Действующий
УКРУПНЕННЫЕ НОРМАТИВЫ ЦЕНЫ СТРОИТЕЛЬСТВА. НЦС 81-02-12-2023. СБОРНИК N 12. НАРУЖНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ
1. Укрупненные нормативы цены строительства (далее - НЦС), приведенные в настоящем сборнике, разработаны для определения потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства и иных целей, установленных законодательством Российской Федерации, по прокладке наружных электрических сетей, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.
3. НЦС представляет собой показатель потребности в денежных средствах, необходимых для прокладки наружных электрических сетей и линий уличного освещения, напряжением 0,4 - 35 кВ, рассчитанный на установленную единицу измерения (100 м, 1 км) (далее - Показатель НЦС).
6. Показатели НЦС разработаны на основе ресурсных моделей, в основу которых положена проектная документация по объектам-представителям, имеющая положительное заключение экспертизы. Показатели НЦС разработаны в соответствии с действующими на момент разработки строительными и противопожарными нормами, санитарно-эпидемиологическими правилами и иными обязательными требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
7. В Показателях НЦС учтена номенклатура затрат в соответствии с действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения основных, вспомогательных и сопутствующих этапов работ для строительства объектов в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами (стесненность, загазованность, работа вблизи действующего оборудования и другие усложняющие факторы), в объеме, приведенном в Отделе 2 настоящего сборника, а также в положениях технической части настоящего сборника.
8. Характеристики конструктивных, технологических, объемно-планировочных решений, учтенных в Показателях НЦС, приводятся в Отделе 2 настоящего сборника.
9. В случаях если конструктивные, технологические, объемно-планировочные решения объекта капитального строительства, для которого определяется потребность в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенной для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений), и иных случаях применения Показателей НЦС, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отличаются от решений, предусмотренных для соответствующего Показателя НЦС в Отделе 2 настоящего сборника, и такие отличия не могут быть учтены применением поправочных коэффициентов, включенных в настоящий сборник, рекомендуется использовать данные о стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее - ФРСН).
10. Для Показателей НЦС, по которым в Отделе 2 настоящего сборника отсутствует информация об основных технических характеристиках конструктивных решений и видах работ объекта-представителя, при определении потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенной для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений), и иных случаях применения Показателей НЦС, предусмотренных законодательством Российской Федерации, рекомендуется использовать данные о стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.
11. При определении потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства и иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на основании Показателей НЦС настоящего сборника, рекомендуется использовать данные о стоимости проектно-изыскательских работ объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, с исключением при проведении расчетов стоимости проектно-изыскательских работ, учтенной в Показателе НЦС и приведенной в Отделе 2 настоящего сборника.
12. Оплата труда рабочих-строителей и рабочих, управляющих строительными машинами, включает в себя все виды выплат и вознаграждений, входящих в фонд оплаты труда.
13. Показатели НЦС учитывают затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов), стоимость строительных материальных ресурсов, накладные расходы и сметную прибыль, а также затраты на строительство титульных временных зданий и сооружений (учтенные нормативами затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений), дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (учтенные нормативами дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время), затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта, строительный контроль, резерв средств на непредвиденные работы и затраты.
14. Размер денежных средств, связанных с выполнением работ и покрытием затрат, не учтенных в Показателях НЦС, рекомендуется определять с использованием данных о стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетным методом с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.
15. Показателями НЦС не учтены работы по срезке и подсыпке грунта при планировке, разборке и устройству дорожного покрытия. Стоимость указанных работ рекомендуется определять с использованием данных о стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетным методом с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, и учитывать дополнительно.
16. В Показателях НЦС учтена стоимость электрической энергии от постоянных источников, если иное не указано в Отделе 2 настоящего сборника.
17. Показатели НЦС рассчитаны с учетом гололедных и снеговых нагрузок, соответствующих действующим Правилам устройства электроустановок (Издание 7).
18. Показателями НЦС учтены производство земляных работ в отвал и вывоз вытесненного грунта на расстояние 1 км. Стоимость вывоза вытесненного грунта более чем на 1 км рекомендуется определять дополнительно. При этом объем вытесненного грунта рекомендуется определять на основании проектных данных или нормативных документов, используемых при проектировании и (или) строительстве таких объектов.
Для расчета стоимости вывоза вытесненного грунта более чем на 1 км рекомендуется использовать данные о стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.
