Действующий

Постановление Правительства Челябинской области от 26 декабря 2019 г. N 600-П "О государственной программе Челябинской области "Комплексное развитие сельских территорий в Челябинской области"

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Комплексное развитие сельских территорий в Челябинской области".
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.
Исполняющий обязанности председателя
Правительства Челябинской области
В.В. Мамин
Утверждена
постановлением Правительства
Челябинской области
от 26 декабря 2019 г. N 600-П

Государственная программа
Челябинской области "Комплексное развитие сельских территорий в Челябинской области"

Паспорт
государственной программы Челябинской области "Комплексное развитие сельских территорий в Челябинской области"

Ответственный исполнительгосударственной программы
-
Министерство сельского хозяйства Челябинской области
Соисполнителигосударственной программы
-
Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области,Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, Министерство образования и науки Челябинской области,Министерство по физической культуре и спорту Челябинской области,Министерство культуры Челябинской области,Министерство здравоохранения Челябинской области
Подпрограммы государственной программы
-
отсутствуют
Проекты государственной программы
-
отсутствуют
Основная цель (основные цели) государственной программы
-
создание условий для обеспечения повышения качества и уровня жизни сельского населения в целях сохранения социального и экономического потенциала сельских территорий
Основные задачигосударственной программы
-
создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения;создание условий для обеспечения сельских территорий объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;реализация общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий для повышения комфорта проживания и качества жизни граждан;улучшение ситуации на рынке труда на сельских территориях
Целевые показатели (индикаторы)конечного результата(показатели проекта)
-
объем ввода (приобретения) жилья для граждан, проживающих на сельских территориях, кв. метров;ввод в действие распределительных газовых сетей, километров;ввод в эксплуатацию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог, километров;количество реализованных проектов комплексного развития сельских территорий, единиц;количество созданных рабочих мест (заполненных штатных единиц) в период реализации проектов, отобранных для субсидирования, единиц;количество реализованных общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий, единиц;численность обучающихся в образовательных организациях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и обучающихся в иных образовательных организациях, привлеченных для прохождения практики, в том числе производственной практики, и практической подготовки или осуществляющих трудовую деятельность сроком не более 6 месяцев, человек
Сроки и этапы реализациигосударственной программы
-
2020-2025 годы (реализуется в 1 этап)
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы
-
объем финансирования на 2020 - 2025 годы - 1401470,85 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 571416,41 тыс. рублей, из них:в 2020 году - 383738,2 тыс. рублей;в 2021 году - 87213,61 тыс. рублей;в 2022 году - 100464,6 тыс. рублей;в 2023 году - 0,0 тыс. рублей;в 2024 году - 0,0 тыс. рублей;в 2025 году - 0,0 тыс. рублей;из федерального бюджета - 620081,04 тыс. рублей, из них:в 2020 году - 326949,9 тыс. рублей;в 2021 году - 205009,94 тыс. рублей;в 2022 году - 88121,2 тыс. рублей;в 2023 году - 0,0 тыс. рублей;в 2024 году - 0,0 тыс. рублей;в 2025 году - 0,0 тыс. рублей;из местного бюджета - 17717,37 тыс. рублей, из них:в 2020 году - 7221,0 тыс. рублей;в 2021 году - 2952,67 тыс. рублей;в 2022 году - 7543,7 тыс. рублей;в 2023 году - 0,0 тыс. рублей;в 2024 году - 0,0 тыс. рублей;в 2025 году - 0,0 тыс. рублей;из внебюджетных источников - 192256,03 тыс. рублей, из них:в 2020 году - 81712,4 тыс. рублей;в 2021 году - 67032,53 тыс. рублей;в 2022 году - 43511,1 тыс. рублей;в 2023 году - 0,0 тыс. рублей;в 2024 году - 0,0 тыс. рублей;в 2025 году - 0,0 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации государственной программы
-
результаты выполнения мероприятий государственной программы направлены на создание условий для повышения качества и уровня жизни сельского населения.К концу реализации государственной программы планируется:объем ввода (приобретения) жилья для граждан, проживающих на сельских территориях, - 12393,1 кв. метра;ввод в действие распределительных газовых сетей - 50,2 километра;ввод в эксплуатацию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог - 45,3 километра;количество реализованных проектов комплексного развития сельских территорий - 12 единиц;количество реализованных общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий - 13 единиц;количество созданных рабочих мест (заполненных штатных единиц) в период реализации проектов, отобранных для субсидирования, - 57 единиц;численность обучающихся в образовательных организациях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и обучающихся в иных образовательных организациях, привлеченных для прохождения практики, в том числе производственной практики, и практической подготовки или осуществляющих трудовую деятельность сроком не более 6 месяцев, - 54 человека

