Действующий
доля сельскохозяйственной продукции, произведенной в К(Ф)Х, ЛПХ и индивидуальными предпринимателями в 2018 году, составляет 40,2 процента объема всей сельскохозяйственной продукции региона. В 2017 году данный показатель составлял 41,5 процента, в 2016 году - 39,4 процента.
По данным Федеральной службы государственной статистики, доля урожая зерновых, произведенного ЛПХ и К(Ф)Х (включая индивидуальных предпринимателей), в общем объеме урожая зерновых, произведенном хозяйствами всех категорий, в период с 2016 по 2018 год включительно выросла с 47,3 процента до 55 процентов. В 2018 году ЛПХ и К(Ф)Х (включая индивидуальных предпринимателей) собрано зерновых 1 017,3 тыс. тонн в весе после доработки при общем урожае зерновых 1 850,3 тыс. тонн в весе после доработки.
Валовой сбор масличных К(Ф)Х и индивидуальными предпринимателями в 2018 году увеличился в 2 раза по отношению к 2016 году (с 25,3 тыс. тонн в весе после доработки до 50,7 тыс. тонн в весе после доработки).
ЛПХ традиционно лидируют среди всех категорий хозяйств в выращивании овощей открытого грунта и картофеля. Хотя за последние три года наблюдается снижение доли продукции, произведенной ЛПХ, по отношению к объему продукции, произведенной всеми категориями хозяйств. Так, в 2016 году ЛПХ получено 164,4 тыс. тонн овощей открытого грунта, что составило 79 процентов от всех собранных в регионе овощей открытого грунта (208,6 тыс. тонн). В 2017 году доля ЛПХ в сборе овощей открытого грунта составила 77 процентов, а в 2018 году данный показатель снизился до 71 процента и составил 88,5 тыс. тонн овощей открытого грунта при сборе хозяйствами всех категорий в размере 125,3 тыс. тонн.
Доля ЛПХ в выращивании картофеля за последние три года также снижается. Если в 2016 году данный показатель составлял 87 процентов (валовой сбор картофеля хозяйствами всех категорий - 722 тыс. тонн, в том числе ЛПХ - 630,9 тыс. тонн), то в 2017 году ЛПХ собрано 554,3 тыс. тонн картофеля при общем сборе 674,8 тыс. тонн, что составило уже 82 процента, а в 2018 году доля снизилась до 74,6 процента (валовой сбор картофеля хозяйствами всех категорий составил 582 тыс. тонн, в том числе ЛПХ - 433,9 тыс. тонн).
В К(Ф)Х и у индивидуальных предпринимателей в 2016 году поголовье крупного рогатого скота составляло 26,4 тыс. голов, в том числе коров 12,2 тыс. голов. В 2018 году поголовье крупного рогатого скота в указанных хозяйствах увеличилось почти на 11 тыс. голов и составило 37,3 тыс. голов, из них коров насчитывается 18,9 тыс. голов. По сравнению с 2017 годом фермеры увеличили поголовье крупного рогатого скота на 16 процентов.
К(Ф)Х и индивидуальными предпринимателями в 2018 году произведено 22,6 тыс. тонн молока, что на 3,8 тыс. тонн больше аналогичного показателя за 2016 год.
Также К(Ф)Х и индивидуальные предприниматели в 2018 году увеличили поголовье овец и коз на 12 процентов по отношению к 2016 году (с 17,2 тыс. голов до 19,3 тыс. голов) и на 8 процентов - к 2017 году (17,9 тыс. голов в 2017 году).
Сильные стороны | Слабые стороны |
Самообеспеченность населения Челябинской области основными продуктами питания;наличие неиспользуемых земель для вовлечения в оборот | неустойчивое финансово-экономическое состояние;недофинансирование малых форм хозяйствования;низкая техническая оснащенность и высокий износ сельскохозяйственной техники и оборудования;высокая конкуренция со стороны крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей |
Возможности | Угрозы |
Увеличение доходности сельского населения Челябинской области;самозанятость населения сельских территорий;создание новых рабочих мест на селе | возникновение неблагоприятных/ чрезвычайных погодных условий;занос заразных, в том числе особо опасных, болезней животных на территорию Челябинской области |
создание условий для повышения занятости и доходов сельского населения, вовлеченного в сельскохозяйственную кооперацию;
стимулирование перехода граждан, в том числе граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в крестьянские (фермерские) хозяйства;
развитие системы сбыта сельскохозяйственной продукции, способной конкурировать с крупными торговыми сетями.
