Действующий

Приказ Министерства культуры РФ от 31 декабря 2020 г. N 1788 "О внесении изменений в приложение к приказу Минкультуры России от 01.07.2019 N 880 "Об утверждении Концепции создания и функционирования центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры"

В целях уточнения отдельных положений Концепции создания и функционирования центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры, приказываю:
1. Внести изменения в приложение к приказу Минкультуры России от 01.07.2019 N 880 "Об утверждении Концепции создания и функционирования центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры", изложив его в редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра культуры Российской Федерации О.С. Ярилову.
Министр
О.Б. Любимова
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минкультуры России
от 31 декабря 2020 г. N 1788
"Приложение
к приказу Минкультуры России
от 01.07.2019 N 880

Концепция создания и функционирования центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры

1. Общие положения

Концепция создания и функционирования Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры разработана в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", паспортом национального проекта "Культура".
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" перед отраслью культуры поставлены в том числе цели укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации и подготовки кадров для организаций культуры.
Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р предусматривается совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере культуры.
В статье 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обозначено право педагогического работника на дополнительное профессиональное образование. Права и обязанности по получению дополнительного образования иными категориями работников отрасли культуры не отмечены в законодательных и нормативных правовых актах, что создает ряд ключевых проблем в отрасли, среди которых, в частности, недостаточный уровень квалификации ныне работающих специалистов, не позволяющий в полной мере обеспечить эффективность дальнейшего развития всей отрасли и затрудняющий достижение в ней прорывных результатов, а также невозможность получения работающими в отрасли профессионалами новых знаний и компетенций, необходимых для успешного функционирования отрасли в условиях новых глобальных вызовов, технологических инноваций, актуальных тенденций в развитии искусства, запросов общества и государства.
На решение указанных проблем направлен федеральный проект "Творческие люди" национального проекта "Культура", включающий создание национальной системы профессионального роста работников отрасли культуры, основанной на принципе непрерывности образования, повышения квалификации и совершенствования профессионального мастерства.
Для создания системы непрерывного отраслевого образования в сфере культуры используется мощный потенциал образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных учреждений и библиотек, подведомственных Минкультуры России (далее - образовательные организации и библиотеки), являющихся уникальными учреждениями, успешно осуществляющими образовательную, творческую, исследовательскую, научную, методическую, управленческую, экспертно-консультационную и иную деятельность, способствующую подготовке высокопрофессиональных кадров для отрасли, на базе которых создаются Центры непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры (далее - Центры). Создание Центров призвано обеспечить системную работу по непрерывному совершенствованию профессионального мастерства в любом возрасте, приобретению инновационных, практико-ориентированных компетенций для успешной профессиональной деятельности работников сферы культуры и искусств.
Дополнительные профессиональные программы, разрабатываемые и реализуемые Центрами с привлечением ведущих специалистов отрасли, выдающихся деятелей культуры и искусства, нацелены на сохранение и транслирование традиционного опыта и результатов творческой деятельности, актуализацию этого опыта с учетом современных потребностей отрасли, общества и государства, эффективное его применение в современном социокультурном пространстве.
Деятельность Центров предполагает внедрение технологий активного очного, очно-заочного и дистанционного обучения. Создание Центров обеспечивается модернизацией материально-технической базы и приведением ее в соответствие с современными требованиями к осуществлению образовательного процесса по дополнительным профессиональным программам.

2. Нормативная основа создания и функционирования Центров

В основу создания и функционирования Центров легли следующие документы:
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р;
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации 03.04.2012 N Пр-827;
Паспорт национального проекта "Культура";
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 N 499;
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 N 816;
Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме, (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.04.2015 N ВК-1013/06).
Иные нормативные правовые акты, концептуальные и стратегические документы Российской Федерации, определяющие приоритетные направления развития отраслей экономики и социальной сферы.

3. Цели и задачи создания и функционирования Центров

Целями создания и функционирования Центров являются:
создание общенациональной системы профессионального роста работников отрасли культуры, основанной на принципе непрерывности образования, повышения квалификации и совершенствования профессионального мастерства;
формирование новой генерации творческих, педагогических и управленческих кадров для отрасли культуры, обладающих новыми знаниями и профессиональными компетенциями, владеющих современными интерактивными и проектными методиками работы, информационными и коммуникационными технологиями, готовых к решению актуальных практических и творческих задач, обеспечивающих сохранение конкурентоспособности отечественной культуры и искусства в мире.
Для реализации указанных целей требуется решение следующих задач:
создание инфраструктуры Центров (модернизация материальной базы образовательных организаций и библиотек), отвечающей современным требованиям к организации образовательного и творческого процесса, обеспечивающего подготовку высокопрофессиональных кадров для отрасли культуры;
разработка инновационных образовательных программ повышения квалификации с привлечением выдающихся деятелей культуры и искусств, основанных на консолидации лучших традиций и актуальных достижений отечественной системы художественного образования и мирового опыта подготовки творческих, педагогических и управленческих кадров, с использованием современных образовательных методик и технологий, обеспечивающих приобретение специалистами отрасли культуры новых знаний и профессиональных компетенций, отвечающих ключевым направлениям развития искусства и культуры;
апробация и внедрение дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих доступность системы непрерывного профессионального роста для работников учреждений культуры и искусства на всей территории Российской Федерации;
интеграция образовательного, творческого и исследовательского потенциала образовательных организаций, а также учреждений культуры (музеев, театров, концертных организаций, образовательных организаций сферы культуры и искусств, библиотек, домов культуры и др.) в целях развития сетевого взаимодействия и обеспечения качественной подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.

4. Образовательные организации и библиотеки, на базе которых создаются Центры

Центры непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры создаются и функционируют на базе следующих образовательных организаций и библиотек, подведомственных Минкультуры России:

с 2019 года:

Российская академия музыки имени Гнесиных,
Российский институт театрального искусства - ГИТИС,
Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова,
Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой,
Санкт-Петербургский государственный институт культуры,
Краснодарский государственный институт культуры,
Дальневосточный государственный институт искусств;