(Действующий) УКРУПНЕННЫЕ НОРМАТИВЫ ЦЕНЫ СТРОИТЕЛЬСТВА. НЦС 81-02-12-2023. СБОРНИК N...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

УКРУПНЕННЫЕ НОРМАТИВЫ ЦЕНЫ СТРОИТЕЛЬСТВА. НЦС 81-02-12-2023. СБОРНИК N 12. НАРУЖНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ

Утверждены
Приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 6 марта 2023 г. N 153/пр

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Общие указания
1. Укрупненные нормативы цены строительства (далее - НЦС), приведенные в настоящем сборнике, разработаны для определения потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства и иных целей, установленных законодательством Российской Федерации, по прокладке наружных электрических сетей, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.
2. НЦС рассчитаны в уровне цен по состоянию на 01.01.2023 для базового района (Московская область).
3. НЦС представляет собой показатель потребности в денежных средствах, необходимых для прокладки наружных электрических сетей и линий уличного освещения, напряжением 0,4 - 35 кВ, рассчитанный на установленную единицу измерения (100 м, 1 км) (далее - Показатель НЦС).
4. Сборник состоит из двух отделов:
Отдел 1. Показатели укрупненных нормативов цены строительства.
Отдел 2. Дополнительная информация.
5. В сборнике предусмотрены Показатели НЦС по следующему перечню:
Раздел 1. Подземная прокладка электрических сетей.
Раздел 2. Воздушная прокладка электрических сетей.
Раздел 3. Сети наружного (уличного) освещения.
Раздел 4. Переход кабельной линии через преграды.
6. Показатели НЦС разработаны на основе ресурсных моделей, в основу которых положена проектная документация по объектам-представителям, имеющая положительное заключение экспертизы. Показатели НЦС разработаны в соответствии с действующими на момент разработки строительными и противопожарными нормами, санитарно-эпидемиологическими правилами и иными обязательными требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
7. В Показателях НЦС учтена номенклатура затрат в соответствии с действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения основных, вспомогательных и сопутствующих этапов работ для строительства объектов в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами (стесненность, загазованность, работа вблизи действующего оборудования и другие усложняющие факторы), в объеме, приведенном в Отделе 2 настоящего сборника, а также в положениях технической части настоящего сборника.
8. Характеристики конструктивных, технологических, объемно-планировочных решений, учтенных в Показателях НЦС, приводятся в Отделе 2 настоящего сборника.
9. В случаях если конструктивные, технологические, объемно-планировочные решения объекта капитального строительства, для которого определяется потребность в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенной для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений), и иных случаях применения Показателей НЦС, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отличаются от решений, предусмотренных для соответствующего Показателя НЦС в Отделе 2 настоящего сборника, и такие отличия не могут быть учтены применением поправочных коэффициентов, включенных в настоящий сборник, рекомендуется использовать данные о стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее - ФРСН).
10. Для Показателей НЦС, по которым в Отделе 2 настоящего сборника отсутствует информация об основных технических характеристиках конструктивных решений и видах работ объекта-представителя, при определении потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенной для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений), и иных случаях применения Показателей НЦС, предусмотренных законодательством Российской Федерации, рекомендуется использовать данные о стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.
11. При определении потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства и иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на основании Показателей НЦС настоящего сборника, рекомендуется использовать данные о стоимости проектно-изыскательских работ объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, с исключением при проведении расчетов стоимости проектно-изыскательских работ, учтенной в Показателе НЦС и приведенной в Отделе 2 настоящего сборника.
12. Оплата труда рабочих-строителей и рабочих, управляющих строительными машинами, включает в себя все виды выплат и вознаграждений, входящих в фонд оплаты труда.
13. Показатели НЦС учитывают затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов), стоимость строительных материальных ресурсов, накладные расходы и сметную прибыль, а также затраты на строительство титульных временных зданий и сооружений (учтенные нормативами затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений), дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (учтенные нормативами дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время), затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта, строительный контроль, резерв средств на непредвиденные работы и затраты.
14. Размер денежных средств, связанных с выполнением работ и покрытием затрат, не учтенных в Показателях НЦС, рекомендуется определять с использованием данных о стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетным методом с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.
