Действующий
- максимальный продолжительный режим работы двигателя. В случае отбора из двух мест с разным давлением воздуха - непосредственно перед переключением с отбора высокого давления на отбор низкого давления и непосредственно после переключения с отбора высокого давления на отбор низкого давления;
- взлетный режим работы двигателя и (если предусмотрен) режим, соответствующий условиям полета с одним неработающим двигателем.
Массовый расход отбираемого от двигателя воздуха устанавливается на уровне, необходимом для системы кондиционирования кабины летательного аппарата, в том числе (если предусмотрено) в условиях полета с одним неработающим двигателем.
При проведении стендовых испытаний двигателя с целью имитации неисправности должна быть выполнена оценка максимального расхода масла, которое может попасть в проточную часть двигателя и привести к увеличению концентрации токсичных продуктов в отбираемом от двигателя воздухе. Испытания по определению возможной концентрации токсичных продуктов в отбираемом воздухе при имитации неисправности двигателя должны быть проведены при подаче масла на вход двигателя с расходом согласно произведенной оценке.
Подача масла должна быть организована с учетом конструктивных особенностей двигателя; при этом должно обеспечиваться попадание максимального количества масла в газовоздушный тракт перед местом отбора воздуха для системы кондиционирования кабин ВС.
Программа и методика испытаний разрабатываются создателем двигателя на основе требований ТЗ, конструкторской документации с использованием, при необходимости, типовых программ, типовых (стандартизованных) методик испытаний и других НД в части организации и проведения испытаний с целью определения соответствия продукции ТЗ и требованиям действующих НД на разрабатываемый двигатель.
Программа и методика испытаний могут быть разработаны как единый документ или как отдельные самостоятельные документы.
В программу испытаний включают перечни конкретных проверок (решаемых задач, оценок), которые следует проводить при испытаниях для подтверждения выполнения требований НД к чистоте воздуха, отбираемого от ГТД для наддува и вентиляции кабин ВС.
В соответствии с программой, определяющей объем испытаний и режимы работы двигателей, методика устанавливает правила и порядок проведения отбора проб воздуха с целью их дальнейшего анализа в лаборатории.
Методика стендовых испытаний двигателя для определения содержания токсичных примесей в отбираемом от него воздухе, разработанная как самостоятельный документ, является составной частью (приложением) программы испытаний.
Программа и методика приемочных испытаний опытных образцов продукции должны, кроме того, содержать проверку качества рабочей конструкторской и эксплуатационной документации (включая проект технических условий для промышленного производства продукции) для принятия решения о пригодности документации в промышленном производстве.
Методики испытаний, применяемые для определения соответствия продукции обязательным требованиям, если они не являются типовыми стандартизованными методиками, должны быть аттестованы в установленном порядке и согласованы с соответствующими органами государственного надзора.
Отбор проб воздуха от ГТД, в том числе и в ТБК, и предназначенного для наддува и вентиляции кабин ВС, необходимо выполнять с применением системы (установки) отбора проб воздуха, изготовленной в соответствии с указаниями действующих НД.
1 - двигатель; 2 - стендовые трубопроводы; 3 - регулируемые заслонки; 4 - система отбора проб; 5 - газоанализатор; 6 - отбор проб на входе в двигатель; 7 - трубопроводы линии отбора проб; 8 - жиклер
Метод отбора проб воздуха заключается в продувке через концентраторы с сорбентом, выполненные в виде пробоотборников воздуха, отбираемого от двигателя, объемом в диапазоне от 500 до 1000 см3, а также в продувке пробоотборника воздухом, отбираемым на входе в двигатель для оценки влияния фона.
Отбор (и анализ) проб воздуха на содержание окиси углерода, двуокиси углерода и окислов азота выполняют непосредственно с помощью газоанализаторов.
Испытания следует проводить на представительных маслах с наихудшими токсикологическими характеристиками из установленного для применения перечня.
До начала испытаний необходимо провести проверку стенда, испытательного оборудования и документации.
Условия проведения испытаний двигателя определяет разработчик на основании результатов стендовых испытаний элементов конструкции, которые могут повлиять на характеристики воздуха.
Анализ взятых проб воздуха на наличие вредных или опасных концентраций газов или паров проводят в аккредитованных лабораториях газохроматографическим методом с применением насадочных или капиллярных колонок.
При проведении анализа используют газовый хроматограф, снабженный ДИП и ДТП, позволяющий выполнять программированный нагрев термостата колонны до температуры от 50 °С до 300 °С со скоростью от 4 до 6 °С/мин, сорбенты и реактивы заводского изготовления, сорбенты лабораторного изготовления.
Суммарная погрешность результатов анализа по каждому компоненту с учетом влияния условий отбора и хранения проб и факторов проведения анализов на поверенном оборудовании квалифицированными специалистами составляет не более 25 % для двигателей гражданской авиации и не более 20 % для двигателей государственной авиации. Сведения о погрешности должны быть приведены в протоколе (см. приложение А).
При проведении анализа результатов измерения концентрации вредных или опасных газов или паров в пробах воздуха следует учесть общее действие различных примесей. При присутствии двух или нескольких примесей однонаправленного биологического действия сумма отношений фактических концентраций каждой из них к их ПДК не должна быть выше единицы. Не допускается присутствие других токсичных продуктов, влияющих на работоспособность и здоровье экипажа и пассажиров.