19. Подземная прокладка кабельных линий напряжением 0,4 - 20 кВ предусмотрена при глубине траншеи 0,9 м. При прокладке в траншее глубиной 1,25 м рекомендуется применять коэффициент 1,00.
20. В Показателях НЦС таблиц 12-01-001 - 12-01-010, 12-01-017 - 12-01-019, 12-03-002, 12-03-003 при монтаже кабеля в траншее учтен тип защиты - укладка кирпича в 1 слой поперек трассы кабелей, при укладке плиты ПЗК 24 x 48 см вместо кирпича рекомендуется применять показатели НЦС без повышающих коэффициентов. При укладке кабеля без защиты от механических повреждений к Показателям НЦС таблиц 12-01-001 - 12-01-010, 12-01-017 - 12-01-019, 12-03-002, 12-03-003 рекомендуется применять коэффициент 0,81.
21. К Показателям НЦС таблиц 12-01-007 - 12-01-010 рекомендуется применять коэффициент 1,24 при прокладке в одной траншее 3-х кабелей и 1,59 - при прокладке в одной траншее 4-х кабелей.
Таблице 1. 22. При выполнении работ в условиях, осложненных внешними факторами, к Показателям НЦС рекомендуется применять коэффициенты, приведенные в
Условия применения | Коэффициент | |
ВЛ до 1 кВ | ВЛ 6 - 10 кВ | |
1. В распутицу (независимо от времени года), на участках, залитых водой | 1,12 | 1,08 |
2. На непромерзших болотах, в плывунах | 1,13 | 1,10 |
3. По просекам, кустарникам и неглубоким оврагам | 1,06 | 1,03 |
4. В горных условиях на крутых склонах (косогорах) и при глубоких оврагах | 1,14 | 1,22 |
5. По вспаханному полю | 1,04 | 1,02 |
6. В скальных и мерзлых грунтах | 1,08 | 1,04 |
7. В сыпучих грунтах | 1,10 | 1,05 |
8. В охранной зоне ВЛ, в местах прохождения коммуникаций электроснабжения или вблизи объектов, находящихся под напряжением | 1,05 | 1,03 |
Таблицах 2 и 3, предусматриваются в целях перехода от цен базового района (Московская область) к уровню цен субъектов Российской Федерации. 23. Коэффициенты Кпер. и Кпер/зон, приведенные в
Субъект Российской Федерации | Коэффициент | ||
Подземная прокладка кабеля | Воздушная прокладка провода | Сети наружного освещения | |
Центральный федеральный округ: | |||
Белгородская область | 0,85 | 0,81 | 0,88 |
Брянская область | 0,84 | 0,80 | 0,75 |
Владимирская область | 0,83 | 0,79 | 0,88 |
Воронежская область | 0,89 | 0,93 | 0,89 |
Ивановская область | 0,85 | 0,84 | 0,84 |
Калужская область | 0,87 | 0,82 | 0,90 |
Костромская область | 0,80 | 0,92 | 0,76 |
Курская область | 0,89 | 0,87 | 0,93 |
Липецкая область | 0,84 | 0,80 | 0,88 |
Московская область | 1,00 | 1,00 | 1,00 |
Орловская область | 0,84 | 0,88 | 0,84 |
Рязанская область | 0,83 | 0,86 | 0,86 |
Смоленская область | 0,81 | 0,78 | 0,87 |
Тамбовская область | 0,83 | 0,83 | 0,86 |
Тверская область | 0,87 | 0,81 | 0,89 |
Тульская область | 0,87 | 0,83 | 0,90 |
Ярославская область | 0,82 | 0,82 | 0,82 |
г. Москва | 1,00 | 1,00 | 1,00 |
Северо-Западный федеральный округ: | |||
Республика Карелия (1 зона) | 0,96 | 0,96 | 0,96 |
Республика Коми (1 зона) | 1,04 | 1,01 | 0,98 |
Архангельская область (базовый район) | 1,11 | 1,11 | 1,11 |
Вологодская область | 0,94 | 0,95 | 0,95 |
Калининградская область | 0,93 | 0,92 | 0,98 |
Ленинградская область | 0,91 | 0,95 | 0,93 |
