Действующий
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя"
Изложить государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" в следующей редакции:
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 января 2019 г. N 63
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 28 декабря 2021 г. N 2519)
Государственная программа Российской Федерации
"Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя"
Стратегические приоритеты в сфере государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя"
I. Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя
За период нахождения Республики Крым и г. Севастополя в составе Российской Федерации в целом осуществлена их интеграция в правовое, экономическое, финансовое и социальное пространство Российской Федерации.
Преодолены критические инфраструктурные ограничения. Построены ключевые объекты транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры.
Построены Крымский мост и трасса "Таврида", которые позволяют обеспечить транспортное сообщение Крыма с материковой частью, новый аэровокзальный комплекс международного аэропорта Симферополь имени Ивана Константиновича Айвазовского.
Реализованы проекты в сфере энергетики, что позволило создать устойчивую систему стабильного энергосбережения потребителей, находящихся на территории Крымского полуострова. Построены энергетический мост и электростанции - Таврическая и Балаклавская (Севастопольская) парогазовые установки - тепловые электростанции.
Ключевым моментом стало завершение строительства многопрофильного республиканского центра "Крымская республиканская клиническая больница имени Н.А. Семашко", рассчитанная на 700 мест стационарного пребывания.
Наблюдается рост среднемесячной заработной платы в Республике Крым с 22,4 тыс. рублей в 2015 году до 34,2 тыс. рублей в 2020 году, в г. Севастополе - с 21,8 тыс. рублей в 2015 году до 36,3 тыс. рублей в 2020 году. Снизился уровень безработицы в Республике Крым с 7,2 процента в 2015 году до 6,3 процента в 2020 году и в г. Севастополе с 8,3 процента в 2015 году до 4,6 процента в 2020 году, который превышал среднероссийские показатели.
Среди ключевых сдерживающих факторов социально-экономического развития региона можно выделить наличие рисков в возможностях для развития международного сотрудничества, ослабление международных и внешнеэкономических связей, наличие ограничений в обеспечении водными ресурсами для питьевого и производственного потребления, осложнение экологической ситуации из-за значительного уровня техногенной и антропогенной нагрузки на окружающую среду, в том числе нарастание эрозии земель, угрожающий характер оползневых и абразионных процессов, разрушающих береговую линию, в особенности в прибрежной рекреационной зоне, а также проблема утилизации бытовых отходов.
Экономический рост обеспечил и повышение собственных доходов консолидированного бюджета Республики Крым и г. Севастополя, что позволило значительно увеличить финансирование всех сфер деятельности.
Одним из ключевых условий успешного социально-экономического развития является благоприятный инвестиционный климат.
На территориях Республики Крым и г. Севастополя с 1 января 2015 г. функционирует свободная экономическая зона, которая способствует привлечению инвестиций и предполагает особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, включая льготное налогообложение и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
За весь период функционирования свободной экономической зоны с использованием особого режима предпринимательской деятельности привлечено порядка 206 млрд. рублей инвестиций, из них объем капитальных вложений превысил 130 млрд. рублей.
II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя
В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Республика Крым и г. Севастополь отнесены к приоритетным геостратегическим территориям Российской Федерации.
Основной целью государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" (далее - Программа) является преодоление социально-экономического отставания Крыма и доведение качества жизни населения до среднероссийского уровня.
формирование условий для обеспечения устойчивого экономического роста Республики Крым и г. Севастополя;
Государственная политика органов государственной власти Республики Крым и г. Севастополя в сфере реализации Программы должна обеспечивать сбалансированность стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям и срокам их реализации, целевым показателям, финансовым и иным ресурсам, а также согласованность управленческих решений по ускоренному социально-экономическому развитию.
Одним из факторов опережающего социально-экономического развития региона является развитие туристического бизнеса в Республике Крым и г. Севастополе.
Во исполнение указания Президента Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N Пр-1351 о территориальном туристическом планировании Крымского полуострова совместно с Федеральным агентством по туризму разработана и утверждена "дорожная карта" по развитию туризма в Республике Крым и г. Севастополе, предусматривающая разработку и реализацию до конца 2022 года туристической межрегиональной схемы территориально-пространственного планирования Крымского полуострова (мастер-плана), оказание с 2021 года мер государственной поддержки предприятиям, осуществляющим деятельность в сфере туризма на территории Крымского полуострова, реализацию до 2025 года мероприятий, направленных на развитие обеспечивающей инфраструктуры туристических кластеров Крымского полуострова.
В рамках туристско-рекреационных кластеров предусмотрена реализация 41 объекта. Все проекты предполагают реконструкцию существующих объектов размещения, строительство новых гостиничных комплексов и кемпингов, реконструкцию набережных и строительство развлекательных комплексов (аквапарков, парков миниатюр, аттракционов), касающихся развития сферы туризма.
Реализация объектов туристско-рекреационных кластеров будет способствовать улучшению состояния инженерной инфраструктуры в целях создания благоприятных и безопасных условий для отдыха жителей и туристов, а также стимулированию развития туризма, в том числе лечебно-оздоровительного и санаторно-курортного.
Одной из важнейших задач является улучшение ситуации с водоснабжением в Республике Крым и г. Севастополе. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 г. N 2668-р утвержден комплексный план по обеспечению надежного водоснабжения Республики Крым и г. Севастополя.
Реализация первоочередных мероприятий позволила обеспечить необходимый дополнительный объем воды в гг. Севастополе и Симферополе в целях снятия острого дефицита.
Разработаны мероприятия, направленные на повышение на территории Крымского полуострова качества услуг мобильной связи и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предусмотрена реализация мероприятий по строительству новых и реконструкции действующих объектов связи (антенно-мачтовые сооружения, обеспечивающая инфраструктура).
устранение диспропорций в региональном развитии, в том числе обеспечение Республики Крым и г. Севастополя социальной, транспортной и иной инфраструктурой в целях обеспечения устойчивого роста численности населения Республики Крым и г. Севастополя на уровне 2549,4 тыс. человек в 2025 году;
формирование доступной и комфортной инфраструктуры туризма, позволяющей принять в Республике Крым и г. Севастополе 11000 тыс. человек в 2025 году;
создание благоприятного инвестиционного климата на территории Крымского полуострова, обеспечивающего привлечение инвестиций в основной капитал в объеме 142,9 тыс. рублей на душу населения, и привлечение инвестиций участников свободной экономической зоны в основной капитал в объеме 71,4 млн. рублей на одного участника свободной экономической зоны к 2025 году.
Цели и задачи Программы соответствуют Основам государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", где в качестве одной из приоритетных задач для достижения целей государственной политики регионального развития является инфраструктурное обеспечение пространственного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
Ожидаемые результаты реализации государственной политики регионального развития включают сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах, а также в городах и сельской местности, сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов, достижение необходимого уровня инфраструктурной обеспеченности всех населенных территорий Российской Федерации.
III. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности, способы их эффективного решения
Для достижения цели Программы "Устранение диспропорций в региональном развитии, в том числе обеспечение Республики Крым и г. Севастополя социальной, транспортной и иной инфраструктурой в целях обеспечения устойчивого роста численности населения Республики Крым и г. Севастополя на уровне 2549,4 тыс. человек в 2025 году" предусмотрено решение следующих задач: