Действующий
Приводится численность детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, независимо от того, проводят ли занятия по программам дополнительного образования педагоги отчитывающейся организации или для этого привлекаются педагоги других организаций.
В графе 7 из общей численности воспитанников выделяются дети с ограниченными возможностями здоровья, в графе 11 - дети-инвалиды. Если ребенок имеет ограниченные возможности здоровья и является инвалидом, он показывается и в графе 7, и в графе 11.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ).
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (статья 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Для лиц в возрасте до 18 лет устанавливается специальная категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом").
Из общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья (из графы 7) и детей-инвалидов (из графы 11) выделяются девочки (соответственно графы 8 и 12).
По строкам 01-08 численность обучающихся распределяется по направлениям дополнительных общеобразовательных программ:
Техническое (строка 01) - конструирование и моделирование, технический дизайн и художественное проектирование, техническое искусство фотографии, кино и телевидения, техника звука, инженерная графика, электроника, радиотехника, электротехника, робототехника, светотехника, информационные технологии; школы юного автомобилиста и юного спасателя и другое;
Естественно-научное (строка 02) - учебно-исследовательская деятельность и изучение общеобразовательных программ, а также внешкольных дисциплин: астрономия, геология, экология, биология, медицина, математика, химия, физика, география, прикладные программы: охрана природы, растениеводство, агробиология, мониторинг окружающей среды и другое;
Туристско-краеведческое (строка 03) - спортивный и оздоровительный туризм (пеший, лыжный, горный, водный, велосипедный, конный и другой), научно-исследовательская деятельность и разнонаправленное краеведение (экология, геология, этнография, родословие, летопись родного края, военная история, поиск, школьные музеи и так далее), экспедиционный туризм, альпинизм, музейное дело, спортивное ориентирование, деятельность военно-патриотических формирований, авторская (бардовская) песня и другое;
Социально-гуманитарное (строка 04) - социализация и общение, интеллектуальное развитие, логопедия, художественно-эстетическое и творческое развитие, подготовка к школе, социокультурная адаптация детей, в том числе мигрантов и другое; коррекция и социокультурная реабилитация детей с ОВЗ, инклюзия; основы медиаинформационных технологий, основы психологии, социологии, политологии и права, игротехника и игровое конструирование, профориентация и предпрофессиональная подготовка, подготовка к ЕГЭ, изучение иностранного языка и другое;
Общеразвивающие программы художественной направленности и предпрофессиональные программы в области искусств: (строки 05, 07) - музыкальное искусство (фортепиано, струнные, духовые и ударные, народные инструменты, инструменты эстрадного оркестра, ансамбли, сольный вокал, хоровое пение, музыкальный фольклор); изобразительное искусство (живопись, акварельная живопись, декоративно-прикладное творчество, дизайн), хореографическое искусство (хореографическое творчество, искусство балета), эстрадно-джазовое творчество, театральное искусство, цирковое искусство, архитектурное искусство, художественное слово, литературное творчество, кино-, фото-, видеоискусства и другое.
Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного искусства, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.
Общеразвивающие программы физкультурно-спортивной направленности и предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта (строки 06, 08) - образовательный и тренировочный процесс, направленный на общую физическую подготовку (общеразвивающие программы).
Дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы; дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.
По строке 09 информацию предоставляют организации, получившие временную лицензию на осуществление дополнительных образовательных программ.
По графам 05, 06, 09, 10, 13, 14 приводится численность обучающихся, с использованием сетевой, электронной и дистанционной форм обучения.
Сетевая форма (графы 05, 09, 13) реализация образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (пункт 1 статьи 15 Федерального закона N 273-ФЗ).
Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями. Сетевая форма может применяться в результате интеграции деятельности и образовательных ресурсов двух и более организаций. Организации, использующие сетевые формы обучения, также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.
Под электронным обучением (графы 06, 10, 14) понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями (графы 06, 10, 14) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (пункт 1 статьи 16 Федерального закона N 273-Ф3).
Обучающиеся по дополнительным общеобразовательным программам с применением сетевой, дистанционной формы обучения должны учитываться, независимо от продолжительности обучения в течение учебного года.
При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся (пункт 3 статья 16 Федерального закона N 273-ФЗ).
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность или ее филиала, независимо от места нахождения обучающихся (пункт 4 статьи 16 Федерального закона N 273-ФЗ).
