Действующий
Наносистема - система (в том числе наноматериалы и наноустройства), содержащая структурные элементы - нанообъекты, линейный размер которых хотя бы в одном измерении имеет величину, составляющую 1-100 нм, определяющие основные свойства и характеристики этой системы (постановление Правительства Российской Федерации N 282).
При отражении в форме сведений по продукции наноиндустрии следует руководствоваться распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 1192-р.
36. По строке 308 приводятся данные об инновационных товарах, работах, услугах по государственным и муниципальным контрактам и договорам поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных или муниципальных нужд.
Государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд (часть 8 статья 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки (часть 5 статья 3 Федерального закона N 44-ФЗ).
Муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (часть 6 статья 3 Федерального закона N 44-ФЗ).
37. По строке 309 приводятся данные по объему инновационных товаров, работ, услуг, созданных с использованием результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат российским правообладателям.
Под результатами интеллектуальной деятельности имеются в виду охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), включая патенты на изобретения, полезные модели и промышленные образцы; патенты на селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); авторские права на программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем и другие.
Учитывается продукция, произведенная с использованием результатов интеллектуальной деятельности, как созданных собственными силами организации, так и приобретенных организацией по лицензионному договору или договору об отчуждении или посредством перехода исключительного права без договора.
38. По строкам 310-312 приводятся данные о реализованных в течение последних трех лет инновационных товарах, работах, услугах, разработанных совместно с пользователями (юридическими лицами) или по заказу пользователей.
По строке 310 организация проставляет код 1, если она реализовала инновационные товары, работы, услуги, созданные по разработкам, выполненным совместно, во взаимодействии или с привлечением пользователей, в противном случае проставляется код 2.
По строке 311 организация проставляет код 1, если она реализовала инновационные товары, работы, услуги, созданные по разработкам, выполненным по заказу специально для конкретных пользователей, в противном случае проставляется код 2. Имеется в виду инновационная продукция, имеющая специальное назначение и предназначенная для узкого круга потребителей, или продукция, выполненная для конкретного заказчика и под установленные им требования.
По строке 312 организация проставляет код 1, если она реализовала инновационные товары, работы, услуги, созданные по разработкам, выполненным силами пользователей (в том числе на безвозмездной основе), в противном случае проставляется код 2.

Раздел 4. Факторы, препятствующие инновациям

Раздел заполняют все организации вне зависимости от того, осуществляли они инновационную деятельность в отчетном периоде или нет.
39. В разделе оценивается значимость различных факторов, которые препятствовали инновациям, замедляли инновационные процессы в организации в течение последних трех лет. Эти факторы могут быть причинами, как общей инновационной неактивности организации, так и причинами сдерживания или преждевременного завершения конкретных инновационных проектов.
По перечисленным в разделе факторам, препятствующим инновациям (строки 401-420), проставляются оценочные коды, указанные в бланке отчета в зависимости от значимости, для организации той или иной причины.
В каждой строке раздела должен быть проставлен один из указанных в форме кодов.
По строке 415 оцениваются проблемы и затруднения, ограничивающие продвижение инноваций, связанные с недостаточностью законодательных и нормативных правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность, несовершенством действующих технических регламентов, правил, стандартов в части учета передовых производственных технологий. В число последних входят затруднения, вызванные необходимостью обновления технических регламентов, правил, норм с учетом появления передовых производственных технологий (в том числе - аддитивных технологий, композитных материалов, технологий фотоники, биотехнологий, нанотехнологий и других).
По строке 418 рассматривается значимость фактора, препятствующего нововведению, связанного с отложенной возможностью оценить результативность нововведений, обусловленной длительностью процессов производства продукции, протяженностью процессов выращивания сельскохозяйственных культур и животных, высокой вариабельностью живых систем, организмов.
39. Строки 419-420 заполняют организации сельскохозяйственного производства.
По строке 419 оценивается значимость фактора, связанного с обеспечением постоянства качества сельскохозяйственной продукции. Имеется в виду риск утраты качеств и свойств продукции, особенностей процессов их производства (в результате реализации инновационных проектов), определенных ограничительными нормами действующих стандартов - государственных (ГОСТы), отраслевых (ОСТы), стандартов предприятий (СТП), Технических условий (например, для заготовляемой культуры: ГОСТ 9353-2016. Пшеница. Технические условия; ГОСТ Р 53903-2010 Кукуруза кормовая. Технические условия; ГОСТ 28672-2019 Ячмень. Технические условия; ГОСТ 22391-2015 Подсолнечник. Требования при заготовках и поставках; ГОСТ 17109-88 Соя. Требования при заготовках и поставках) в сфере сельского хозяйства, а также сортовыми удостоверениями, требованиями и нормами, позволяющими классифицировать продукцию по сортам, классам, категориям и так далее, составляющими необходимое и неотъемлемое условие востребованности данной продукции в рамках сложившихся цепочек сбыта/связей с потребителями.