15. Показателями НЦС не учтены работы по срезке и подсыпке грунта при планировке, разборке и устройству дорожного покрытия. Стоимость указанных работ рекомендуется определять с использованием данных о стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетным методом с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН, и учитывать дополнительно.
16. В Показателях НЦС учтена стоимость электрической энергии от постоянных источников, если иное не указано в Отделе 2 настоящего сборника.
17. Показатели НЦС рассчитаны с учетом гололедных и снеговых нагрузок, соответствующих действующим Правилам устройства электроустановок (Издание 7).
18. Показателями НЦС учтены производство земляных работ в отвал и вывоз вытесненного грунта на расстояние 1 км. Стоимость вывоза вытесненного грунта более чем на 1 км рекомендуется определять дополнительно. При этом объем вытесненного грунта рекомендуется определять на основании проектных данных или нормативных документов, используемых при проектировании и (или) строительстве таких объектов.
Для расчета стоимости вывоза вытесненного грунта более чем на 1 км рекомендуется использовать данные о стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.
19. Подземная прокладка кабельных линий напряжением 0,4 - 20 кВ предусмотрена при глубине траншеи 0,9 м. При прокладке в траншее глубиной 1,25 м рекомендуется применять коэффициент 1,00.
20. В Показателях НЦС таблиц 12-01-001 - 12-01-010, 12-01-017 - 12-01-019, 12-03-002, 12-03-003 при монтаже кабеля в траншее учтен тип защиты - укладка кирпича в 1 слой поперек трассы кабелей, при укладке плиты ПЗК 24 x 48 см вместо кирпича рекомендуется применять показатели НЦС без повышающих коэффициентов. При укладке кабеля без защиты от механических повреждений к Показателям НЦС таблиц 12-01-001 - 12-01-010, 12-01-017 - 12-01-019, 12-03-002, 12-03-003 рекомендуется применять коэффициент 0,81.
21. К Показателям НЦС таблиц 12-01-007 - 12-01-010 рекомендуется применять коэффициент 1,24 при прокладке в одной траншее 3-х кабелей и 1,59 - при прокладке в одной траншее 4-х кабелей.
22. При выполнении работ в условиях, осложненных внешними факторами, к Показателям НЦС рекомендуется применять коэффициенты, приведенные в Таблице 1.
Таблица 1
Коэффициенты на усложненные условия производства работ
Условия применения
Коэффициент
ВЛ до 1 кВ
ВЛ 6 - 10 кВ
1. В распутицу (независимо от времени года), на участках, залитых водой
1,12
1,08
2. На непромерзших болотах, в плывунах
1,13
1,10
3. По просекам, кустарникам и неглубоким оврагам
1,06
1,03
4. В горных условиях на крутых склонах (косогорах) и при глубоких оврагах
1,14
1,22
5. По вспаханному полю
1,04
1,02
6. В скальных и мерзлых грунтах
1,08
1,04
7. В сыпучих грунтах
1,10
1,05
8. В охранной зоне ВЛ, в местах прохождения коммуникаций электроснабжения или вблизи объектов, находящихся под напряжением
1,05
1,03
23. Коэффициенты Кпер. и Кпер/зон, приведенные в Таблицах 2 и 3, предусматриваются в целях перехода от цен базового района (Московская область) к уровню цен субъектов Российской Федерации.
Таблица 2
Коэффициенты перехода от цен базового района
(Московская область) к уровню цен субъектов
Российской Федерации (Кпер.)
