Действующий
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 декабря 2023 г. N 1054/23 "Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере рекламы на 2024 год"
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", с пунктом 15 Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990, приказываю:
приложению к настоящему приказу.
1. Утвердить программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере рекламы на 2024 год согласно Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере рекламы на 2024 год
I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере рекламы, описание текущего развития профилактической деятельности по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере рекламы Федеральной антимонопольной службы, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение), Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в том числе по контролю за соблюдением законодательства в сфере рекламы.
1. Согласно
Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" (зарегистрирован Минюстом России 24.08.2015, регистрационный N 38653) территориальный орган Федеральной антимонопольной службы (далее - территориальный орган) осуществляет функции по контролю за соблюдением законодательства, в том числе в сфере рекламы.
2. Согласно положениям
статье 4 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф3 "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе") состоит из указанного Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
4. Законодательство Российской Федерации о рекламе согласно
статье 1 данного Закона, а именно: развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
5. Цели Федерального закона "О рекламе" сформулированы в
статье 3 Федерального закона "О рекламе". Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
6. Понятия рекламы, объекта рекламирования и товара определены в
Федерального закона "О рекламе" содержат общие требования, предъявляемые к рекламе любых товаров, специальные требования, предъявляемые к отдельным способам распространения рекламы, а также специальные требования к рекламе отдельных видов товаров.
7. Нормы
Так, в 2022 году ФАС России и территориальными органами возбуждено 4016 дел об административных правонарушениях (в 2021 году - 4247 дел), по результатам рассмотрения которых вынесено 1831 постановление о наложении штрафа на сумму 133 427 000 рублей (в 2021 году - 2078 постановлений на сумму 137 106 400 рублей), в том числе 42 постановления за неисполнение предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе на сумму 4 663 000 рублей (в 2021 году - 34 постановления на сумму 4 436 000 рублей.
Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 N 1922, вынесено 1624 предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе (в 2021 г. - 2527 предписаний).
10. В соответствии с
статьи 18 Федерального закона "О рекламе") - 31,9% от всех выявленных нарушений (в 2021 году данные нарушения составили 38% всех нарушений).
12. В 2022 году наибольшее количество выявленных антимонопольными органами нарушений по-прежнему фиксировалось при распространении рекламы по сетям электросвязи (нарушения
Сохраняется высоким количество выявленных нарушений, приходящихся на рекламу финансовых услуг (нарушения статьи 28 Федерального закона "О рекламе") - 17,8% (в 2021 году данные нарушения составили 17% всех нарушений), данный вид нарушений остается самым многочисленным видом нарушений среди всех ограничений, установленных Федеральным законом "О рекламе" для рекламы отдельных видов товаров.
Количество выявленной антимонопольными органами недостоверной рекламы (нарушения части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе") по сравнению с предыдущим периодом выросло и составило 9,99% (в 2021 году - 8,64% всех выявленных нарушений).
Распространение рекламы, вводящей в заблуждение (нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе"), в 2022 году выросло, составив 8,9% (в 2021 году - 6,37% всех выявленных нарушений).
Отмечается стабильное, но незначительное количество нарушений в рекламе алкогольной продукции (нарушения статьи 21 Федерального закона "О рекламе"), сопоставимое с предыдущим годом (в 2022 году - 4,2% всех нарушений, в 2021 году - 4,4%).
Количество неэтичной рекламы (нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе") в 2022 году сохранилось на низком уровне и составило 1,27% от выявленных нарушений (в 2021 году - 1,04%).
В части недобросовестной рекламы (нарушения части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе") сохраняется тенденция на снижение выявленных нарушений, так в 2022 году такие нарушения составили 1,84% от всех нарушений (в 2021 году - 2,61%).
Незначительно возросло по сравнению с прежним периодом количество нарушений, связанных с размещением рекламы товаров, реклама которых не допускается (нарушения статьи 7 Федерального закона "О рекламе"): в 2022 году такие нарушения составили 6,3% от выявленных нарушений (в 2021 году - 5%).
Наблюдается рост, хоть и незначительный, ненадлежащей рекламы товаров при дистанционном способе их продажи (нарушения статьи 8 Федерального закона "О рекламе") - 1,39% от нарушений в 2022 году против 0,97% в 2021 году.
В части ненадлежащей рекламы, распространяемой на транспортных средствах и с их использованием (нарушения статьи 20 Федерального закона "О рекламе"), наблюдается снижение количества выявленных нарушений до 1,76% в 2022 году с 3,54% в 2021 году.