По строке 420 оценивается значимость природно-климатических, биологических рисков, связанных с живыми системами, используемыми в сельскохозяйственной деятельности. Имеются в виду потенциальные непредвиденные последствия использования новых технологий, живых систем, в том числе вырождение сортов сельскохозяйственных культур, утрата плодовитости и тому подобное, а также возможные последствия неблагоприятных природных явлений (сильных морозов, града, засухи, пыльных бурь, наводнений и тому подобное), воздействие погодных условий, болезней и вредителей растений.
40. По строкам 421-423 организация показывает количество инновационных проектов, для которых указанные в Разделе 4 факторы послужили реальным препятствием на пути их реализации в течение последних трех лет.

Раздел 5. Затраты на инновационную деятельность

Раздел заполняют организации, осуществлявшие в отчетном году затраты на один, несколько или все виды инновационной деятельности.
Инновационная деятельность - вся исследовательская (исследования и разработки), финансовая и коммерческая деятельность, которая в течение периода наблюдения направлена или приводит к созданию новых или усовершенствованных продуктов (товаров, услуг), значительно отличающихся от продуктов, производившихся организацией ранее, предназначенных для внедрения на рынке, новых или усовершенствованных бизнес-процессов, значительно отличающихся от предыдущих соответствующих бизнес-процессов организации, предназначенных для использования в практической деятельности.
41. По строке 501 графе 3 показываются общие (капитальные и текущие) затраты на инновационную деятельность (процесс разработки и внедрения инноваций), осуществленные за отчетный год.
Под процессом разработки и внедрения инноваций понимается процесс разработки и внедрения новых либо усовершенствованных продуктов или услуг, новых либо усовершенствованных процессов или способов производства (передачи) услуг.
Затраты на инновационную деятельность - выраженные в денежной форме фактические расходы на осуществление одного, нескольких или всех видов инновационной деятельности (связанной с процессом разработки и внедрения инноваций), выполняемой в организации. В составе затрат на инновационную деятельность учитываются текущие и капитальные затраты. При этом не имеет значения, на какой стадии находится инновационный процесс: на завершающей, когда оборудование уже работает, освоено в эксплуатации, то есть налажено производство и выпускаются товары (работы, услуги), или на начальной, промежуточной стадии, например, когда еще осуществляется монтаж нового оборудования или оно только готово к эксплуатации, но пока не работало, не испытано в производстве и не использовалось при выпуске товаров (работ, услуг).
Текущие затраты включают в себя материальные затраты (затраты на приобретение сырья и материалов; инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющегося амортизируемым; комплектующих изделий; топлива, энергии всех видов; работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями), затраты на оплату труда работников, занятых разработкой и внедрением нововведений, отчисления на социальные нужды, а также другие расходы, не относящиеся к капитальным затратам, необходимые для обеспечения инновационной деятельности, выполняемой организацией в течение года.
При расчете затрат на оплату труда работников, занятых разработкой и внедрением нововведений, следует учитывать расходы на оплату труда персонала как непосредственно занятого тем или иным видом инновационной деятельности, так и осуществляющего разработку или принятие решений о нововведении в производственном или другом бизнес-процессе.
Капитальные вложения (долгосрочные инвестиции) представляют собой ежегодные затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, осуществляемые в связи с разработкой и внедрением нововведений. Они состоят из затрат на приобретение машин, оборудования, прочих основных средств, необходимых для использования в инновационной деятельности, на приобретение сооружений, земельных участков и объектов природопользования для проведения инновационной деятельности.
Заполнение графы 3 по соответствующим строкам формы осуществляется на основании данных первичного бухгалтерского аналитического и синтетического учета затрат, в соответствии с нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и типовыми отраслевыми методологическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости товаров, работ, услуг соответствующих видов экономической деятельности.
42. В графе 4 из графы 3 выделяются затраты на оплату специальных работ, услуг, выполненных для данной организации сторонними организациями, в связи с разработкой и внедрением нововведений (например, исследований и разработок, патентования изобретений, прочих патентно-лицензионных услуг, подготовки, практического обучения персонала, разработки дизайна, ИТ-услуг, проектно-конструкторских работ, маркетинга и другие). Факт проведения специальных работ, услуг, выполненных в рамках заказа (контракта), в том числе привлеченного на конкурсной основе, должен быть подтвержден соответствующими документами, а именно договором (контрактом) с организацией-исполнителем и актом приемки-передачи работ, услуг при наличии такового.