По графам 3-18 численность обучающихся распределяется по возрасту исходя из полных лет по состоянию на 1 января следующего за отчетным года.
При заполнении раздела должен быть определен источник поступления средств за обучение ребенка. Места, оплаченные из бюджета - это бесплатные места, места по договору - платные места.
В графах 3-5 приводятся данные о детях, обучающихся за счет бюджетных ассигнований: федерального бюджета (графа 3), бюджета субъекта Российской Федерации (графа 4), местного бюджета (графа 5).
В соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.
Таким образом, ребенок может обучаться за счет бюджетных ассигнований только одного бюджета бюджетной системы, данные о нем приводятся в одной из граф 3, 4, 5. Недопустимо приводить данные по одному человеку в двух или трех графах одновременно.
В графе 6 приводится численность обучающихся, по договорам об оказании платных образовательных услуг (за счет средств лиц, зачисляемых на обучение (родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся), за счет средств физических и (или) юридических лиц).
если ребенок обучается по одному направлению (например, робототехника) за счет средств из бюджета и средств родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося;
если ребенок обучается по одному направлению в одной организации в двух и более группах (например, робототехника, техническое моделирование, IТ-квантум) за счет средств, поступивших из разных источников, он учитывается только один раз по соответствующему направлению.
В соответствии со статьей 54 Федерального закона N 273-ФЗ договор об образовании должен быть заключен в письменной форме между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица) с обязательным указанием основных характеристик образования, в том числе части образовательной программы определенного уровня, вида, направленности, формы обучения, продолжительности обучения. В договоре указывается полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.
Раздел 4. Распределение педагогических работников по уровню образования и полу, на конец отчетного года, человек
В графе 3 указывается только численность педагогических работников списочного состава, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей. Данные приводятся по состоянию на конец отчетного года, без работающих по договорам гражданско-правового характера.
По графам 3-7 приводятся данные о работниках, основным местом работы которых является отчитывающаяся организация, осуществляющая деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. Штатные педагоги дошкольной образовательной организации или общеобразовательной организации, дополнительно проводящие занятия по программам дополнительного образования без оформления внутреннего совместительства, не учитываются в подразделе формы федерального статистического наблюдения. Учитываются только те педагоги, которые оформлены как внутренние совместители (те, кто помимо заключенного трудового договора по основной работе имеют заключенный договор о работе по совместительству, если педагог оформлен только приказом организации без заключения трудового договора о работе по совместительству, то в таком случае он не учитывается в форме). Если в организации на 1 ставку педагога дополнительного образования оформлено по трудовому договору несколько человек, то все они учитываются в форме. Работники, принятые на ставки 0,25, 0,5 или 0,75, предусмотренные штатным расписанием, учитываются как целые единицы.
Работник, принятый на работу на неполный рабочий день в соответствии с трудовым договором, учитывается в фактической численности как один человек.
Работник, отсутствующий ввиду продолжительной болезни, отпуска по беременности и родам или по уходу за ребенком, включается в отчет в случае, если его штатная должность не замещена другим работником, принятым на время его отсутствия. В противном случае учитывается работник, фактически работающий взамен отсутствующего.
В графе 8 приводится численность внешних совместителей. Внешнее совместительство предполагает выполнение работником трудовых функций в другой организации. То есть внешний совместитель - это работник, который работает у другого работодателя по определенной специальности, профессии, должности, квалификации по второму трудовому договору в свободное от основной работы время.
Внешнее и внутреннее совместительство оформляются отдельным трудовым договором и приказом о приеме на работу. В них указывается, что работник принят по совместительству и прописывается режим работы. В трудовом договоре обязательно должно быть указание на то, что работа является совместительством.
В строке 28 указываются педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей.
В строке 29 из общей численности педагогических работников (из строки 28) учитываются лица, занимающие должность педагога дополнительного образования и имеющие диплом об образовании (профессиональной переподготовки) с квалификацией "педагог дополнительного образования".
При определении должностных обязанностей педагога дополнительного образования применяются как Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638), так и профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования" (утвержден приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 г., регистрационный N 52016). Согласно пункту 3.1 профессионального стандарта к возможным наименованиям должностей и профессий отнесена должность преподаватель, которая используется в организациях дополнительного образования при реализации дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ в области искусств (детские школы искусств по видам искусств).