(Действующий) Постановление Правительства РФ от 19 июня 2020 г. N 890 "О порядке...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
управление встроенным коммутационным аппаратом путем его фиксации в положении "отключено" (кроме приборов учета электрической энергии трансформаторного включения);
э) возможность передачи зарегистрированных событий в интеллектуальную систему учета по инициативе прибора учета электрической энергии в момент их возникновения и выбор их состава.
29. Для приборов учета электрической энергии непосредственного включения необходимо наличие возможности физической (аппаратной) блокировки срабатывания встроенного коммутационного аппарата, используемого для полного и (или) частичного ограничения (возобновления) режима потребления электрической энергии, приостановления или ограничения предоставления коммунальной услуги (управление нагрузкой). Реализация физической (аппаратной) блокировки должна сопровождаться процессом опломбирования.

IV. Правила присоединения приборов учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета и предоставления доступа к функциям такой системы

30. Прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии и (или) предоставления коммунальных услуг по электроснабжению, должен быть присоединен к интеллектуальной системе учета владельцем интеллектуальной системы учета в следующем порядке:
а) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 января 2022 г. по 28 февраля 2022 г., - не позднее 14 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;
б) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 марта 2022 г. по 30 апреля 2022 г., - не позднее 12 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;
в) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 мая 2022 г. по 30 июня 2022 г., - не позднее 10 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;
г) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 июля 2022 г. по 31 августа 2022 г., - не позднее 8 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;
д) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 сентября 2022 г. по 31 октября 2022 г., - не позднее 6 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;
е) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию с 1 ноября 2022 г. по 31 декабря 2022 г., - не позднее 4 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию;
ж) прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию после 1 января 2023 г., - не позднее 2 месяцев со дня его допуска (ввода) в эксплуатацию.
31. Приборы учета электрической энергии, устанавливаемые гарантирующим поставщиком, должны быть присоединены к интеллектуальной системе учета, владельцем которой является этот гарантирующий поставщик.
32. Приборы учета электрической энергии, установленные застройщиком многоквартирного дома и переданные в эксплуатацию гарантирующим поставщикам, должны быть присоединены гарантирующим поставщиком к интеллектуальной системе учета, владельцем которой является соответствующий гарантирующий поставщик, в соответствии с настоящими Правилами.
33. Приборы учета электрической энергии, устанавливаемые сетевой организацией, должны быть присоединены к интеллектуальной системе учета, владельцем которой является соответствующая сетевая организация.
34. Датой присоединения прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета является дата отправления владельцем интеллектуальной системы учета уведомления о таком факте всем пользователям интеллектуальной системы учета по соответствующему прибору учета электрической энергии.
35. Уведомление о присоединении прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета направляется владельцем интеллектуальной системы учета способом, позволяющим установить дату отправки уведомления. Потребитель электрической энергии уведомляется владельцем интеллектуальной системы учета о присоединении прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета способом, выбранным потребителем электрической энергии при допуске (вводе) прибора учета электрической энергии в эксплуатацию и указанным в акте допуска (ввода) прибора учета электрической энергии.
36. В уведомлении о присоединении прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета для потребителей электрической энергии, энергосбытовых организаций, производителей электрической энергии (мощности) и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, указывается ссылка на сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по которой пользователь интеллектуальной системы учета может получить исчерпывающую информацию о порядке использования и перечне функций интеллектуальной системы учета.
37. Количество приборов учета электрической энергии с функцией полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, приостановления или ограничения предоставления коммунальной услуги (управление нагрузкой), контролируемых одним промежуточным элементом интеллектуальной системы учета или контролируемых технологией, реализуемой одним промежуточным элементом интеллектуальной системы учета, не должно превышать 750 приборов учета (точек поставки, лицевых счетов - в отношении многоквартирных домов, договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению).

