Действующий

Постановление Правительства Челябинской области от 24 декабря 2020 г. N 709-П "О государственной программе Челябинской области "Содействие занятости населения Челябинской области"

В целях обеспечения занятости, повышения жизненного уровня населения в Челябинской области Правительство Челябинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Содействие занятости населения Челябинской области".
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.
Председатель Правительства
Челябинской области
А.Л. Текслер
Утверждена
постановлением Правительства
Челябинской области
от 24 декабря 2020 г. N 709-П

Государственная программа
Челябинской области "Содействие занятости населения Челябинской области"

Паспорт
государственной программы Челябинской области "Содействие занятости населения Челябинской области"

Ответственный исполнитель государственной программы
-
Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области (далее именуется - Главное управление по труду и занятости населения)
Соисполнители государственной программы
-
Министерство здравоохранения Челябинской области;Министерство сельского хозяйства Челябинской области
Подпрограммы государственной программы
-
"Осуществление полномочий и обеспечение деятельности органов службы занятости населения";"Содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы";"Дополнительные мероприятия по стабилизации ситуации на рынке труда Челябинской области";абзац утратил силу с 5 апреля 2021 г. - Постановление Правительства Челябинской области от 26 марта 2021 г. N 110-Пабзац утратил силу с 5 апреля 2021 г. - Постановление Правительства Челябинской области от 26 марта 2021 г. N 110-П"Улучшение условий и охраны труда в Челябинской области";"Развитие социального партнерства в Челябинской области"
Проекты государственной программы
-
не реализуются
Основная цель (основные цели) государственной программы
-
создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда
Основные задачи государственной программы
-
профилактика безработицы и повышение эффективности занятости населения;содействие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;снижение напряженности на рынке труда, в том числе в моногородах*, и поддержка эффективной занятости населения;абзац утратил силу с 5 апреля 2021 г. - Постановление Правительства Челябинской области от 26 марта 2021 г. N 110-Пабзац утратил силу с 5 апреля 2021 г. - Постановление Правительства Челябинской области от 26 марта 2021 г. N 110-Пснижение уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;усиление защиты социально-трудовых прав работников через систему социального партнерства
Целевые показатели (индикаторы) конечного результата (показатели проекта)
-
уровень регистрируемой безработицы на конец года;численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения на конец года;коэффициент напряженности на рынке труда на конец года;численность безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению и получению дополнительного профессионального образования;удельный вес граждан, удовлетворенных полнотой, доступностью и качеством государственных услуг в области содействия занятости населения в общей численности опрошенных граждан;доля граждан, испытывающих трудности в поиске работы, получивших государственную услугу по содействию в поиске подходящей работы, от численности граждан, испытывающих трудности в поиске работы и обратившихся в областные казенные учреждения центры занятости населения (далее именуются - ОКУ ЦЗН) в целях поиска работы;численность безработных граждан, проживающих в моногородах;абзац утратил силу с 5 апреля 2021 г. - Постановление Правительства Челябинской области от 26 марта 2021 г. N 110-Пабзац утратил силу с 5 апреля 2021 г. - Постановление Правительства Челябинской области от 26 марта 2021 г. N 110-Пчисленность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более;численность лиц с установленным профессиональным заболеванием;количество организаций Челябинской области с действующими коллективными договорами
Сроки и этапы реализации государственной программы
-
срок реализации государственной программы: 2021 - 2025 годы. Государственная программа реализуется в один этап
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы
-
общий объем финансирования государственной программы в 2021 - 2025 годах составит 13393143,40 тыс. рублей, в том числе из средств:федерального бюджета - 9835712,30 тыс. рублей, из них по годам:2021 год - 2123968,10 тыс. рублей;2022 год - 1548127,30 тыс. рублей;2023 год - 1946425,10 тыс. рублей;2024 год - 2093605,50 тыс. рублей;2025 год - 2123586,30 тыс. рублей;областного бюджета - 3557431,10 тыс. рублей, из них по годам:2021 год - 643394,49 тыс. рублей;2022 год - 717503,81 тыс. рублей;2023 год - 732177,60 тыс. рублей;2024 год - 732177,60 тыс. рублей;2025 год - 732177,60 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации государственной программы
-
снижение уровня регистрируемой безработицы до 0,7 процента на конец года;снижение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, до 13,6 тыс. человек на конец года;уменьшение коэффициента напряженности на рынке труда до 0,4 человека на вакансию на конец года;сохранение численности безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению и получению дополнительного профессионального образования, на уровне 5,1 тыс. человек ежегодно в 2021-2022 годах, 4,0 тыс. человек ежегодно в 2023-2025 годах;сохранение удельного веса граждан, удовлетворенных полнотой, доступностью и качеством государственных услуг в области содействия занятости населения, в общей численности опрошенных граждан на уровне 88 процентов;обеспечение доли граждан, испытывающих трудности в поиске работы, получивших государственную услугу по содействию в поиске подходящей работы, от численности граждан, испытывающих трудности в поиске работы и обратившихся в ОКУ ЦЗН в целях поиска работы, на уровне 100 процентов;снижение численности безработных граждан, проживающих в моногородах, до 4100 человек;абзац утратил силу с 5 апреля 2021 г. - Постановление Правительства Челябинской области от 26 марта 2021 г. N 110-Пабзац утратил силу с 5 апреля 2021 г. - Постановление Правительства Челябинской области от 26 марта 2021 г. N 110-Пснижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более до 910 человек;снижение численности лиц с установленным профессиональным заболеванием до 165 человек;увеличение количества организаций Челябинской области с действующими коллективными договорами, до 3450 единиц
--------------------------------
* К моногородам Челябинской области относятся муниципальные образования Челябинской области, включенные в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 1398-р.