Мурманская область | 1,26 | 1,26 | 1,22 |
Новгородская область | 0,87 | 0,87 | 0,90 |
Псковская область | 0,90 | 0,92 | 0,88 |
Ненецкий автономный округ | 1,43 | 1,38 | 1,38 |
г. Санкт-Петербург | 1,00 | 1,00 | 0,99 |
Южный федеральный округ: | |||
Республика Адыгея | 0,86 | 0,82 | 0,89 |
Республика Калмыкия | 0,74 | 0,74 | 0,74 |
Республика Крым | 1,00 | 0,98 | 0,99 |
Краснодарский край | 0,85 | 0,81 | 0,85 |
Астраханская область | 0,88 | 0,81 | 0,89 |
Волгоградская область | 0,81 | 0,79 | 0,77 |
Ростовская область | 0,81 | 0,80 | 0,81 |
г. Севастополь | 0,98 | 0,97 | 1,02 |
Северо-Кавказский федеральный округ: | |||
Республика Дагестан | 0,88 | 0,83 | 0,89 |
Республика Ингушетия | 0,84 | 0,77 | 0,87 |
Кабардино-Балкарская Республика | 0,84 | 0,79 | 0,87 |
Карачаево-Черкесская Республика | 0,79 | 0,75 | 0,78 |
Республика Северная Осетия - Алания | 0,84 | 0,89 | 0,78 |
Чеченская Республика | 0,79 | 0,79 | 0,79 |
Ставропольский край | 0,87 | 0,81 | 0,90 |
Приволжский федеральный округ: | |||
Республика Башкортостан | 0,75 | 0,75 | 0,75 |
Республика Марий Эл | 0,82 | 0,80 | 0,87 |
Республика Мордовия | 0,82 | 0,82 | 0,86 |
Республика Татарстан | 0,84 | 0,79 | 0,89 |
Удмуртская Республика | 0,86 | 0,82 | 0,89 |
Чувашская Республика - Чувашия | 0,84 | 0,80 | 0,89 |
Пермский край | 0,90 | 0,88 | 0,92 |
Кировская область | 0,75 | 0,75 | 0,75 |
Нижегородская область | 0,87 | 0,86 | 0,90 |
г. Саров (Нижегородская область) | 0,86 | 0,84 | 0,84 |
Оренбургская область | 0,88 | 0,85 | 0,92 |
Пензенская область | 0,82 | 0,77 | 0,88 |
Самарская область | 0,85 | 0,82 | 0,84 |
Саратовская область | 0,81 | 0,77 | 0,78 |
Ульяновская область | 0,75 | 0,75 | 0,73 |
Уральский федеральный округ: | |||
Курганская область | 0,88 | 0,87 | 0,89 |
Свердловская область | 0,97 | 1,00 | 0,96 |
Тюменская область | 0,83 | 0,87 | 0,87 |
Челябинская область | 0,89 | 0,81 | 0,90 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (1 зона) | 1,12 | 1,12 | 1,10 |
Ямало-Ненецкий автономный округ (1 зона) | 1,36 | 1,48 | 1,30 |
Сибирский федеральный округ: | |||
Республика Алтай | 0,97 | 0,91 | 0,99 |
Республика Тыва | 1,07 | 1,05 | 1,07 |
Республика Хакасия | 0,92 | 0,92 | 0,92 |
Алтайский край | 0,92 | 0,88 | 0,94 |
Красноярский край (1 зона) | 0,98 | 0,97 | 0,97 |
Иркутская область (1 зона) | 1,06 | 1,05 | 1,03 |
Кемеровская область - Кузбасс | 1,00 | 1,03 | 0,98 |
Новосибирская область (1 зона) | 0,98 | 0,94 | 0,98 |
Омская область | 0,95 | 0,88 | 0,92 |
Томская область | 0,89 | 1,76 | 0,85 |
Дальневосточный федеральный округ: | |||
Республика Бурятия (1 зона) | 1,08 | 1,04 | 1,32 |
Республика Саха (Якутия) (1 зона) | 1,38 | 1,44 | 1,25 |
Забайкальский край (1 зона) | 1,07 | 1,04 | 1,06 |
Приморский край | 1,08 | 1,07 | 1,05 |
Хабаровский край (1 зона) | 1,09 | 1,08 | 1,08 |
Камчатский край | 1,63 | 1,70 | 1,53 |
Амурская область (1 зона) | 1,11 | 1,11 | 1,07 |
Магаданская область (1 зона) | 1,58 | 1,53 | 1,38 |
Сахалинская область (1 зона) | 1,18 | 1,18 | 1,18 |
Еврейская автономная область | 1,05 | 1,03 | 1,05 |
Чукотский автономный округ (1 зона) | 1,69 | 1,81 | 1,63 |