(Действующий) Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1640 "Об...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"

Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
2. Министерству здравоохранения Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденную настоящим постановлением, на официальном сайте Министерства, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при внесении изменений в государственные программы субъектов Российской Федерации, направленные на развитие здравоохранения, учитывать положения государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной настоящим постановлением.
4. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст. 2057);
пункты 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. N 394 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и пункт 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15, ст. 2225);
постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2017 г. N 539 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 20, ст. 2924);
постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2017 г. N 964 "О внесении изменений в приложение N 9 к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 34, ст. 5288).
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 декабря 2017 г. N 1640

Государственная программа Российской Федерации
"Развитие здравоохранения"

Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения"

Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"

1. Оценка текущего состояния сферы охраны здоровья граждан

За 12 месяцев 2020 года, по предварительной оценке Федеральной службы государственной статистики, ожидаемая продолжительность жизни составила 71,54 года (снижение на 1,8 года по сравнению с 2019 годом - 73,34 года).
В 2020 году по сравнению с 2019 годом в Российской Федерации отмечен рост показателя общей смертности на 18,6 процента - до 14,6 случая на 1000 населения (в 2019 году - 12,3 случая на 1000 населения), число умерших составило 2138,6 тыс. человек и увеличилось на 340,3 тыс. человек.
В 2020 году негативные демографические тенденции - снижение ожидаемой продолжительности жизни, избыточная смертность обусловлены влиянием пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, которая явилась одним из сильнейших вызовов для системы здравоохранения за последнее столетие.
Младенческая смертность достигла своего исторического минимума и, по данным Федеральной службы государственной статистики, составила 4,5 случая на 1000 родившихся живыми (снижение с 2018 по 2020 годы на 11,6 процента). В 2020 году по сравнению с 2019 годом на 8,2 процента снизилась детская смертность от 0 до 17 лет и составила 44,6 случая на 100 тыс. детского населения.
Одними из основных санитарно-противоэпидемических мероприятий было введение на территории страны требований по изоляции и самоизоляции граждан, а также приостановление проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения. Вследствие этого отмечено снижение числа зарегистрированных случаев заболеваний в 2020 году.
Общая заболеваемость населения в 2020 году снизилась на 5,3 процента, с 164899,4 случая на 100 тыс. населения в 2019 году до 156173,3 случая на 100 тыс. населения - в 2020 году.
В 2020 году по сравнению с 2019 годом выросла общая заболеваемость только по классу болезней органов дыхания (на 2,7 процента).
Общая заболеваемость населения болезнями системы кровообращения в Российской Федерации снизилась на 6,7 процента, новообразованиями - на 5,3 процента.
Проведение диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого и детского населения возобновилось в субъектах Российской Федерации только в III квартале 2020 г. после некоторого смягчения противоэпидемических мер. В результате диспансеризации и профилактических медицинских осмотров определена группа взрослого населения с впервые в жизни установленным диагнозом 3099121 заболевания, или 2,8 процента общего числа заболеваний (111296133 заболевания) (в 2019 году из 114512153 заболеваний выявлено при профилактических медицинских осмотрах и при диспансеризации определенных групп взрослого населения 5569390 заболеваний, или 4,9 процента).
В настоящее время имеются населенные пункты, находящиеся вне зоны доступности для граждан первичной медико-санитарной помощи, отмечается недостаточный уровень качества первичной медико-санитарной помощи и ее доступности для населения.
В субъектах Российской Федерации отмечается дефицит фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских пунктов, а также врачебных амбулаторий. В 2020 году было запланировано создание (замена) 1359 фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов и врачебных амбулаторий, по состоянию на 31 декабря 2020 г. были введены в эксплуатацию 969 объектов.
На труднодоступных территориях страны недостаточно развиты санитарно-авиационная эвакуация и использование передвижных медицинских комплексов.
В 2020 году в медицинские организации 23 субъектов Российской Федерации запланирована поставка 503 передвижных медицинских комплекса, по состоянию на 31 декабря 2020 г. было поставлено 468. Ранее, в 2019 году, в медицинские организации 34 субъектов Российской Федерации поставлено 517 передвижных медицинских комплексов, которыми по состоянию на 31 декабря 2020 г. осуществлено 37,5 тыс. выездов, осмотрено 919,6 тыс. человек.
По состоянию на 1 сентября 2021 г. доля населенных пунктов с числом жителей 101 - 2000 человек, населению которых доступна первичная медико-санитарная помощь по месту их проживания, в целом по Российской Федерации составила 96 процентов.
Часто выявляется формальный подход медицинских работников к проведению диспансеризации. У граждан не сформирована потребность в ежегодном ее прохождении.
Доля впервые в жизни установленных неинфекционных заболеваний, выявленных при проведении диспансеризации и профилактическом медицинском осмотре у взрослого населения, от общего числа неинфекционных заболеваний с впервые установленным диагнозом составила 11,7 процента (96,6 процента запланированного количества на 2020 год с учетом корректировки). Кроме того, требует дальнейшего развития система защиты прав застрахованных лиц при получении медицинской помощи за пределами субъекта Российской Федерации.
Медицинские организации, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, нуждаются в дальнейшем переоснащении (дооснащении) медицинским оборудованием.
По данным субъектов Российской Федерации, в 2021 году количество единиц оборудования для оказания медицинской помощи со сроком эксплуатации свыше 10 лет в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и медицинскую помощь в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек, составило 32 тыс. единиц.
Большинство субъектов Российской Федерации имеют дефицит врачей, среднего и младшего медицинского персонала. Несмотря на положительную динамику с 2018 года, в 2020 году дефицит врачей в регионах Российской Федерации составлял более 21 тыс. человек, среднего медицинского персонала - более 122 тыс. человек.
Сохраняется тенденция к увеличению доли населения в старших возрастных группах. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2017 году доля граждан старше 60 лет составляла 21 процент, в 2020 году 22,6 процента, а к 2030 году составит 25,4 процента. Данная динамика предполагает повышение качества и доступности медицинской помощи, в том числе по профилю "гериатрия".
Сохраняются проблемы с обеспечением населения лекарственными препаратами, в том числе льготных категорий граждан. Для их решения требуется совершенствование организационных процессов, в том числе внедрение системы мониторинга движения лекарственных препаратов во всех медицинских и фармацевтических организациях.
До настоящего времени не все медицинские организации страны, в том числе врачебные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты, включены в единый цифровой контур на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Мероприятия, направленные на решение указанных проблем, будут реализовываться как в рамках действующих направлений (подпрограмм) государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (далее - Программа), так и в рамках новых инициатив социально-экономического развития Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"

Дальнейшее развитие сферы охраны здоровья граждан помимо необходимости решения существующих проблем связано с рядом общемировых тенденций. В связи с этим структура Программы должна охватывать как направления, обеспечивающие достижение национальных целей в сфере охраны здоровья (решение первоочередных проблем смертности и заболеваемости), так и направления, обеспечивающие прорыв отечественной системы здравоохранения в соответствии с общемировыми тенденциями.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы соответствуют государственной политике в сфере охраны здоровья, указанной в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".