Раздел I. Приоритеты и цели государственной политики, включая характеристику текущего состояния сферы реализации государственной программы

1. Государственная программа Челябинской области "Комплексное развитие сельских территорий в Челябинской области" (далее именуется - государственная программа) разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее именуется - Государственная программа Российской Федерации).
2. Государственная программа определяет цели, задачи и основные направления комплексного развития сельских территорий и благоприятной социальной сферы жизнедеятельности сельского населения Челябинской области на 2020 - 2025 годы, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
3. Под комплексным развитием сельских территорий следует понимать создание условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни в целях сохранения социального и экономического потенциала сельских территорий и обеспечения выполнения ими общенациональных функций - производственной, демографической, трудоресурсной, пространственно-коммуникационной. Создание экономически устойчивых и социально развитых сельских территорий является гарантом сохранения историко-культурных основ идентичности народов, тем самым способствует повышению качества жизни сельского населения.
4. Развитие сельских территорий в Челябинской области осуществляется точечно и неравномерно. Вопреки положительной динамике развития агропромышленного комплекса в регионе в последние годы социально-экономический разрыв между городскими и сельскими территориями увеличивается. Уровень жизни сельского населения существенно отстает от городского, остро стоит проблема инфраструктурных ограничений, затруднен доступ сельского населения к социальным услугам, информационным технологиям и средствам массовой коммуникации.
5. Сельские территории Челябинской области - это 27 муниципальных районов, объединяющих 1246 сельских населенных пунктов. При этом комплекс деградационных процессов определил интенсивное снижение численности проживающего в них населения.
На начало 2019 года сельское население в Челябинской области составляло 600 775 человек, что на 14 275 человек меньше показателя 2014 года.
На демографические показатели сельских территорий все большее влияние оказывает естественная убыль населения за счет миграционного оттока населения. Статистические данные свидетельствуют о снижении рождаемости в сельской местности. Общая численность постоянного сельского населения Челябинской области на 1 января 2019 года составляет 17,3 процента.
В итоге меняется возрастная структура сельского населения - происходит его неизменное старение. Показатель ожидаемой продолжительности жизни у сельского населения почти на два года ниже, чем у городского (сельское население - 70,5 года, городское население - 72,4 года).
Статистические данные позволяют выделить наиболее депрессивные территории с точки зрения убыли сельского населения. Среднегодовая численность постоянного сельского населения 2018 году по отношению к 2014 году составила 98,3 процента, убыль населения составила 1,7 процента. Наибольшее сокращение с 2014 года по 2018 год численности населения отмечено в Кизильском районе (1795 человек, или 92,5 процента к уровню 2014 года), Уйском районе (1577 человек, или 93,5 процента по отношению к уровню 2014 года).
В 6 муниципальных районах Челябинской области убыль сельского населения составила от 4,2 процента до 7,5 процента (8598 человек, или 84 процента).
Таблица
Год
2012
2013
2014
2015
2016
2017
2018
Всего родившихся
50 014
49 058
49 599
48 744
46 649
40 191
37 692
Темпы прироста численности детей от 1 до 7 лет
11451
13373
8933
3194
37
-7246
-12322
Темпы прироста, процентов
4,8
5,3
3,6
1,1
0,01
-2,5
-4,3
Темпы депопуляции сельских территорий на фоне высокого уровня безработицы и бедности, снижения доступности для населения важнейших объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры принимают угрожающий характер.
Уровень занятости сельского населения в 2017 году составил 27,3 процента (по региону - 66,7 процента). Общая численность безработных, проживающих в сельской местности, по состоянию на 1 января 2018 года составила 16,8 процента, а общий уровень безработицы по региону - 6,6 процента.
Соотношение заработной платы в сельском хозяйстве и средней по экономике Челябинской области в 2018 году достигло 71,6 процента, а соотношение среднедушевых располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств за 2018 год - 83,85 процента.
В целях сокращения затрат на содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы на селе активно проводится оптимизация сети соответствующих учреждений, что выражается в закрытии малочисленных сельских школ, детских садов, клубов, библиотек, участковых больниц, фельдшерско-акушерских пунктов и увеличении радиуса их доступности.
На основании оперативных данных муниципальных образований Челябинской области средний радиус доступности первичной медицинской помощи (фельдшерско-акушерских пунктов и (или) амбулаторий, пунктов скорой помощи) в сельской местности - 11,4 километра, общеобразовательных учреждений в сельской местности - 11,55 километра, дошкольных учреждений - 8,95 километра.
6. Жилищное строительство является составной частью инвестиционно-строительного комплекса и в настоящее время во многом определяет стратегию социально-экономического роста региона, включая развитие производительных сил, создание производственного потенциала и инфраструктурное состояние объектов.
Жилищная проблема на селе остается актуальной и имеет несколько важных аспектов:
количественный аспект - недостаток жилья;
качественный аспект - неразвитость социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, влияющая на привлекательность жизни в сельской местности.
Улучшение жилищных условий является важным показателем повышения благосостояния населения Челябинской области, предпосылкой социальной и экономической стабильности на селе, в связи с чем решение жилищной проблемы является одним из приоритетов политики в Челябинской области.
7. Одна из проблем сельской местности - это низкий уровень комфортности проживания, который влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи, соответственно, сокращается трудоресурсный потенциал в аграрной отрасли.
Оказание государственной поддержки, направленной на повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, будет способствовать началу процесса восстановления сельских территорий, застройке новыми жилыми домами, развитию фермерских и личных подсобных хозяйств, увеличению числа социальных и бытовых объектов.
8. Состояние подъездных дорог к сельским населенным пунктам сдерживает их развитие, существенно увеличивает затраты на перевозки, особенно по грунтовым дорогам. Движение и подъезд к земельным угодьям по этим дорогам крайне затруднены в осенне-весенний период, что приводит к затруднениям при выполнении посевных, уборочных и других работ. Усугубляются проблемы в социальной сфере из-за несвоевременного оказания срочной медицинской помощи, дополнительных потерь времени и ограничений на поездки.
Большинство сельских автомобильных дорог в Челябинской области имеет низкие технические параметры, некоторые из них с покрытием из песчано-гравийной смеси, поэтому немаловажное значение для села имеют концентрация и направление ресурсов на объекты по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог общего пользования (далее именуются - автомобильные дороги).
9. Государственная программа предусматривает комплексное развитие сельских территорий Челябинской области с учетом проведенного SWOT-анализа текущей ситуации.

