Действующий
3.3 навыки (skills): Полученная в результате обучения способность выполнять задачу в соответствии с определенным ожиданием.
[ИСО 30401-2018, пункт 3.30]
3.4 знания (knowledge): Актив человека или организации, способствующий результативным решениям и действиям.
[ИСО 30401-2018, пункт 3.25]
4 Менеджмент компетентности
Устанавливая потребность в компетентности, организации должны определить уровень компетентности, необходимый для достижения намеченных результатов на организационном, командном, групповом и индивидуальном уровнях, принимая во внимание:
a) среду организации - изменения во внешних и внутренних факторах, а также потребности и ожидания соответствующих заинтересованных сторон, значительно влияющие на потребности в компетентности;
b) потенциальное влияние недостатка в компетентности персонала на результативность процессов и системы менеджмента;
c) необходимость развития компетентности для эффективного выполнения персональных задач;
d) возможность использования отдельной доступной компетентности при разработке относящихся к исполнению задач должностных инструкций, процессов и систем.
Менеджмент компетентности должен принимать во внимание все процессы, функции и уровни организации. Определение уровня компетентности, необходимого для выполнения задач, должно начинаться с оценки текущей компетентности персонала. При определении уровня компетентности, необходимого для достижения поставленных целей, организация должна учитывать требования нормативных документов, определяющих потребность в развитии компетентности конкретных должностей.
Организации могут использовать внешних поставщиков услуг для выполнения любой деятельности в рамках менеджмента компетентности, включая определение потребностей в компетентности и оценку текущего уровня компетентности, как это определено в настоящем стандарте. В случае, если организация привлекает внешнего поставщика, она должна обеспечить соответствующие мониторинг и оценку его деятельности.
4.2 Определение потребностей в компетентности
4.2.1 Организационная компетентность
Среда организации непосредственно влияет на компетентность.
При определении типа и уровня требуемой компетентности организация должна учитывать, в том числе:
a) внешние факторы (например, законодательные и нормативные требования, технологический прогресс);
b) внутренние факторы (например, миссию, видение, стратегические цели, ценности и культуру организации, область деятельности, доступные ресурсы, знания организации);
c) потребности и ожидания соответствующих заинтересованных сторон (например, органов власти, потребителей, общества).
По мере необходимости должна поддерживаться и/или сохраняться следующая документированная информация:
- потребности в компетентности: организационной, групповой (установленной группы или результаты подготовки неформальных групп) и индивидуальной (квалификация, результаты деятельности, данные о поощрениях);
программы развития и другие инициативы;
- оценка влияния развития и компетентности и соответствующих действий.
4.2.2 Командная или групповая компетентность
В рамках организации различные команды или группы могут обладать потребностями в различной компетентности в зависимости от выполняемых задач и намеченных результатов.
При определении потребностей различных команд или групп организация должна учитывать:
b) цели и предполагаемые результаты работы команды или группы;
c) деятельность, процессы и системы;
d) структуру команды или группы: иерархию, количество участников, функции и ответственность;
e) культуру команды или группы, и способность сотрудничать и добиваться уважения.
4.2.3 Индивидуальная компетентность
Требования к индивидуальной компетентности должны быть определены на всех уровнях организации в целях обеспечения результативности различных ролей или функций.
При определении индивидуальной компетентности организация должна учитывать:
a) внешние требования к компетентности;
b) функции и ответственность;
c) деятельность, относящуюся к должности или функции;
d) поведение (например, эмоциональный интеллект, способность сохранять спокойствие в кризисной ситуации, способность сохранения концентрации при выполнении монотонной работы, способность сотрудничать в рамках своей команды, внутри организации либо с потребителями).
4.3 Оценка текущей компетентности и потребностей в развитии
Организация должна анализировать текущий уровень компетентности и требуемые потребности в компетентности, как это определено в
4.2 на организационном, командном, групповом и индивидуальном уровнях для того, чтобы определить, где и когда должны быть предприняты действия для удовлетворения потребностей в компетентности.
a) определить существующие уровни компетентности;
b) сравнить их с требуемыми уровнями компетентности;
c) использовать риск-ориентированное мышление для определения первоочередных действий в целях устранения существующих разрывов.
5 Менеджмент компетентности и развития персонала
Потребности в компетентности организации могут быть удовлетворены посредством развития компетентности команды, группы или отдельных работников. Идентифицированные потребности в компетентности должны относиться к развитию персонала. Должны быть определены различия, связанные, например с необходимым уровнем компетентности в ближайшем будущем.
Развитие персонала должно учитывать, что:
a) потребности в компетентности определены таким образом, чтобы обеспечить компетентность на каждом уровне организации;