V. Требования по защите информации, размещаемой в интеллектуальной системе учета, от несанкционированного доступа к ней при ее сборе, передаче и хранении

38. Защита интеллектуальной системы учета и содержащейся в ней информации должна обеспечиваться в соответствии с федеральными законами "О персональных данных", "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, разработанными в соответствии с подпунктом "ш" статьи 13 Федерального закона "О федеральной службе безопасности", путем принятия организационных и технических мер, а также в соответствии с настоящими Правилами.
39. Необходимость шифрования (применение средств криптографической защиты) информации при ее передаче по каналам связи интеллектуальной системы учета определяется субъектами электроэнергетики, являющимися владельцами интеллектуальных систем учета, самостоятельно.
При определении субъектами электроэнергетики, являющимися владельцами интеллектуальных систем учета, необходимости шифрования (применения средств криптографической защиты) информации при ее передаче по каналам связи интеллектуальной системы учета рекомендуется руководствоваться базовой моделью нарушителя (моделью угроз безопасности информации), размещенной на официальном сайте Министерства энергетики Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
40. В целях определения актуальных угроз безопасности информации, обрабатываемой в интеллектуальных системах учета, субъектами электроэнергетики, являющимися владельцами интеллектуальных систем учета, могут быть разработаны частные модели нарушителя (модели угроз безопасности информации).
При разработке частных моделей нарушителя (моделей угроз безопасности информации) рекомендуется использовать базовую модель нарушителя (модель угроз безопасности информации) в интеллектуальных системах учета, размещаемую на официальном сайте Министерства энергетики Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
41. В случае когда субъектом электроэнергетики, являющимся владельцем интеллектуальной системы учета, определена потребность в криптографической защите информации, обрабатываемой в такой системе, рекомендуется применять средства криптографической защиты информации, прошедшие процедуру оценки соответствия требованиям, предъявляемым федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Сертифицированные средства защиты информации применяются в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
42. Принимаемые меры по защите интеллектуальной системы учета и содержащейся в ней информации должны в том числе обеспечивать:
а) механизмы идентификации и аутентификации по логину и паролю в каждом из компонентов и элементов интеллектуальной системы учета с обязательной фиксацией в интеллектуальной системе учета информации о неверном вводе пароля;
б) предотвращение неправомерного доступа к информации, обрабатываемой и хранимой в интеллектуальной системе учета и приборах учета электрической энергии, уничтожения такой информации, ее модифицирования, блокирования, копирования, предоставления и распространения, а также иных неправомерных действий в отношении такой информации;
в) недопущение воздействия на технические и программные средства обработки информации, в результате которого может быть нарушено и (или) прекращено функционирование интеллектуальной системы учета;
г) восстановление функционирования интеллектуальной системы учета в том числе за счет резервирования информации и (или) технических средств обработки информации, каналов связи;
д) контроль доступа пользователей к данным и операциям в интеллектуальной системе учета;
е) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к интеллектуальной системе учета и содержащейся в ней информации.
43. Прибор учета электрической энергии не должен иметь возможность управления ограничением нагрузки другими элементами интеллектуальной системы учета и другими приборами учета электрической энергии (не должен инициировать управляющие сигналы и воздействия).
44. Допускается ретрансляция одним прибором учета электрической энергии сигналов управления, полученных им с промежуточного элемента интеллектуальной системы учета и адресованных другим приборам учета электрической энергии, в случае его функционирования в режиме ретрансляции.
45. Применяемые средства защиты должны обеспечивать совместимость компонентов интеллектуальной системы учета, а также совместимость с интеллектуальными системами учета пользователей интеллектуальной системы учета при передаче информации в соответствии с настоящими Правилами.
46. Используемые программные, программно-технические средства, применяемые для защиты компонентов интеллектуальной системы учета, которые предоставляют минимальный набор функций пользователям интеллектуальной системы учета с помощью соответствующих интерфейсов взаимодействия в соответствии с разделом II настоящих Правил, и содержащейся в них информации, должны пройти оценку соответствия требованиям по безопасности информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
47. Протоколы обмена информацией в рамках функционирования интеллектуальной системы учета, предусмотренные разделом VI настоящих Правил, должны обеспечивать выполнение требований настоящего раздела.

