Действующий
В соответствии с квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки", утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации, специальность "Гериатрия" может быть получена выпускниками лечебных и педиатрических факультетов медицинских вузов в ординатуре (2 года обучения), а при наличии послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура) по специальностям "Терапия" или "Общая врачебная практика (семейная медицина)" путем дополнительного профессионального образования - профессиональной переподготовки (3,5 - 4 месяца).
За период 2009 - 2014 годов в подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации образовательных и научных организациях более 5 тыс. врачей различных специальностей прошли подготовку по программам дополнительного профессионального образования по вопросам гериатрии. Ежегодно 7 - 10 врачей получают специальность "Гериатрия" в ординатуре, более 100 человек проходят обучение по этой специальности посредством профессиональной переподготовки.
В соответствии с частью 3 статьи 82 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации утверждены примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования по специальности "Гериатрия".
Предусмотрены циклы тематического повышения квалификации для врачей специальностей "Клиническая гериатрия", "Современные вопросы геронтологии и гериатрии", "Клиническая фармакология в гериатрии", "Гериатрическая хирургия", "Особенности заболеваний ЛОР-органов в пожилом и старческом возрасте", "Гериатрическая неврология", "Гериатрическая соматопсихиатрия", "Гериатрическая фтизиатрия", "Медико-социальная экспертиза и реабилитация", "Гериатрическая офтальмология".
Кроме того, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 31.08.31 "Гериатрия" (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
Однако, несмотря на очевидные достижения в области оказания медицинской помощи гражданам старшего поколения, существует ряд проблем, требующих решения.
Существующая организационная структура медицинской помощи гражданам старшего поколения не позволяет организовать работу гериатрической службы как единой системы долговременной медицинской и социальной помощи за счет преемственности ведения пациента между различными уровнями системы здравоохранения, а также между службами здравоохранения и социальной защиты. В настоящее время доступность гериатрической помощи недостаточна в связи с недостатком кабинетов гериатров и гериатрических отделений в поликлиниках, а также гериатрических отделений в многопрофильных стационарах.
Недостаточная координация действий между учреждениями здравоохранения и социальной защиты, оказывающими помощь гражданам старшего поколения, уменьшает эффективность медицинской и социальной помощи.
Требует доработки нормативно-правовая база оказания гериатрической помощи. Необходимо утвердить порядок оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия", стандарты медицинской помощи по отдельным заболеваниям, характерным для пациентов старше 60 лет.
В связи с необходимостью расширения медицинской и социальной помощи нарастает необходимость использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере оказания медицинских услуг людям старшего поколения, привлечения общественности (волонтеров, некоммерческих организаций) к организации различных форм заботы о гражданах старшего поколения.
В настоящее время в Российской Федерации нарастает необходимость проведения научных исследований в области геронтологии и гериатрии, которые бы позволили оптимизировать подходы к профилактике, диагностике и лечению возраст-ассоциированных заболеваний, а также планировать объемы и характер медицинской и социальной помощи людям старшего поколения.
Старение населения и развитие геронтологии и гериатрии требуют регулярного обновления образовательных программ в соответствии с современным состоянием проблемы, а также более активной подготовки по вопросам гериатрии врачей первичного звена здравоохранения, медицинских сестер, других специалистов, работающих с гражданами старшего поколения.
Необходима просветительская программа, направленная на привлечение внимания гражданского общества к решению проблем людей старшего поколения, популяризацию потенциала и достижений геронтологии и гериатрии, содействие созданию дружественной инфраструктуры и психологической атмосферы для граждан старшего поколения.
Ключевым приоритетом Стратегии является развитие гериатрической службы как комплексной межведомственной системы предоставления индивидуальных медико-социальных услуг лицам старшего поколения на основе оценки потребностей и нуждаемости.
Эффективным механизмом поддержки социальной активности граждан старшего поколения является их включение в образовательный процесс, учитывающий роль лиц старшего поколения в процессе образования в качестве как обучаемых, так и обучающих. В среднем формальным и неформальным образованием охвачены 30 процентов взрослого населения страны (в странах с самыми высокими значениями этого показателя доля обучающегося взрослого населения достигает 70 - 80 процентов).
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" впервые нормативно закреплено понятие непрерывного образования, которое обеспечивает возможность реализации права граждан на образование в течение всей жизни.
Увеличение доли граждан старшего поколения, участвующих в различных формах и видах образовательной деятельности, приводит к минимизации издержек, связанных с наступлением "третьего возраста" человека, обеспечивая ему здоровую и активную жизнь в период старения.
При этом стоит отметить, что система непрерывного образования в Российской Федерации только начинает развиваться.
Что касается обучения в целях продолжения профессиональной деятельности граждан старшего поколения, в частности их профессионального образования, дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, то оно должно быть в первую очередь адаптировано к потребностям граждан старшего поколения, работодателей, существующим на рынке труда вакансиям.
