Действующий
Одним из основных факторов, влияющих на качество гидрологических прогнозов, является обеспеченность данными наблюдений за гидрометеорологическими характеристиками окружающей среды.
По состоянию на конец 2010 года общее количество пунктов гидрологических наблюдений государственной наблюдательной сети Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды составляет около 3150 единиц, причем более 90 процентов из них требуют проведения модернизации, оснащения современными приборами и оборудованием.
В рамках реализации мероприятий по развитию государственной наблюдательной сети Программой предусмотрено:
В части просвещения населения в целях повышения уровня убежденности населения о необходимости рационального использования и охраны водных объектов, участия в мотивационных тематических мероприятиях необходимо использовать такие инструменты по связям с общественностью, как организация и проведение общественных акций, конференций, семинаров, круглых столов, пресс-мероприятий, пресс- и блог-туров, информационно-разъяснительных занятий в школах, выставок, конкурсов и презентаций, присуждение премий.
В части информирования населения в целях повышения уровня знаний населения об основных принципах использования и охраны водных объектов и о ходе реализации Программы, основных ее направлениях, проблемах, на решение которых она направлена, необходимо использовать такие рекламные инструменты, как организация теле- и радиоэфиров, выпуск тематических статей в средствах массовой информации, подготовка и распространение видеороликов, тематической печатной продукции, информационных материалов, раздаточной продукции, проведение промоакций и других рекламных кампаний.
Важной задачей в рамках такого направления является обеспечение полноты и доступности информации в сети Интернет.
В целях совершенствования государственного управления в области использования и охраны водных объектов, реализации научно-технических решений, направленных на обеспечение развития водохозяйственного комплекса, информирования населения о целях и результатах реализации Программы в части решения задач улучшения качества окружающей среды и экологических условий жизни человека, просвещения и воспитания населения предусматривается следующий перечень мероприятий общесистемного характера:
проведение научных исследований и выполнение опытно-конструкторских работ, соответствующих стратегическим потребностям развития водного хозяйства;
формирование единой информационно-аналитической системы управления водохозяйственным комплексом Российской Федерации;
осуществление мероприятий по экспертно-аналитическому, научно-методическому и информационному сопровождению реализации мероприятий Программы;
осуществление мероприятий, направленных на просвещение и информирование населения по вопросам использования и охраны водных объектов.
Перечень мероприятий Программы в части прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и прочих нужд представлен в
Методика детализации укрупненных инвестиционных проектов, реализуемых Федеральным агентством водных ресурсов в рамках Программы в части капитальных вложений, приведена в приложении N 5.
Методика детализации укрупненных инвестиционных проектов, реализуемых Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в рамках Программы в части капитальных вложений, приведена в приложении N 6.
Расходы федерального бюджета на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов, защите населения и экономики от негативного воздействия вод в 2009 году составили 10,3 млрд. рублей. Кроме того, за счет федерального бюджета осуществлялась поддержка соответствующих мероприятий субъектов Российской Федерации посредством предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий:
на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, а также бесхозяйных гидротехнических сооружений - с объемом финансирования 1,8 млрд. рублей;
на осуществление капитального строительства объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в рамках принятых федеральных целевых программ и объектов, не вошедших в такие программы (непрограммные инвестиции), - с объемом финансирования 2,4 млрд. рублей.
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществлялось финансовое обеспечение исполнения указанных расходных обязательств, однако величина этих расходов не превышала 15 - 20 процентов общей стоимости проводимых мероприятий.
Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на осуществление мероприятий в сфере водных ресурсов в 2008 году составили 9,4 млрд. рублей, в 2009 году - 9,9 млрд. рублей, в 2010 году - 8,1 млрд. рублей с учетом указанных субсидий, а также субвенций на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в сфере водных отношений.
В соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в сфере водных отношений с предоставлением субвенций из федерального бюджета. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение исполнения переданных полномочий в 2009 году составил 3,2 млрд. рублей.
Таким образом, происходит сокращение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на водохозяйственные мероприятия.
В 2010 году расходы федерального бюджета на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов, а также по защите населения и экономики от негативного воздействия вод сократились более чем на 20 процентов. Бюджетные ассигнования в 2011 году в сопоставимых ценах также не превысили уровень 2009 года.
Привлечение средств внебюджетных источников на реализацию Программы планируется осуществить в рамках реализации проектов по капитальному строительству и модернизации комплексов очистных сооружений и систем водосбережения.
Ресурсное обеспечение Программы в 2019 - 2020 годах уточнено с учетом реализации мер, направленных на экологическую реабилитацию водных объектов, рациональное использование водных ресурсов и устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги, сохранение уникальной системы Волго-Ахтубинской поймы, вне рамок Программы, в федеральных проектах "Оздоровление Волги" и "Сохранение уникальных водных объектов", входящих в состав национального проекта "Экология".
Распределение объемов финансирования Программы между государственными заказчиками приведено в приложении N 8.
V. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления Программой, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия государственных заказчиков Программы
Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, государственными заказчиками Программы - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство по рыболовству.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации как государственный заказчик - координатор Программы в ходе ее выполнения:
осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков Программы по эффективной реализации ее мероприятий участниками Программы, а также анализ эффективности использования средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников;
обеспечивает координацию работы с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемой на условиях заключенных соглашений о предоставлении субсидий на реализацию аналогичных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов);
подготавливает проекты решений Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Программу и о досрочном ее прекращении, согласовывает их и представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации для внесения в Правительство Российской Федерации;
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные (индивидуальные) правовые акты (локальные акты), необходимые для выполнения Программы;
подготавливает и направляет в Министерство экономического развития Российской Федерации ежеквартально и ежегодно доклады о ходе реализации Программы;
подготавливает ежегодно (при необходимости) в установленном порядке предложения об уточнении мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняет затраты на реализацию мероприятий Программы, а также механизм ее выполнения;