Раздел I. Приоритеты и цели государственной политики, включая характеристику текущего состояния сферы реализации государственной программы

1. Исходя из тенденций развития экономики и рынка труда в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Челябинской области на период до 2024 года целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить:
повышение гибкости рынка труда;
улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности;
развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов;
внедрение культуры безопасного труда;
создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры;
создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров;
регулирование трудовых отношений через систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (далее именуется - социальное партнерство).
2. По результатам анализа текущего состояния сферы реализации государственной программы в 2017-2019 годах наблюдалась стабилизация ситуации на рынке труда Челябинской области. По состоянию на 1 сентября 2019 года по сравнению с данными на 1 сентября 2017 года:
общая численность безработных граждан, определяемая по методологии Международной организации труда, в Челябинской области снизилась на 31,2 процента (с 125,4 до 95,6 тыс. человек), уровень общей безработицы снизился с 6,7 процента до 5,1 процента;
численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения Челябинской области, снизилась на 22,2 процента (с 26,4 до 21,6 тыс. человек), уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,42 процента до 1,15 процента;
коэффициент напряженности на рынке труда снизился с 1,1 до 0,8 незанятых граждан на 1 вакансию.
Развитие ситуации в экономике Челябинской области в связи с ухудшением в 2020 году ситуации в сфере занятости населения требует от рынка труда решения ряда задач.
Возросшие потребности экономики в высококвалифицированных работниках для решения задач инновационного развития бизнеса приведут к росту конкуренции за свободные рабочие места для граждан, не имеющих опыта работы, длительно не работавших, а также выпускников учреждений профессионального образования.
Сохраняется профессионально-квалификационный и территориальный дисбаланс спроса и предложения. По-прежнему особое внимание необходимо уделять обеспечению занятости населения в проблемных территориях Челябинской области - в моногородах, в сельской местности. Отсутствие развитого рынка жилья будет сдерживать перераспределение рабочей силы из трудоизбыточных районов Челябинской области.
Указанные факторы выводят решение проблем рынка труда на первый план в ряду задач сбалансированного функционирования социальной сферы Челябинской области в 2020 - 2025 годах.
Требуются активные меры, направленные на развитие инфраструктуры рынка труда, обеспечение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда, использование имеющегося трудового потенциала, повышение мобильности рабочей силы.
Ключевыми проблемами развития социального партнерства в Челябинской области, на решении которых необходимо сконцентрировать первоочередные усилия, являются:
низкий охват коллективно-договорным регулированием организаций Челябинской области, особенно субъектов малого и среднего предпринимательства, который приводит к значительному ухудшению условий труда работников, снижая их эффективную трудовую активность;
недостаточный уровень развития системы территориальных объединений работодателей в муниципальных образованиях Челябинской области и органов, представляющих интересы работников, в субъектах малого и среднего предпринимательства, влияет на качество и количество заключенных коллективных договоров и соглашений в муниципальных образованиях Челябинской области;
