(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57522-2017 "Бережливое производство....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
1 Термин "встроенное качество" предусматривает оценку исполнителем показателей возможностей процессов - Ср, Срk, Рр, Ррk (ГОСТ Р ИСО 22514-1-2015) и др. для целей обеспечения рисков несоответствий на приемлемо низком уровне, а также специальную организацию операций контроля и аудита производственных процессов для поддержания установленной скорости потока создания ценности.
2 Деятельность по встроенному качеству предусматривает, что ответственность за качество на этапе производства (оказания услуги) переходит к исполнителям.
3 Деятельность по встроенному качеству необходимо проводить в первую очередь на этапах проектирования продукции и производственных процессов.
4 Обеспечение встроенного качества существенно уменьшает необходимость в процедурах контроля качества, позволяет передать функцию контроля качества непосредственно исполнителям и реализовать принцип "3 НЕ" - не делай, не передавай, не принимай дефектную продукцию (результат услуги).
3.1.2 синергетический эффект: Повышение результативности и эффективности деятельности в результате соединения, интеграции или слияния отдельных частей в единую систему.
3.1.3 цикл "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" (PDCA: Plan - Do - Check - Act): Цикл, позволяющий организации обеспечивать ее процессы необходимыми ресурсами, осуществлять их менеджмент, определять и реализовывать возможности для улучшения.
Примечания
1 Цикл PDCA может быть применен ко всем процессам и к системе менеджмента в целом.
2 Описание цикла PDCA:
- планируй - разработка целей системы и ее процессов, а также определение ресурсов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации, определение и рассмотрение рисков и возможностей;
- делай - выполнение того, что запланировано;
- проверяй - мониторинг и (там, где это применимо) измерение процессов, продукции и услуг в сравнении с политикой, целями, требованиями и запланированными действиями и сообщение о результатах;
- действуй - принятие мер по улучшению результатов деятельности в той степени, насколько это необходимо.
3.2 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
APQP (Advanced Product Quality Planning) - перспективное планирование качества продукции;
С (cost) - стоимость;
Ср, Срk - индексы воспроизводимости процесса;
FMeA (Potential Failure Mode and Effects Analysis) - анализ видов и последствий потенциальных отказов;
MSA (Measurement System Analysis) - анализ измерительных систем;
Рр, Ррk - индексы пригодности процесса;
РРАР (Production Part Approval Process) - процесс согласования производства части;
SPC (Statistical Process Control) - статистическое управление процессами;
БП - бережливое производство;
ИСМ - интегрированная система менеджмента;
ПСЦ - поток создания ценности;
СМБП - система менеджмента бережливого производства;
СМК - система менеджмента качества.

4 Основные положения

4.1 Основные цели, принципы и преимущества интеграции систем менеджмента качества и бережливого производства

4.1.1 Во многих организациях российской промышленности функционируют одновременно несколько систем менеджмента (СМБП, СМК, система управления рисками, система экологического менеджмента, система охраны труда и промышленной безопасности и т.д.), что часто приводит к возникновению следующих проблем:
- конфликты интересов, целей и задач разных систем менеджмента;
- дублирование функций, процессов, документации;
- неоптимальное распределение ресурсов.
Настоящий стандарт рассматривает вопросы интеграции СМК и СМБП в единую интегрированную систему менеджмента (ИСМ) организации. Интеграцию с другими системами менеджмента (например, экологического менеджмента, менеджмента охраны труда и безопасности, энергетического менеджмента) организация может рассматривать самостоятельно [2] (ГОСТ Р 53893, ГОСТ Р 55269, ГОСТ 55272).
4.1.2 Основными целями интеграции СМК и СМБП являются:
- повышение качества при одновременном повышении производительности труда и снижении себестоимости продукции или услуг в результате создания интегрированного подхода к управлению характеристиками потока производимой продукции или оказываемых услуг;
- получение синергетического эффекта от проектов по улучшениям в области качества и БП;
- создание единого контура управления СМК и СМБП, включая целеполагание, планирование, контроль, действия по улучшениям;
- снижение уровня конфликтности, связанной с распределением ответственности и полномочий в СМК и СМБП, исключение дублирования процессов, документации и соответствующих функций в СМК и СМБП, что влечет снижение затрат на функционирование систем.
4.1.3 При создании ИСМ качества и БП следует руководствоваться принципами, изложенными в ГОСТ Р 56020 и ГОСТ Р ИСО 9000, а также приведенными ниже:
- качество (включая безопасность продукции), стоимость и время поставки - основные параметры, формирующие удовлетворенность потребителя и определяющие в итоге эффективность бизнеса. Определение, управление этими параметрами и обеспечение на выходе потока создания ценности их соответствия значениям, наиболее полно удовлетворяющим потребителей и другие заинтересованные стороны, являются основой интегрированной деятельности СМК и СМБП;
- единые требования организации к ИСМ качества и БП, включая общие элементы для интеграции (см. приложение А) и элементы, являющиеся специализированными в области качества или БП.
4.1.4 Потенциальные преимущества от интеграции СМК и СМБП:
способность стабильно предоставлять продукцию и услуги, которые удовлетворяют требованиям потребителя и других заинтересованных сторон;
создание возможностей для повышения эффективности бизнеса путем удовлетворения потребителей и других заинтересованных сторон;
снижение уровня рисков организации в целом за счет устранения конфликта интересов и дублирования функций, документации, процессов, за счет оптимального распределения ресурсов и единого подхода к управлению процессами и характеристиками потока производимой продукции или оказываемых услуг.

4.2 Взаимосвязь системы менеджмента качества и системы менеджмента бережливого производства организации

4.2.1 Применение методов и инструментов менеджмента качества (APQP, SPC, FMEA, РРАР, MSA и др.) [6], [7], [8], [9], [10] направлено на определение и обеспечение установленных характеристик качества продукции и услуг для удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей, а также на постоянное снижение уровня несоответствий и рисков их возникновения, чтобы действия с несоответствующей продукцией не останавливали и не замедляли процессы, составляющие поток создания ценности (см. рисунок 1).