(Действующий) Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08)...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- оценка состояния и динамика изменений структуры занятости населения;
- анализ и прогноз показателей в сфере занятости и профессионального образования;
- регулирование спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
Объектами классификации в ОКЗ являются занятия. Под занятием понимается вид трудовой деятельности, осуществляемой на рабочем месте с относительно устойчивым составом трудовых функций (работ, обязанностей), приносящий заработок или доход. Любое лицо может быть связано с определенным занятием посредством основной работы, выполняемой в настоящее время, второй работы, будущей работы или ранее выполнявшейся работы. К занятиям относится любой вид трудовой деятельности как требующей, так и не требующей специальной подготовки.
ОКЗ включает перечень классификационных группировок занятий и их описания.
В ОКЗ используется иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код группировок занятий состоит из одного, двух, трех или четырех цифровых знаков, которые соответственно относятся к основной группе, подгруппе, малой группе и начальной группе.
В классификаторе приняты следующие основные группы:
1 Руководители
2 Специалисты высшего уровня квалификации
3 Специалисты среднего уровня квалификации
4 Служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием
5 Работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности
6 Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства
7 Квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий
8 Операторы производственных установок и машин, сборщики и водители
9 Неквалифицированные рабочие
0 Военнослужащие.
На четвертом уровне классификационной структуры занятия представлены наиболее детально, на каждом более высоком уровне они объединяются на основе общности принятых признаков классификации.
В качестве признаков классификации приняты уровень квалификации и специализация, требуемые для определенного занятия.
Уровень квалификации определяется как способность работника выполнять определенные по составу и уровню сложности трудовые функции (задачи, обязанности), который достигается путем освоения необходимого комплекса теоретических знаний и навыков.
Специализация отражает специфику (особенности) видов занятий исходя из области требуемых знаний, особенностей технологических или бизнес-процессов, используемых машин и инструментов, обрабатываемых или используемых материалов, видов производимых товаров или услуг, то есть специфику обусловленного этими факторами разделения труда. На каждом последующем уровне сгруппированы виды занятий с учетом более глубокой специализации.
В ОКЗ принято четыре уровня квалификации. Первый уровень квалификации соответствует основному общему образованию и среднему общему образованию, второй уровень квалификации - профессиональному обучению; третий - среднему профессиональному образованию; четвертый - высшему образованию и ученой степени.
При классификации занятий учитывают, что определенный уровень квалификации может быть достигнут не только путем образования, полученного в организациях высшего и среднего профессионального образования, но достаточно часто его достигают опытом практической работы. Однако для занятий, требующих высокого уровня квалификации, образование, полученное в организациях высшего и среднего профессионального образования, имеет определяющее значение.
Если занятие охватывает широкий круг трудовых функций, то его классификацию осуществляют с использованием принципа приоритетности. Так, в случаях, когда функции работника связаны с различными стадиями процесса производства и распределения товаров и услуг, приоритет отдают производственным функциям, если при этом функции, такие как продажа, транспортное обслуживание или управление производственным процессом и т.п., не доминируют. Если для выполнения трудовых функций необходимы подготовка различного уровня и практический опыт, то занятия классифицируют в соответствии с теми функциями, реализация которых требует более высокого уровня квалификации.
В зависимости от уровня укрупнения групп занятий кодирование осуществляют одним, двумя, тремя или четырьмя знаками.
Общая схема кодирования в ОКЗ имеет вид: ХХХХ Х,
где Х - основная группа;
ХХ - подгруппа;
ХХХ - малая группа;
ХХХХ - начальная группа;
Х - контрольное число.
Пример кодирования занятий группы "Разработчики программного обеспечения", имеющей кодовое обозначение 2512 1:
2 - принадлежность к основной группе "Специалисты высшего уровня квалификации";
25 - принадлежность к подгруппе "Специалисты по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ)";
251 - принадлежность к малой группе "Разработчики и аналитики программного обеспечения и приложений";
2512 - принадлежность к начальной группе "Разработчики программного обеспечения";
1 - контрольное число.
Пример кодирования занятий группы квалифицированных рабочих в машиностроении и металлообработке, имеющей кодовое обозначение 7222 3;
7 - принадлежность к основной группе "Квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий";
72 - принадлежность к подгруппе "Рабочие, занятые в металлообрабатывающем и машиностроительном производстве, механики и ремонтники";
722 - принадлежность к малой группе "Кузнецы, слесари-инструментальщики, станочники, наладчики и рабочие родственных занятий";
7222 - принадлежность к начальной группе "Слесари-инструментальщики и рабочие родственных занятий";
3 - контрольное число.
В ОКЗ принята следующая форма расположения материала:
Код
КЧ
Наименование групп занятий
Наименования классификационных группировок расположены в порядке возрастания кодов.
В ОКЗ в ряде малых групп сформирована лишь одна начальная группа, например:
231 - "Профессорско-преподавательский персонал университетов и других организаций высшего образования"
2310 - "Профессорско-преподавательский персонал университетов и других организаций высшего образования"
Как видно из примера, в этих случаях начальная группа имеет четырехзначный код, три первых знака которого соответствуют трем знакам малой группы при добавлении нуля на четвертом разряде. При этом наименования этих групп полностью совпадают. В дальнейшем в процессе ведения классификатора число начальных групп в таких малых группах может увеличиваться.