отсутствие системы социального мониторинга по оперативному выявлению социально-трудовых конфликтов в трудовых коллективах значительно влияет на оперативность выявления конфликтных ситуаций, их разрешение и сохранение социальной стабильности в трудовых коллективах.
Без решения вышеуказанных проблем, требующих комплексного подхода, противоречия в сфере занятости населения не только сохранятся, но будут нарастать, замедляя социально-экономическое развитие региона и страны в целом.
3. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области, численность рабочей силы в среднем за апрель - июнь 2020 года составила 1856,7 тыс. человек, или 53,5 процента общей численности населения Челябинской области, в их числе 1730,2 тыс. человек, или 93,2 процента рабочей силы, были заняты в экономике и 126,5 тыс. человек (6,8 процента) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные).
По состоянию на 28 августа 2020 года зарегистрировано 90,6 тысячи безработных граждан, уровень регистрируемой безработицы - 4,8 процента, что в 4 раза выше уровня безработицы на конец 2019 года (1,1 процента). Темпы роста общей безработицы ниже темпов регистрируемой, с 4,9 процента до 7,5 процента (с 92 до 140 тысяч человек - рост на 52 процента). Уровень регистрируемой безработицы в регионе (4,8 процента) аналогичен показателю по Уральскому федеральному округу (4,8 процента). Челябинская область находится на 4 месте среди субъектов Уральского федерального округа и выше, чем по России (4,3 процента).
На 26.08.2020 года с начала года в государственную службу занятости населения Челябинской области обратилось 127 533 человека с целью поиска подходящей работы, что в 2,2 раза выше показателя 2019 года (58399 граждан).
При этом количество вакансий - 31,2 тыс. единиц, что выше на 6,5 процента показателя на аналогичный период прошлого года (29,3 тыс. единиц). Банк вакансий в течение 2020 года растет, увеличение с начала года составило 30 процентов. Коэффициент напряженности на начало 2020 года 1,08 единицы, на 28 августа 2020 года - 3,05 единицы.
На начало 2020 года 1135 работников 138 предприятий были уведомлены о возможном предстоящем сокращении, на 26.08.2020 г. уведомления поступили 1254 работникам из 169 организаций. При этом 8 организаций уведомили о массовых сокращениях 429 человек. Это ниже показателя конца 2019 года, когда 26 организаций уведомили 3636 работников в рамках массовых сокращений.
Неполная занятость снизилась на 13 процентов с максимального значения 13,2 тыс. человек (на 17.06.2020 г.) до 11,5 тыс. работников, в том числе существенно снизилась неполная занятость в связи с введением ограничительных мероприятий - с 8,0 тыс. работников на 27.05.2020 г. до 2,9 тыс. работников (снижение на 64 процента).
Значительное количество работодателей было вынуждено вывести сотрудников на дистанционную форму работы, максимальное количество было в мае 2020 г. - 15,6 тыс. работников. На 26.08.2020 г. численность работников, находящихся на временной удаленной работе в связи с введением ограничительных мероприятий, уменьшилась до 11,0 тыс. работников (на 30 процентов).
Основные показатели сферы социального партнерства Челябинской области, по данным паспортов развития социального партнерства муниципальных образований по состоянию на 01.01.2020 г., составили:
численность работников, охваченных коллективными договорами - 535346 человек;
удельный вес работников, охваченных коллективно-договорным регулированием, в общей численности работников - 51,2 процента;
количество действующих коллективных договоров - 3063;
количество соглашений в сфере социального партнерства - 87;
удельный вес организаций с действующими коллективными договорами в общем количестве организаций - 1,74 процента.