VI. Требования к порядку обмена информацией в рамках функционирования интеллектуальных систем учета, ее форматам и протоколам обмена

48. Владельцы интеллектуальных систем учета должны предоставить пользователям интеллектуальных систем учета возможность получать информацию непосредственно (визуально) с дисплеев приборов учета электрической энергии, присоединенных к интеллектуальной системе учета, выносных дисплеев (при отсутствии дисплея на приборе учета) и посредством предоставления удаленного доступа к функциям (информации) интеллектуальной системы учета.
49. Доступ для визуального получения информации с прибора учета электрической энергии осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии для случаев контрольного снятия показаний приборов учета электрической энергии.
50. Минимальный набор информации, который может получить пользователь интеллектуальной системы учета непосредственно с прибора учета электрической энергии, определяется требованиями к функциям приборов учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета, установленными настоящими Правилами.
51. Владельцы интеллектуальных систем учета посредством удаленного доступа должны предоставить пользователям интеллектуальных систем учета возможность использования функций интеллектуальной системы учета.
52. Предоставление пользователям интеллектуальной системы учета удаленного доступа для получения информации, содержащейся в интеллектуальной системе учета, а также использование функций интеллектуальной системы учета в объеме, предусмотренном настоящими Правилами, осуществляются на безвозмездной основе.
53. Порядок и форматы обмена информацией между владельцами и пользователями интеллектуальных систем учета должны обеспечивать организацию коммерческого учета электрической энергии (мощности) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии.
54. Порядок, форматы и протоколы обмена информацией между владельцами и пользователями интеллектуальных систем учета должны обеспечивать однозначное отнесение информации к соответствующему прибору учета электрической энергии, месту его установки, точке поставки, субъекту электроэнергетики и потребителю электрической энергии.
55. Удаленный доступ потребителей электрической энергии, энергосбытовых организаций, производителей электрической энергии (мощности) и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, являющихся пользователями интеллектуальной системы учета, к информации, а также для использования ими функций интеллектуальной системы учета осуществляется посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" путем предоставления доступа к личным кабинетам, ведение которых осуществляется владельцами интеллектуальных систем учета в порядке, форматах и объеме, которые предусмотрены Едиными стандартами качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в соответствии с абзацем вторым пункта 3 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", а также стандартами качества обслуживания потребителей (покупателей) электрической энергии гарантирующих поставщиков (далее - личный кабинет).
С 1 января 2025 г. в личном кабинете в отношении точек поставки розничных рынков электрической энергии, совпадающих с точками поставки, входящими в состав групп точек поставки на оптовом рынке, должна быть обеспечена возможность формирования отчета в виде электронного документа в формате XML-файла в соответствии со спецификацией Extensible Markup Language (XML), содержащего в том числе сведения, указанные в подпункте "в 1" пункта 23 настоящих Правил, а также автоматизированное подписание указанного отчета в момент его формирования усиленной квалифицированной электронной подписью владельца интеллектуальной системы учета, подтверждающей, что данные, содержащиеся в отчете, сформированы в интеллектуальной системе учета.
56. Между гарантирующими поставщиками, сетевыми организациями и организациями коммерческой инфраструктуры (совет рынка, коммерческий оператор оптового рынка и иные организации, на которые в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка советом рынка возложены функции обеспечения коммерческой инфраструктуры), являющимися владельцами и пользователями интеллектуальных систем учета, системным оператором (субъектами оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и сетевыми организациями, для которых системный оператор (субъект оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе) является пользователем интеллектуальной системы учета, должны быть организованы удаленный информационный обмен и использование функций интеллектуальной системы учета с использованием защищенных протоколов передачи данных в соответствии с требованиями настоящих Правил.