(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59243-2020/ISO/TS 25108-2018 "Контроль...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Настоящий стандарт устанавливает минимальные требования для эффективно структурированной системы подготовки персонала НК, что должно обеспечить допуск персонала к квалификационным экзаменам, результатом чего станет возможность сертификации персонала третьей стороной в соответствии с общепризнанными стандартами.
Примечание - В документе ISO/TS 25107 содержатся требования и рекомендации, касающиеся учебных программ по НК, предназначенных для проведения подготовки.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).
ISO/TS 18173, Non-destructive testing - General terms and definitions (Неразрушающий контроль. Общие термины и определения)
ISO 9712, Non-destructive testing - Qualification and certification of NDT personnel (Неразрушающий контроль. Квалификация и сертификация персонала НК)
ISO/TS 25107, Non-destructive testing - NDT training syllabuses (Неразрушающий контроль. Учебные программы по НК)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте используются термины и определения, приводимые в стандартах ISO/TS 18173 и ИСО 9712, а также в следующих источниках:
Терминологические базы данных, которые ведут ИСО и МЭК, для использования в работе по стандартизации, расположенные по следующим адресам:
- онлайн библиотека стандартов ИСО - http://www.iso.org/obp;
- электропедия МЭК - http://www.electropedia.org/
3.1 учебно-методический комплект курса (course note): Учебно-методические материалы, используемые в ходе классных занятий и предназначенные для достижения целей подготовки.
Примечание 1 - Разрабатываются и предоставляются образовательной организацией в бумажной или электронной форме (например, учебное издание или презентация по тематике курса, задания, лабораторные работы, контрольные работы и т.п.).
3.2 учебно-тематический план курса (course outline): Документ, который согласовывается организацией и обучающимися и предусматривает контроль со стороны высокопоставленных руководителей за направленностью подготовки.
3.3 образовательная программа (curriculum): Детальный план обучения, разрабатываемый образовательной организацией и подробно излагающий направленность образовательной деятельности, которым устанавливаются цели, теоретическое и практическое содержание, результаты обучения и приобретаемые практические компетенции, методология обучения, подготовки и приобретения знаний, процедуры оценки учебных мероприятий, преподаваемой теории и формируемых практических компетенций в ходе конкретного курса подготовки.
3.4 дистанционное образование (distance education): Любая форма обучения, при которой обучающиеся приобретают знания самостоятельно, находясь на удалении от места расположения образовательной организации, а преподаватель только дает консультации обучающемуся(щимся).
3.5 электронное обучение (e-learning): Метод обучения при помощи информационно-коммуникационных технологий.
3.6 преподаватель (instructor): Лицо, проводящее обучение и подготовку.
3.7 сотрудники, обслуживающие учебный процесс (training staff): Персонал, выполняющий работу, от которой зависит качество подготовки в области НК.
Примечание 1 - К таким сотрудникам относится персонал, не являющийся преподавателями (3.6), а именно: работники секретариата, ассистенты преподавателя, лаборанты, инспекторы.

4 Общие положения

Расширению возможностей образовательной организации и выполнению поставленных задач в значительной мере способствуют систематичность учебного процесса и его планирование.
В целях определения и реализации учебных мероприятий, способствующих устранению разрыва между требуемыми и реально существующими компетенциями, образовательным организациям необходимо тщательно проработать такие вопросы, как:
a) выявление потребностей в подготовке;
b) разработка и планирование учебных мероприятий;
c) организация учебного процесса;
d) оценка результатов подготовки.
Для получения четкого представления о целях и результатах подготовки, позволяющих определить, чего сможет добиться обучающийся в ходе процесса подготовки, и быть уверенным в том, что обучающийся приобретает базовые знания, необходимые ему для последующего получения требуемых знаний, должна разрабатываться образовательная программа.
Она может включать начальную подготовку в области математики, материаловедения и технологических процессов, а также техники безопасности.
В целях обеспечения условий для эффективного донесения знаний, при определении целей подготовки необходимо исходить из ожидаемых компетенций, содержание которых перерабатывается под требования учебного процесса. При этом рекомендуется учитывать следующее:
a) необходимость подготовки;
b) уровень обучающихся;
c) методика подготовки;
d) общее содержание учебного курса;
e) принципы составления планов занятий;
f) продолжительность;
g) требуемые ресурсы;
h) форма донесения знаний.
Рекомендуется также определить критерии, необходимые для оценки результатов подготовки и отслеживания хода учебного процесса.

5 О системе управления образовательной организацией

В образовательной организации должно назначаться лицо, ответственное за общее руководство учебным центром и курсами.
Кроме того, рекомендуется назначить лицо, ответственное за систему менеджмента качества, охватывающую все аспекты предоставляемых образовательных услуг.

6 Система менеджмента качества

Образовательная организация должна располагать соответствующей системой менеджмента качества, которая оформлена надлежащей документацией и гарантирует эффективное удовлетворение потребностей в области подготовки.
Пример - Документально оформленная система менеджмента качества, основанная на требованиях стандарта ИСО 9001, является примером способа удовлетворения таких потребностей.
Система должна регулироваться и периодически пересматриваться в соответствии с положениями нормативных документов (например, ИСО 9712, ISO/TS 25107) в отношении системы менеджмента качества.
Поскольку в основе компетенции любого сотрудника лежат соответствующие образование, подготовка, навыки и опыт, то образовательная организация должна:
- определить требуемый уровень компетентности сотрудников, обслуживающих учебный процесс (training staff), от работы которых зависит качество подготовки в области НК;
- организовать подготовку или предпринять иные шаги для достижения такого требуемого уровня; и