Действующий
Настоящий стандарт устанавливает минимальные требования для эффективно структурированной системы подготовки персонала НК, что должно обеспечить допуск персонала к квалификационным экзаменам, результатом чего станет возможность сертификации персонала третьей стороной в соответствии с общепризнанными стандартами.
Примечание - В документе ISO/TS 25107 содержатся требования и рекомендации, касающиеся учебных программ по НК, предназначенных для проведения подготовки.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).
ISO/TS 18173, Non-destructive testing - General terms and definitions (Неразрушающий контроль. Общие термины и определения)
ISO 9712, Non-destructive testing - Qualification and certification of NDT personnel (Неразрушающий контроль. Квалификация и сертификация персонала НК)
ISO/TS 25107, Non-destructive testing - NDT training syllabuses (Неразрушающий контроль. Учебные программы по НК)
В настоящем стандарте используются термины и определения, приводимые в стандартах ISO/TS 18173 и ИСО 9712, а также в следующих источниках:
Терминологические базы данных, которые ведут ИСО и МЭК, для использования в работе по стандартизации, расположенные по следующим адресам:
Примечание 1 - Разрабатываются и предоставляются образовательной организацией в бумажной или электронной форме (например, учебное издание или презентация по тематике курса, задания, лабораторные работы, контрольные работы и т.п.).
Примечание 1 - К таким сотрудникам относится персонал, не являющийся преподавателями (3.6), а именно: работники секретариата, ассистенты преподавателя, лаборанты, инспекторы.
Расширению возможностей образовательной организации и выполнению поставленных задач в значительной мере способствуют систематичность учебного процесса и его планирование.
В целях определения и реализации учебных мероприятий, способствующих устранению разрыва между требуемыми и реально существующими компетенциями, образовательным организациям необходимо тщательно проработать такие вопросы, как:
Для получения четкого представления о целях и результатах подготовки, позволяющих определить, чего сможет добиться обучающийся в ходе процесса подготовки, и быть уверенным в том, что обучающийся приобретает базовые знания, необходимые ему для последующего получения требуемых знаний, должна разрабатываться образовательная программа.
Она может включать начальную подготовку в области математики, материаловедения и технологических процессов, а также техники безопасности.
В целях обеспечения условий для эффективного донесения знаний, при определении целей подготовки необходимо исходить из ожидаемых компетенций, содержание которых перерабатывается под требования учебного процесса. При этом рекомендуется учитывать следующее:
Рекомендуется также определить критерии, необходимые для оценки результатов подготовки и отслеживания хода учебного процесса.
В образовательной организации должно назначаться лицо, ответственное за общее руководство учебным центром и курсами.
Кроме того, рекомендуется назначить лицо, ответственное за систему менеджмента качества, охватывающую все аспекты предоставляемых образовательных услуг.
Образовательная организация должна располагать соответствующей системой менеджмента качества, которая оформлена надлежащей документацией и гарантирует эффективное удовлетворение потребностей в области подготовки.
Пример - Документально оформленная система менеджмента качества, основанная на требованиях стандарта ИСО 9001, является примером способа удовлетворения таких потребностей.
Система должна регулироваться и периодически пересматриваться в соответствии с положениями нормативных документов (например, ИСО 9712, ISO/TS 25107) в отношении системы менеджмента качества.
Поскольку в основе компетенции любого сотрудника лежат соответствующие образование, подготовка, навыки и опыт, то образовательная организация должна:
- определить требуемый уровень компетентности сотрудников, обслуживающих учебный процесс (training staff), от работы которых зависит качество подготовки в области НК;