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы, отражающие прогноз развития сферы ее реализации, указаны в таблице 2 раздела V государственной программы.
Перечень мероприятий государственной программы, которые предлагается реализовать для решения задач государственной программы и достижения поставленных целей, с указанием сроков их реализации, объемов финансирования, ответственного исполнителя, соисполнителей приведен в таблице 1.
N п/п | Наименование мероприятия * | Ответственный исполнитель, соисполнители | Срок реализации | Источник финансирования | Объем финансирования по годам реализации государственной программы, тыс. рублей | |||||
2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | ||||||
Государственная программа Челябинской области "Развитие малых форм хозяйствования в Челябинской области" | Министерство сельского хозяйства Челябинской области, Министерство экономического развития Челябинской области | 2020 - 2024 годы | всего | 84307,80 | 69233,20 | 69282,40 | 86027,70 | 89646,90 | ||
ФБ ** | 77575,40 | 63103,80 | 62964,00 | 78447,00 | 82701,00 | |||||
ОБ ** | 6732,40 | 6129,40 | 6318,40 | 7580,70 | 6945,90 | |||||
Задача 1 государственной программы: создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в Челябинской области | ||||||||||
1. | Региональный проект "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в Челябинской области",в том числе: | Министерство сельского хозяйства Челябинской области, Министерство экономического развития Челябинской области | 2020 год | всего | 84307,80 | - | - | - | - | |
ФБ | 77575,40 | - | - | - | - | |||||
ОБ | 6732,40 | - | - | - | - | |||||
1) создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, в том числе: | Министерство сельского хозяйства Челябинской области | 2020 год | всего | 80807,80 | - | - | - | - | ||
ФБ | 77575,40 | - | - | - | - | |||||
ОБ | 3232,40 | - | - | - | - | |||||
предоставление крестьянским (фермерским) хозяйствам грантов "Агростартап" в форме субсидий | Министерство сельского хозяйства Челябинской области | 2020 год | всего | 60000,00 | - | - | - | - | ||
ФБ | 57600,00 | - | - | - | - | |||||
ОБ | 2400,00 | - | - | - | - | |||||
предоставление сельскохозяйственным потребительским кооперативам субсидий на возмещение части затрат, связанных с закупкой сельскохозяйственной продукции у членов сельскохозяйственного потребительского кооператива | Министерство сельского хозяйства Челябинской области | 2020 год | всего | 20807,80 | - | - | - | - | ||
ФБ | 19975,40 | - | - | - | - | |||||
ОБ | 832,40 | - | - | - | - | |||||
2) субсидии некоммерческим организациям на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, в том числе: | Министерство экономического развития Челябинской области | 2020 год | ОБ | 3500,00 | - | - | - | - | ||
субсидия в виде имущественного взноса некоммерческой организации - Фонду развития предпринимательства Челябинской области - Территория Бизнеса на развитие Центра компетенций в сфере сельхозкооперации и поддержки фермеров | Министерство экономического развития Челябинской области | 2020 год | ОБ | 3500,00 | - | - | - | - | ||
2. | Региональный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства",в том числе: | Министерство экономического развития Челябинской области, Министерство сельского хозяйства Челябинской области | 2021 - 2024 годы | всего | - | 69233,20 | 68182,40 | 81442,80 | 89646,90 | |
ФБ | - | 63103,80 | 62095,00 | 74825,00 | 82701,00 | |||||
ОБ | - | 6129,40 | 6087,40 | 6617,80 | 6945,90 | |||||
1) создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, в том числе: | Министерство сельского хозяйства Челябинской области | 2021 - 2024 годы | всего | - | 65733,20 | 64682,40 | 77942,80 | 86146,90 | ||
ФБ | - | 63103,80 | 62095,00 | 74825,00 | 82701,00 | |||||
ОБ | - | 2629,40 | 2587,40 | 3117,80 | 3445,90 | |||||
предоставление грантов "Агростартап" в форме субсидий | Министерство сельского хозяйства Челябинской области | 2021 - 2024 годы | всего | - | 55501,90 | 50431,50 | 53402,10 | 55195,90 | ||
ФБ | - | 53281,80 | 48414,20 | 51266,00 | 52988,00 | |||||
ОБ | - | 2220,10 | 2017,30 | 2136,10 | 2207,90 | |||||
предоставление субсидий на возмещение части затрат, связанных с закупкой сельскохозяйственной продукции у членов сельскохозяйственного потребительского кооператива | Министерство сельского хозяйства Челябинской области | 2021 - 2024 годы | всего | - | 10231,30 | 14250,90 | 24540,70 | 30951,00 | ||
ФБ | - | 9822,00 | 13680,80 | 23559,00 | 29713,00 | |||||
ОБ | - | 409,30 | 570,10 | 981,70 | 1238,0 | |||||
2) субсидия в виде имущественного взноса некоммерческой организации - Фонду развития предпринимательства Челябинской области - Центр "Мой бизнес" на развитие | Министерство экономического развития Челябинской области | 2021 год | ОБ | - | 3500,00 | |||||
Центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров | ||||||||||
2-1) субсидия в виде имущественного взноса Фонду развития предпринимательства Челябинской области - Центр "Мой бизнес" на оказание государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе в рамках федерального проекта на создание и развитие производств | Министерство экономического развития Челябинской области | 2022 - 2024 годы | ОБ | - | - | 3500,00 | 3500,00 | 3500,00 | ||
3. | Предоставление грантов на поддержку начинающих фермеров | Министерство сельского хозяйства Челябинской области | 2020 год | всего | 105000,00 *** | - | - | - | - | |
ФБ | 85050,00 | - | - | - | - | |||||
ОБ | 19950,00 | - | - | - | - | |||||
4. | Предоставление грантов на развитие семейных ферм | Министерство сельского хозяйства Челябинской области | 2020 - 2024 годы | всего | 30000,00 *** | 40000,00 *** | 40000,00 *** | 40000,00 *** | 40000,00 *** | |
ФБ | 24300,00 | 32400,00 | 31600,00 | 31600,00 | 31600,00 | |||||
ОБ | 5700,00 | 7600,00 | 8400,00 | 8400,00 | 8400,00 | |||||
Задача 2 государственной программы: создание условий для развития сельского туризма | ||||||||||
5. | Субсидии на развитие сельского туризма | Министерство сельского хозяйства Челябинской области | 2022 - 2024 годы | всего | - | - | 1100,00 | 4584,90 | 0,00 | |
ФБ | - | - | 869,00 | 3622,00 | 0,00 | |||||
ОБ | - | - | 231,00 | 962,90 | 0,00 |
Управление и контроль за реализацией государственной программы осуществляются в соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ Челябинской области, их формировании и реализации, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 25.07.2013 г. N 148-П "О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Челябинской области, их формировании и реализации и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области".
организует реализацию государственной программы, осуществляет внесение изменений в нее в установленном законодательством порядке, несет ответственность за достижение целевых показателей (индикаторов), а также за эффективное использование бюджетных средств;
запрашивает у соисполнителя государственной программы информацию, необходимую для формирования государственной программы, подготовки плана реализации государственной программы (внесения изменений в план реализации государственной программы), ежеквартального мониторинга государственной программы, годового отчета о ходе реализации государственной программы;
разрабатывает и утверждает план реализации государственной программы и внесение изменений в него, а также в течение 10 рабочих дней со дня утверждения обеспечивает его размещение на официальном сайте ответственного исполнителя в сети Интернет, но не чаще 1 раза в квартал;
осуществляет один раз в 10 рабочих дней мониторинг хода реализации государственной программы и принимает меры, обеспечивающие выполнение мероприятий и контрольных событий государственной программы, освоение средств федерального и областного бюджетов и достижение целевых показателей (индикаторов) государственной программы;
участвует в разработке государственной программы и осуществляют реализацию мероприятий государственной программы в рамках своей компетенции;
несет ответственность за достижение целевых показателей (индикаторов) государственной программы и эффективное использование бюджетных средств в рамках своей компетенции;
представляет ответственному исполнителю информацию, необходимую для формирования государственной программы, подготовки плана реализации государственной программы (внесения изменений в план реализации государственной программы), ежеквартального мониторинга государственной программы, годового отчета о ходе реализации государственной программы;
Внесение изменений в государственную программу осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
В целях обеспечения эффективного мониторинга и контроля реализации мероприятий государственной программы реализация государственной программы осуществляется в соответствии с планом реализации государственной программы (далее именуется - план реализации).
Мониторинг реализации государственной программы проводится ежеквартально (за исключением IV квартала) по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября текущего финансового года нарастающим итогом с начала года.
Объектами мониторинга реализации государственной программы являются наступление контрольных событий государственной программы в установленные сроки, ход реализации мероприятий плана реализации и причины невыполнения сроков мероприятий и контрольных событий, объемов финансирования мероприятий, а также информация о ходе выполнения целевых показателей (индикаторов) государственной программы.