С 2013 года Российская Федерация принимает участие в международной программе Организации экономического сотрудничества и развития по оценке навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста PIAAC, в рамках которой изучается уровень базовых компетенций населения, в частности насколько свободно взрослые люди умеют пользоваться на работе и в повседневной жизни для получения и передачи информации книгами, компьютером, цифровыми технологиями.
В связи с развитием информационно-телекоммуникационных технологий возникла насущная необходимость обучения граждан старшего поколения использованию современных информационных ресурсов, компьютерной грамотности, в том числе для получения оперативного доступа к получению услуг.
Кроме того, в мировой практике все более широкое распространение получают клубные и неформальные виды образования для граждан старшего поколения, такие как университеты "третьего возраста" и клубы по интересам. Традиционно такими формами образования занимаются самоорганизованные группы граждан или некоммерческие организации.
Все эти формы дополнительного образования и просвещения требуют развития с участием самих граждан старшего поколения.
Большое значение для самореализации и социальной активности граждан старшего поколения имеет формирование условий для организации досуга и отдыха этих граждан, их вовлечение в различные виды деятельности (физкультурно-оздоровительную, туристскую и культурную).
Важными факторами развития человеческого потенциала, сохранения и укрепления здоровья граждан являются физическая культура и спорт, в связи с чем растет необходимость создания условий, обеспечивающих возможность для граждан старшего поколения вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой.
Укрепление здоровья граждан среднего и старшего возраста имеет не только важнейшее социальное, но и экономическое значение, связанное в том числе с проблемами продления трудоспособного возраста и пенсионного обеспечения граждан. Систематические занятия физическими упражнениями, существенно повышая физическую работоспособность человека, сказываются благоприятно и на умственной деятельности, продлевают активное долголетие.
Привлечение граждан Российской Федерации, в том числе граждан старшего поколения, к занятиям физической культурой и спортом является государственной задачей, закрепленной в стратегических документах Российской Федерации.
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года включает комплекс мер в интересах граждан старшего поколения, в том числе следующие меры:
привлечение волонтеров (инструкторов по физической культуре и спорту) для работы с лицами старшего возраста.
В целях пропаганды и популяризации ценностей физической культуры и спорта среди людей старшего поколения, привлечения их к активному спортивному образу жизни принято решение о проведении начиная с 2014 года ежегодной спартакиады пенсионеров России.
В ряде субъектов Российской Федерации предусмотрены мероприятия по установлению льготных тарифов и льгот для занятий гражданами старшего поколения физической культурой на объектах спорта, предусмотрено проведение физкультурно-спортивных мероприятий.
На сегодняшний день систематически занимаются физической культурой и спортом более 650 тыс. человек в возрасте старше 60 лет, однако это всего 3 процента численности населения указанной категории.
В связи с этим необходимо проведение мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, привлечение наибольшего количества граждан старшего поколения к занятиям спортом, а также создание условий для занятия физкультурой граждан старшего поколения, учитывая их возраст и состояние здоровья.
Большое влияние на сохранение здоровья, повышение работоспособности организма, организацию правильного и полезного отдыха людей старшего поколения оказывает туризм.
Путешествие является уникальным средством реабилитации, дает возможность расширять круг общения по интересам, устанавливать независимые и разнообразные контакты, которые помогают получить уверенную и эффективную жизненную поддержку, необходимую человеку старшего поколения.
Одной из задач Стратегии должно стать развитие социального туризма для граждан старшего поколения (лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, экологического, религиозного, круизного туризма и др.).
Анализируя опыт развития сферы социального туризма для граждан старшего поколения в Российской Федерации, можно отметить, что основные мероприятия в этом направлении проводятся в рамках региональных программ культуры, туризма и социальной защиты. Со стороны туроператоров, реализующих туры по внутренним туристическим направлениям в Российской Федерации, на постоянной основе проводятся акции туроператоров, основой которых является понижение стоимости туров для граждан старшего поколения.
Имеется практика в регионах, в которых осуществляется субсидирование части затрат субъектов предпринимательской деятельности, обеспечивающих организацию социального туризма, что позволяет снизить стоимость тура и увеличить количество граждан старшего поколения, путешествующих по маршрутам внутри страны.
В настоящее время на всех уровнях власти реализуются различные меры поддержки реализации туристских программ для старшего поколения.
Однако, несмотря на реализуемые меры, только 12 процентов общей численности граждан в возрасте старше 60 лет путешествует.
Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие системы социального туризма для граждан старшего поколения. Существующие мероприятия, направленные на повышение доступности туристских услуг, поездок, санаторно-курортного лечения и отдыха для людей старшего поколения, раздроблены.
В целях создания необходимых условий для развития доступности такого сектора услуг и обеспечения поддержки граждан старшего поколения необходимо сформировать единую межведомственную систему развития социального туризма для них, которая будет основана на взаимодействии органов исполнительной власти в сфере туризма, социальной защиты, здравоохранения, транспорта, культуры, предприятий туристской отрасли, некоммерческих организаций, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства.