(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 55062-2021 "Информационные технологии....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
3.1.16 план (стратегия) развития стандартов; дорожная карта (roadmap): Документ, предусматривающий последовательность разработки необходимых стандартов для обеспечения интероперабельности.
3.1.17 подход к достижению интероперабельности (interoperability approach): Способ, с помощью которого решаются проблемы и преодолеваются барьеры интероперабельности.
3.1.18 профиль интероперабельности (interoperability profile): Согласованный набор стандартов, структурированный в терминах модели интероперабельности.
3.1.19 реализация (solution): Программно-аппаратная реализация конкретной интероперабельной системы в соответствии с профилем интероперабельности.
3.1.20 семантическая интероперабельность (semantic interoperability): Способность любых взаимодействующих в процессе коммуникации информационных систем одинаковым образом понимать смысл информации, которой они обмениваются.
3.1.21 техническая интероперабельность (technical interoperability): Способность к обмену данными между участвующими в обмене системами.
3.1.22 уровень интероперабельности (interoperability level): Уровень, на котором осуществляется взаимодействие участников.
3.1.23 электронное предприятие (e-enterprise): Предприятие, организация либо учреждение, в котором большинство функций выполняется на базе использования информационно-коммуникационных технологий.
3.1.24 эталонная модель интероперабельности (interoperability reference model): Развитие известной эталонной семиуровневой модели взаимосвязи открытых систем.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ИКТ - информационно-коммуникационные технологии;
ИС - информационная система;
ВОС - взаимосвязь открытых систем.

4 Общие положения

Для обеспечения соответствия настоящему стандарту любое конкретное решение по достижению интероперабельности должно быть получено разработчиком ИС на основе единого подхода, содержащего ряд основных и вспомогательных этапов. К этим этапам относятся: разработка концепции, построение архитектуры, построение проблемно-ориентированной модели интероперабельности, построение в терминах этой модели профиля интероперабельности, программно-аппаратная реализация ИС в соответствии со стандартами, входящими в профиль, и аттестационное тестирование [2]. Необходима также разработка документа, содержащего план (дорожную карту) разработки стандартов, разработка необходимых национальных стандартов, также глоссария по проблеме интероперабельности.
В основе единого подхода должна лежать эталонная модель интероперабельности.

5 Эталонная модель интероперабельности

Эталонная модель интероперабельности, приведенная на рисунке 1, представляет собой развитие семиуровневой базовой эталонной модели ВОС согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 7498-1, [3].
1291 × 525 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 1 - Эталонная модель интероперабельности
Для систем конкретных классов на базе эталонной модели интероперабельности должны создаваться проблемно-ориентированные модели интероперабельности, которые могут иметь большее число уровней.

5.1 Технический уровень

Технический уровень описывает синтаксис или форматы передаваемой информации, заостряя внимание на том, как представлена информация в коммуникационной среде. Технический уровень включает такие ключевые аспекты, как открытые интерфейсы, службы связи, интеграция данных и промежуточный слой программного обеспечения (Middleware), представление и обмен данными, службы доступности и защиты информации. Техническая интероперабельность достигается главным образом за счет использования стандартных протоколов связи типа TCP/IP.

5.2 Семантический уровень

Данный уровень описывает семантические аспекты взаимодействия, т.е. содержательную сторону обмениваемой информации. Семантическая интероперабельность позволяет системам комбинировать полученную информацию с другими информационными ресурсами и обрабатывать ее смысловое содержание. Семантическая интероперабельность достигается за счет применения стандартов типа XML (XSD, RDF, OWL).

5.3 Организационный уровень

Организационный уровень акцентирует внимание на прагматических аспектах взаимодействия (деловых или политических). На этом уровне согласуются бизнес-цели и достигаются соглашения о сотрудничестве между административными органами, которые хотят обмениваться информацией, хотя имеют отличающиеся внутреннюю структуру и процессы. При этом важно обеспечить совместное использование информации при исполнении бизнес-задач. Организационная интероперабельность имеет своей целью удовлетворить требования сообщества пользователей: службы должны стать доступными, легко идентифицироваться и быть ориентированными на пользователя. Организационная интероперабельность достигается не за счет применения стандартов (нормативно-технических документов), а за счет применения нормативно-правовых документов (соглашений, конвенций, договоров о сотрудничестве и др.).
Примечание - Интероперабельность считается значимой, если взаимодействие имеет место, по крайней мере, на трех уровнях: техническом, семантическом и организационном.

6 Методика обеспечения интероперабельности

Методика обеспечения интероперабельности состоит из ряда основных (1 - 6) и вспомогательных (7 - 9) этапов (см. рисунок 2).
Первые четыре основных этапа можно отнести к "теоретическим", не требующим использования программных или технических средств. Этапы 5, 6 можно отнести к "экспериментальным", требующим привлечения разработчиков, и технических средств, в том числе аттестованных.
Последовательная реализация основных этапов должна привести к созданию интероперабельной системы. Для успешной реализации всего процесса достижения интероперабельности необходимо также создать "План разработки стандартов, Дорожную карту" (этап 7) и разработать необходимые национальные стандарты (этап 8), которые должны постоянно актуализироваться.
Кроме того, необходимо разработать глоссарий (термины и определения) (этап 9), чтобы все участники (пользователи, разработчики ИС и поставщики программно-аппаратных средств) на всех этапах достижения интероперабельности могли находить взаимопонимание.
1678 × 1458 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 2 - Основные этапы обеспечения интероперабельности

6.1 Создание концепции

6.1.1 Концепция интероперабельности должна представлять собой нормативный документ, отражающий все возможные точки зрения и все аспекты обеспечения интероперабельности. К этим аспектам относятся приведенные в 6.1.1.1 - 6.1.1.6 положения.
6.1.1.1 Положение о том, что одной из фундаментальных особенностей развития современных ИКТ выступает формирование гетерогенной ИКТ-среды. В такой среде возникает проблема взаимодействия разнородных компонентов (систем), получившая название "проблема интероперабельности". Основным способом для решения данной проблемы является планомерное и последовательное использование принципов открытых систем, в основе которых лежит использование методов функциональной стандартизации и согласованных наборов ИКТ-стандартов - профилей. Интероперабельность, наряду со свойствами "переносимость" и "масштабируемость", представляет важнейшее свойство открытых систем. Первоначально термин "интероперабельность" был введен только на техническом уровне (см. рисунок 1), он получил распространение за счет использования стандартных протоколов связи [1].
6.1.1.2 Положение о том, что в настоящее время термин "интероперабельность" получил расширенное значение. Можно говорить о "семантической" (смысловой) интероперабельности, которая достигается за счет использования "семантических" стандартов. Семантическая интероперабельность сама может структурироваться (синтаксическая, прагматическая, динамическая и т.д.). При этом выделяются "внутренняя" интероперабельность, которая относится к информационной инфраструктуре (корпоративной системе) организации, и "внешняя" интероперабельность, которая определяет эффективность взаимодействия с внешними объектами.
6.1.1.3 Положение о том, что интероперабельность представляет собой средство повышения конкурентоспособности организаций. Интенсивное применение ИКТ в различных организациях (на предприятиях, в исследовательских, образовательных, лечебных учреждениях и др.) привело к понятию "электронное предприятие" (e-enterprise). Соответственно возникло понятие "интероперабельность предприятия" (enterprise interoperability) [2].
6.1.1.4 Положение о том, что проблема интероперабельности непосредственно связана с инновационностью продукции. Как известно, заключительный этап инновационной цепочки, начинающейся с фундаментальных исследований, - это этап выхода продукта на рынок. Для ИКТ-продуктов важным условием конкурентоспособности является интероперабельность, поэтому большинство компаний-производителей должны придавать большое значение обеспечению интероперабельности своих продуктов и вести целенаправленную техническую политику в этом направлении [4].
6.1.1.5 Положение о том, что стандарты, обеспечивающие интероперабельность, представляют собой "нейтральную полосу" в "войне стандартов". Как известно, в мире идет "война стандартов", в том числе и в области ИКТ-технологий, но основная война идет между стандартами на продукцию. Стандарты же открытых систем, в том числе стандарты, обеспечивающие интероперабельность, не являются "полем сражения", а скорее могут считаться "нейтральной полосой", хотя в их востребованности и разработке заинтересованы все участники (разработчики, поставщики и пользователи).
6.1.1.6 Положение о том, что интероперабельность связана со сдвигом парадигмы при создании информационных систем. Как известно, с течением времени произошел сдвиг парадигмы в построении ИС.
В настоящее время ИС строятся не как монолитные системы, а из коммерчески доступных программно-аппаратных модулей со стандартными интерфейсами, обеспечивающими интероперабельность, так называемые Commercial Of The Shelf products (COTS-products). Отсюда следует, что обеспечение интероперабельности - одно из главных требований при построении современных ИС [5].
6.1.2 В настоящее время используют множество определений понятия "интероперабельность", поскольку многие организации дают собственные определения, исходя из стоящих перед ними задач. В концепции должно быть указано определение понятия "интероперабельность", желательно данное официальной организацией по стандартизации. Наряду с понятием "интероперабельность" используется еще целый ряд родственных понятий, такие как совместимость на уровне протоколов передачи данных (coexistent), способность к соединению (interconnectable), способность к взаимодействию (interworkable) [6].
Примечание - В [7] под "интероперабельностью" понимается способность двух или более систем или компонентов к обмену информацией и к использованию информации, полученной в результате обмена.
6.1.3 Необходимо отметить также разницу между интегрированными системами и интероперабельными системами. Интегрированная система предполагает, что входящие в нее подсистемы работают по согласованному алгоритму или, другими словами, имеют единую точку управления. В интероперабельной системе входящие в нее подсистемы работают по независимым алгоритмам, не имеют единой точки управления, все управление определяется единым набором используемых стандартов - профилем.
6.1.4 Концепция должна содержать краткое описание всех этапов обеспечения интероперабельности с указанием особенностей для информационных систем конкретного класса.