SWOT-анализ

Сильные стороны
Слабые стороны
1. Наличие федеральных и региональных программ с государственной поддержкой по развитию сельских территорий.2. Участие муниципальных образований Челябинской области в региональных программах.3. Положительная динамика ввода объектов газификации в сельских населенных пунктах.1. Наличие сельского населения, проживающего в неблагоустроенном жилье.2. Низкая доля благоустроенных домов на сельских территориях.3. Наличие негазифицированных сельских населенных пунктов.4. Недостаток или отсутствие финансирования на разработку проектной документации.5. Необходимость привлечения значительных средств на обновление основных фондов объектов жилищно-коммунального хозяйства.6. Недостаток финансирования ремонта и реконструкции социальной и инженерной инфраструктуры.
Возможности
Угрозы
1. Увеличение объёмов жилищного строительства на сельских территориях.2. Повышение уровня газификации на сельских территориях.3. Комплексное развитие сельских территорий.4. Строительство и реконструкция объектов социальной и инженерной инфраструктуры1. Снижение уровня субсидий из областного и федерального бюджетов.2. Отток населения из сельской местности.3. Разрушение имеющихся объектов социальной и инженерной инфраструктуры на сельских территориях.4. Низкая привлекательность проживания в сельской местности
Основным приоритетом государственной программы является предоставление государственной поддержки на комплексное развитие сельских территорий.

Раздел II. Основная цель (основные цели) и задачи государственной программы

10. Целью государственной программы является создание условий для обеспечения повышения качества и уровня жизни сельского населения в целях сохранения социального и экономического потенциала сельских территорий.
11. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения;
создание условий для обеспечения сельских территорий объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры;
реализация общественно значимых проектов по благоустройству сельских территорий для повышения комфорта проживания и качества жизни граждан;
улучшение ситуации на рынке труда на сельских территориях.

Раздел III. Перечень мероприятий государственной программы

12. Для достижения поставленной цели государственной программы определен комплекс мероприятий (таблица 1), увязанных между собой по срокам, ресурсам и ожидаемым результатам, направленных на создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения, повышение уровня комплексного развития сельских территорий с помощью (либо за счет создания) объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.