Данные строки 501 должны равняться сумме данных строк 502-511 и 513-517, 519 и 523-524.
43. По строкам 502-511 затраты на инновационную деятельность распределяются по видам инновационной деятельности.
44. По строке 502 отражаются затраты организации на исследования и разработки, выполненные как собственными силами, так и по заказу сторонними организациями.
При заполнении данной строки в части определений следует руководствоваться Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 2-наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок", размещенными на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: /rosstat.gov.ru/Главная страница/Респондентам/Формы федерального статистического наблюдения и формы бухгалтерской (финансовой) отчетности/Альбом форм федерального статистического наблюдения.
В состав затрат на исследования и разработки включаются внутренние затраты на исследования и разработки, выполненные собственными силами отчитывающейся организации, а также стоимость исследований и разработок, выполненных сторонними организациями по договорам с отчитывающейся организацией.
45. По строке 503 указываются капитальные вложения, направленные на приобретение машин, оборудования, комплектующих изделий (узлов, деталей), установок, необходимых для инновационной деятельности, включая интегрированное программное обеспечение, информационное, компьютерное и телекоммуникационное (ИКТ) оборудование, приобретение и строительство зданий, сооружений, приобретение земельных участков и объектов природопользования для проведения инновационной деятельности, использования для выпуска новой или усовершенствованной продукции.
В сельском хозяйстве - кроме машин и оборудования, учитывается приобретение биологических ресурсов животного и растительного происхождения (животных, птиц, объектов аквакультуры, насаждений, сельскохозяйственных культур), связанных с инновациями.
Машины и оборудование могут быть приобретены как путем покупки, собственного производства, так и взяты в аренду, лизинг и тому подобное. При этом учитываются капитальные вложения на приобретение и установку прогрессивных видов (на новой технологической основе) машин и оборудования с существенно отличающимися характеристиками по сравнению с существующим оборудованием, которое уже используется в организации. Приобретение машин и оборудования, не совершенствующих производственные мощности, но необходимых для выпуска новых товаров (например, дополнительных формовочных и упаковочных машин), работ, оказания новых услуг, относится к инновационной деятельности и учитывается по строке 503. Приобретение других основных фондов учитывается по строке 503, только если они необходимы для разработки инновационных продуктов и бизнес-процессов (например, аренда дополнительного пространства для проектной лаборатории).
Другие случаи приобретения машин и оборудования, прочих основных фондов не рассматриваются в качестве инновационной деятельности и не указываются по строке 503.
46. По строке 504 указываются затраты на маркетинг и создание бренда, связанные с реализацией новых или значительно улучшенных маркетинговых методов продаж и презентации продуктов и услуг (как новых, так и уже существующих), их представления и продвижения на рынки сбыта, новых или значительно улучшенных методов поддержания и развития бренда. Данные затраты связаны с исследованием, зондированием рынка, разработкой механизмов ценообразования, производством, размещением и распространением рекламы продуктов (услуг), их размещением и продвижением на торговых ярмарках или выставках, разработкой маркетинговых стратегий. В организациях сельского хозяйства данные затраты также включают расходы, связанные с реорганизацией системы сбыта продукции и заготовки сырья и материалов.
В составе затрат на создание бренда учитываются расходы на разработку торговой марки, названия, логотипа, фирменного стиля, рекламных материалов, связанных с созданием или изменением имиджа организации (ребрендинг бизнеса), продукта или услуги.
Затраты на маркетинг и создание бренда включают также расходы на обучение и подготовку персонала, приобретение основных средств, необходимых в связи с реализацией новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, методов поддержания и развития бренда.
Не учитываются расходы, связанные с деятельностью по продажам и дистрибуции продукта (распространению товаров на рынке).
47. По строке 505 приводятся данные о затратах на обучение, подготовку и переквалификацию персонала в связи с инновационной деятельностью, в том числе производством новых товаров, работ, услуг, работой по новым технологиям и на новом оборудовании, внедрением новых или значительно усовершенствованных видов услуг или методов их производства.
Не учитываются затраты на обучение персонала, связанные с производством существующих продуктов или бизнес-процессов, повышением общих навыков или языковой подготовкой, а также затраты на обучение, учтенные по другим видам инновационной деятельности (исследования и разработки, инжиниринг, дизайн и другие).