 9 месяцев 2022 года - 69), в том числе 16 аварий, сопровождаемых несчастными случаями со смертельным исходом (за 9 месяцев 2022 года - 21). В результате аварий пострадало 78 человек (за 9 месяцев 2022 года - 77), из них 31 погиб (за 9 месяцев 2022 года - 32). В результате несчастных случаев, не связанных с авариями, смертельно травмировано 49 человек (за 9 месяцев 2022 года - 66).
Данные о количестве аварий и несчастных случаев со смертельным исходом на ОПО за 2022 год и 9 месяцев 2023 года (по видам надзора) представлены в таблице N 2.
Данные о количестве аварий и несчастных случаев со смертельным исходом на ОПО за 2022 год и 9 месяцев 2023 года (по видам надзора)
N п/п | Вид надзора | Количество аварий, ед. | Количество погибших в результате аварий, чел. | Количество погибших в результате несчастных случаев, не связанных с авариями, чел. | |||
2022 г. | За 9 мес. 2023 г. | 2022 г. | За 9 мес. 2023 г. | 2022 г. | За 9 мес. 2023 г. | ||
1. | Надзор за объектами горнорудной и нерудной промышленности | 2 | 1 | 3 | 1 | 36 | 12 |
2. | Надзор в металлургической промышленности | 2 | 3 | 0 | 0 | 6 | 2 |
3. | Надзор за производством, хранением и применением взрывчатых материалов промышленного назначения | 1 | 1 | 1 | 0 | 4 | 0 |
4. | Надзор за транспортированием опасных веществ | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5. | Надзор за предприятиями химического комплекса | 5 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 |
6. | Надзор за предприятиями оборонно-промышленного комплекса | 2 | 2 | 6 | 6 | 1 | 1 |
7. | Надзор за взрывопожароопасными объектами хранения и переработки растительного сырья | 3 | 7 | 2 | 0 | 2 | 4 |
8. | Надзор в области безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением | 4 | 4 | 1 | 0 | 3 | 0 |
9. | Надзор за подъемными сооружениями | 29 | 24 | 12 | 11 | 26 | 14 |
10. | Надзор в угольной промышленности | 1 | 0 | 0 | 0 | 7 | 10 |
11. | Надзор в нефтегазодобывающей промышленности | 12 | 5 | 11 | 8 | 2 | 4 |
12. | Надзор за нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей промышленностью и объектами нефтегазообеспечения | 11 | 3 | 3 | 0 | 4 | 1 |
13. | Надзор за объектами магистрального транспорта | 7 | 5 | 3 | 5 | 0 | 1 |
14. | Надзор за объектами газораспределения и газопотребления | 12 | 7 | 6 | 0 | 0 | 0 |
15. | Всего: | 91 | 67 | 48 | 31 | 91 | 49 |
За 9 месяцев 2023 года Ростехнадзором проведено 2 863 контрольных (надзорных) мероприятия (далее - проверок) на ОПО (за 9 месяцев 2022 года - 6 025), в том числе 2 246 плановых (за 9 месяцев 2022 года - 2 418), 617 внеплановых (за 9 месяцев 2022 года - 3 607). Осуществлено 11 550 контрольных (надзорных) действий в рамках режима постоянного государственного надзора (за 9 месяцев 2022 года - 10 380). Всего, в том числе при проверках, выявлено 107 468 нарушений обязательных требований промышленной безопасности (за 9 месяцев 2022 года - 89 575). К нарушителям применено 13 676 административных наказаний (за 9 месяцев 2022 года - 16 454). Наложено административных штрафов на общую сумму более 505 701 тыс. руб. (за 9 месяцев 2022 года - 755 738 тыс. руб.).
В 12 458 случаях (за 9 месяцев 2022 года - 6 066) применялись меры профилактического воздействия (предостережения).
Информация о количестве проверок на поднадзорных ОПО, проведенных Ростехнадзором за 9 месяцев 2023 года, количестве выявленных нарушений и принятых мерах (по видам надзора) представлена в таблице N 3.
Информация о количестве проверок на поднадзорных ОПО, проведенных Ростехнадзором за 9 месяцев 2023 года, количестве выявленных нарушений и принятых мерах (по видам надзора)
N п/п | Вид надзора | Количество проверок | Количество контрольных (надзорных) действий в рамках постоянного государственного надзора | Количество выявленных нарушений обязательных требований промышленной безопасности | Количество административных наказаний | Общая сумма наложенных штрафов, тыс. руб. | Количество объявленных предостережений | ||
в том числе: | |||||||||
Всего | плановых | внеплановых | |||||||
1. | Надзор за объектами горнорудной и нерудной промышленности | 239 | 209 | 30 | 1 611 | 9 699 | 1 132 | 57 946 | 275 |
2. | Надзор в металлургической промышленности | 177 | 150 | 27 | 186 | 2 824 | 380 | 25 005 | 135 |
3. | Надзор за производством, хранением и применением взрывчатых материалов промышленного назначения | 82 | 77 | 5 | 175 | 1 342 | 165 | 8 390 | 47 |
4. | Надзор за транспортированием опасных веществ | 14 | 12 | 2 | 10 | 99 | 24 | 2 180 | 25 |
5. | Надзор за предприятиями химического комплекса | 210 | 179 | 31 | 699 | 6 894 | 647 | 34 725 | 328 |
6. | Надзор за предприятиями оборонно-промышленного комплекса | 9 | 5 | 4 | 789 | 3 232 | 145 | 2 164 | 149 |
7. | Надзор за взрывопожароопасными объектами хранения и переработки растительного сырья | 18 | 0 | 18 | - | 786 | 195 | 3 014 | 934 |
8. | Надзор в области промышленной безопасности при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением | 182 | 59 | 123 | 62 | 9 007 | 808 | 32 684 | 1 758 |
9. | Надзор за подъемными сооружениями | 79 | 15 | 64 | 50 | 12 119 | 1 533 | 25 322 | 2 128 |
10. | Надзор в угольной промышленности | 143 | 103 | 40 | 4 542 | 22 293 | 4 092 | 158 652 | 91 |
11. | Надзор в нефтегазодобывающей промышленности | 312 | 296 | 16 | 1 028 | 7 862 | 1 031 | 51 641 | 634 |
12. | Надзор за нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей промышленностью и объектами нефтепродуктообеспечения | 163 | 139 | 24 | 993 | 7 644 | 835 | 47 545 | 386 |
13. | Надзор за объектами магистрального трубопроводного транспорта | 842 | 817 | 25 | 1 399 | 7 416 | 1 030 | 19 414 | 90 |
14. | Надзор за объектами газораспределения и газопотребления | 393 | 185 | 208 | 6 | 16251 | 1 659 | 37 019 | 5 478 |
15. | Всего: | 2 863 | 2 246 | 617 | 11 550 | 107 468 | 13 676 | 505 701 | 12 458 |
Таким образом, сравнивая показатели за 9 месяцев 2023 г. с соответствующими показателями аналогичного периода 2022 года, следует отметить, что на фоне снижения числа плановых и внеплановых проверок на 52,5% и при одновременном росте количества проведенных контрольных (надзорных) действий в рамках постоянного государственного надзора на 11,3% существенно расширилась практика применения мер профилактического воздействия (на 105,4%), что привело к сокращению количества административных наказаний (на 16,9%) и к уменьшению общей суммы наложенных административных штрафов (на 33,1%).
Одновременно отмечается снижение суммарного количества аварий, произошедших на опасных производственных объектах, с 69 за 9 месяцев 2022 года до 67 за 9 месяцев 2023 года и случаев смертельного травматизма с 98 до 80 соответственно. В качестве негативного момента можно отметить рост аварийности на взрывопожароопасных объектах хранения и переработки растительного сырья и объектах металлургической промышленности, который в значительной степени вызван введённым с марта 2022 года мораторием на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении ОПО III класса опасности.
На объектах хранения и переработки растительного сырья мораторий на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий сопровождается сокращением числа внеплановых проверок на 83,5% (с 109 за 9 месяцев 2022 года до 18 за 9 месяцев 2023 года) и, как следствие, снижением числа выявленных нарушений обязательных требований промышленной безопасности (на 36,1%), при этом отмечается наращивание мер профилактического воздействия (например, количество объявленных предостережений увеличилось более чем в 5 раз, с 177 до 934).
На ОПО металлургической промышленности в 2023 году рост аварийности отмечен на ОПО III класса опасности - за 9 месяцев 2023 года на них произошло 2 аварии, за 2022 год аварий на ОПО III класса опасности не зафиксировано. При этом произошло сокращение числа проверок более, чем на 46% (с 383 за 9 месяцев 2022 года до 177 за 9 месяцев 2023 года) со снижением числа выявленных нарушений обязательных требований промышленной безопасности на 79% (с 2824 за 9 месяцев 2022 года до 2231 за 9 месяцев 2023 года), при этом отмечается наращивание мер профилактического воздействия (например, количество объявленных предостережений увеличилось более чем в 3 раза, с 40 до 135).
На официальном сайте Ростехнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены и поддерживаются в актуальном состоянии документы, информирующие поднадзорные субъекты и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий, в том числе:
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора) (по адресу https://www.gosnadzor.ru/industrial/);
перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, и информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований (по адресу https://www.gosnadzor.ru/activity/control/);
перечень типовых нарушений обязательных требований в сфере компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по адресу https://www.gosnadzor.ru/public/Reform%20of%20HCS/actuality/);
руководства по безопасности (по адресу https://www.gosnadzor.ru/industrial/rukovodstva-po-bezopasnosti);
программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (по адресу https://www.gosnadzor.ru/activity/profilaktika-narusheniy-obyazatelnykh-trebovaniy/prof_risk/index.php и по адресу "https://www.gosnadzor.ru/activity/control/plans/");