Субъект Российской Федерации
Коэффициент
Подземная прокладка кабеля
Воздушная прокладка провода
Сети наружного освещения
Центральный федеральный округ:
Белгородская область
0,85
0,81
0,88
Брянская область
0,84
0,80
0,75
Владимирская область
0,83
0,79
0,88
Воронежская область
0,89
0,93
0,89
Ивановская область
0,85
0,84
0,84
Калужская область
0,87
0,82
0,90
Костромская область
0,80
0,92
0,76
Курская область
0,89
0,87
0,93
Липецкая область
0,84
0,80
0,88
Московская область
1,00
1,00
1,00
Орловская область
0,84
0,88
0,84
Рязанская область
0,83
0,86
0,86
Смоленская область
0,81
0,78
0,87
Тамбовская область
0,83
0,83
0,86
Тверская область
0,87
0,81
0,89
Тульская область
0,87
0,83
0,90
Ярославская область
0,82
0,82
0,82
г. Москва
1,00
1,00
1,00
Северо-Западный федеральный округ:
Республика Карелия (1 зона)
0,96
0,96
0,96
Республика Коми (1 зона)
1,04
1,01
0,98
Архангельская область (базовый район)
1,11
1,11
1,11
Вологодская область
0,94
0,95
0,95
Калининградская область
0,93
0,92
0,98
Ленинградская область
0,91
0,95
0,93
Мурманская область
1,26
1,26
1,22
Новгородская область
0,87
0,87
0,90
Псковская область
0,90
0,92
0,88
Ненецкий автономный округ
1,43
1,38
1,38
г. Санкт-Петербург
1,00
1,00
0,99
Южный федеральный округ:
Республика Адыгея
0,86
0,82
0,89
Республика Калмыкия
0,74
0,74
0,74
Республика Крым
1,00
0,98
0,99
Краснодарский край
0,85
0,81
0,85
Астраханская область
0,88
0,81
0,89
Волгоградская область
0,81
0,79
0,77
Ростовская область
0,81
0,80
0,81
г. Севастополь
0,98
0,97
1,02
Северо-Кавказский федеральный округ:
Республика Дагестан
0,88
0,83
0,89
Республика Ингушетия
0,84
0,77
0,87
Кабардино-Балкарская Республика
0,84
0,79
0,87
Карачаево-Черкесская Республика
0,79
0,75
0,78
Республика Северная Осетия - Алания
0,84
0,89
0,78
Чеченская Республика
0,79
0,79
0,79
Ставропольский край
0,87
0,81
0,90
Приволжский федеральный округ:
Республика Башкортостан
0,75
0,75
0,75
Республика Марий Эл
0,82
0,80
0,87
Республика Мордовия
0,82
0,82
0,86
Республика Татарстан
0,84
0,79
0,89
Удмуртская Республика
0,86
0,82
0,89
Чувашская Республика - Чувашия
0,84
0,80
0,89
Пермский край
0,90
0,88
0,92
Кировская область
0,75
0,75
0,75
Нижегородская область
0,87
0,86
0,90
г. Саров (Нижегородская область)
0,86
0,84
0,84
Оренбургская область
0,88
0,85
0,92
Пензенская область
0,82
0,77
0,88
Самарская область
0,85
0,82
0,84
Саратовская область
0,81
0,77
0,78
Ульяновская область
0,75
0,75
0,73
Уральский федеральный округ:
Курганская область
0,88
0,87
0,89
Свердловская область
0,97
1,00
0,96
Тюменская область
0,83
0,87
0,87
Челябинская область
0,89
0,81
0,90
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (1 зона)
1,12
1,12
1,10
Ямало-Ненецкий автономный округ (1 зона)
1,36
1,48
1,30
Сибирский федеральный округ:
Республика Алтай
0,97
0,91
0,99
Республика Тыва
1,07
1,05
1,07
Республика Хакасия
0,92
0,92
0,92
Алтайский край
0,92
0,88
0,94
Красноярский край (1 зона)
0,98
0,97
0,97
Иркутская область (1 зона)
1,06
1,05
1,03
Кемеровская область - Кузбасс
1,00
1,03
0,98
Новосибирская область (1 зона)
0,98
0,94
0,98
Омская область
0,95
0,88
0,92
Томская область
0,89
1,76
0,85
Дальневосточный федеральный округ:
Республика Бурятия (1 зона)
1,08
1,04
1,32
Республика Саха (Якутия) (1 зона)
1,38
1,44
1,25
Забайкальский край (1 зона)
1,07
1,04
1,06
Приморский край
1,08
1,07
1,05
Хабаровский край (1 зона)
1,09
1,08
1,08
Камчатский край
1,63
1,70
1,53
Амурская область (1 зона)
1,11
1,11
1,07
Магаданская область (1 зона)
1,58
1,53
1,38
Сахалинская область (1 зона)
1,18
1,18
1,18
Еврейская автономная область
1,05
1,03
1,05
Чукотский автономный округ (1 зона)
1,69
1,81
1,63
Таблица 3
Коэффициенты перехода от цен первой зоны субъекта
Российской Федерации к уровню цен частей территории
субъектов Российской Федерации, которые определены