Действующий
Расчеты величин нагрузок в анкерном устройстве при соединении между собой нескольких анкерных точек с использованием петель при различных углах расположения канатов относительно вертикальной плоскости приведены в таблице 1.
N п/п | Графическая схема крепления | Характеристика крепления | Сила, действующая на анкерную точку (F) в зависимости от угла расположения петли по отношению к вертикальной плоскости и угла отклонения нагрузки (Pi) от вертикальной плоскости | ||||||||||||
2 | 3 | 4 | |||||||||||||
1. |
| На двух анкерных точках и общей петле | 60° | 45° | 30° | ||||||||||
0 | 50 | 0 | 40 | 0 | 30 | ||||||||||
F2 / P1 | 1,5 | 1,3 | 1,05 | 1,06 | 0,82 | 0,93 | |||||||||
F1 / P1 | 1,5 | 0,66 | 1,05 | 0,63 | 0,82 | 0,61 | |||||||||
2. |
| На двух анкерных точках и двух самостоятельных петлях | R | 60° | 45° | 30° | |||||||||
0° | 1,0 | 0,75 | 0,58 | ||||||||||||
15° | 1,12 | 0,87 | 0,82 | ||||||||||||
30° | 1,15 | 0,99 | 1,0 | ||||||||||||
В таблице указана величина F2 / P1 (F1 / P1) воздействующая на анкерную точку, при различных углах и | |||||||||||||||
3. |
| На двух анкерных точках и одной замкнутой петле | Для независимо от угла , имеем:F1 = F2 (0,6 - 0,7) P1 | ||||||||||||
вязка петли | |||||||||||||||
4. |
| На трех анкерных точках и трех самостоятельных петлях | 45° | 30° | |||||||||||
0 | 15° | 0 | 10° | ||||||||||||
F2 / P1 | 0,29 | 0 | 0,33 | 0 | |||||||||||
F1 / P1 | 0,58 | 0,45 | 0,44 | 0,47 | |||||||||||
F3 / P1 | 0,29 | 0,63 | 0,33 | 0,62 | |||||||||||
узел, связывающий концы шнура в петлю | |||||||||||||||
5. |
| На трех анкерных точках и трех самостоятельных петлях | Для независимо от угла , имеем:F1 = F2 = F3 (0,36 - 0,42) P1 | ||||||||||||
вязка петли | |||||||||||||||
Pi - величина нагрузки на канате F1, F2, F3 - силы, действующие на анкерные точки |
Канаты страховочных, удерживающих систем, систем позиционирования или канатного доступа должны располагаться вертикально. Если закрепление канатов находится в стороне от необходимой вертикали, то должны применяться оттяжки, указанные на схемах 3, 4 таблицы 2.
N схемы | Графическая схема крепления | Характеристика крепления | ||||
1 | 2 | 3 | ||||
1. |
| При горизонтальном закреплении каната необходимо учитывать, что чем меньше угол его провисания, тем больше будет нагрузка в точках его крепления (A и B). Если угол провисания натянутого каната равен 10°, нагрузка в точках A и B возрастает втрое (FA = PL / 2h). (Если L = 12 м; h = 2 м; P = 800 Н - то FA = 800 x 12 / (2 x 2) = 2400 Н). | ||||
2. |
| Вертикальное дублирование анкерных точек в анкерном устройстве. Угол между точками A и B должен быть не более 30°. | ||||
3. |
| Оттяжка, установленная на канат, может быть скользящей, когда канат просто проходит через карабин оттяжки (а), и фиксированной, когда канат крепится в карабин оттяжки узлом "баттерфляй" (б). В первом случае (п. 3), (а) оттяжка нагружается равнодействующей силой натяжения каната, а во втором случае (п. 4), (б) может подгружаться еще и частью нагрузки каната, так как исключена возможность проскальзывания оттяжки вдоль каната. Это необходимо учитывать при установке оттяжек, стараясь располагать их по биссектрисе угла между направлениями приложения нагрузок на опорный канат. | ||||
4. |
|
Прочность оттяжек и надежность их закрепления должны соответствовать прочности и надежности закрепления канатов. Конструкции оттяжек и способы их соединения с канатом предписываются ППР.
При установке каната на уровне плоскости опоры для ступней ног не следует предварительно натягивать его; при этом длина каната должна быть подобрана таким образом, чтобы закрепленный на концах и натянутый посередине усилием 100 Н (10 кгс) канат не выходил за габаритные размеры конструктивных элементов, на которые он устанавливается.
Расстояние между точками закрепления, м | Величина предварительного натяжения каната, Н (кгс) | Контролируемая величина провисания каната в середине пролета, мм, при диаметре каната, мм | |
8,8; 9,1; 9,7 | 10,5; 11,0 | ||
12 | 1000 (100) | 55 | 75 |
24 | 1000 (100) | 220 | 300 |
36 | 2000 (200) | 240 | 340 |
48 | 3000 (300) | 280 | 400 |
60 | 4000 (400) | 330 | 480 |
1. Соотношения между величинами предварительного натяжения и провисания каната в середине пролета для канатов, не указанных в таблице, должны устанавливаться стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций.
2. При измерении величины провисания каната канат должен быть освобожден от закрепления к промежуточным опорам.
Распределение нагрузок на анкерные точки в зависимости от угла между плечами крепления и способов (схем) их соединения (блокировка) приведены в таблице 4.
п/п | Графическая схема дублирования анкерных точек, формула расчета нагрузки | Угол, ° | ||||||||||||||||
0 | 15 | 30 | 45 | 60 | 75 | 90 | 105 | 120 | 135 | 150 | 165 | 180 | ||||||
1. |
| 50 | 50 | 52 | 54 | 58 | 63 | 71 | 82 | 100 | 131 | 193 | 383 | 1146 | ||||
V-образная схема, | ||||||||||||||||||
F1 = F / (2cosa | ||||||||||||||||||
2. |
| 71 | 75 | 82 | 90 | 100 | 113 | 131 | 156 | 193 | 256 | 383 | 764 | 2292 | ||||
Треугольнаясхема | ||||||||||||||||||
Распределение нагрузок на анкерные точки в зависимости от угла провисания горизонтально установленного страховочного (грузового) каната приведены в пункте 1 таблицы 2.
В случае крепления каната за две анкерные точки угол между плечами петель должен быть не более 90°. При этом нагрузка на плечи должна распределяться равномерно.
В случае крепления каната за анкерное устройство, состоящее из двух анкерных точек, соединенных замкнутой петлей (без крепления петли за анкерные точки), угол между плечами петель должен быть не более 45°. При этом нагрузка на плечи должна распределяться равномерно.
Если канат крепят только за одну из двух анкерных точек, вторая анкерная точка должна располагаться выше первой, а угол между ними должен быть не более 30° (пункт 2 таблицы 4).
Графическая схема | Описание графической схемы | ||||
| Система канатного доступа обеспечивает работнику доступ к рабочему месту и возврат обратно, выход на поверхность площадки и изменение в рабочей позиции, предоставляет опору и позиционирование, защищая от падения, обеспечивая при необходимости спасение с высоты. Состоит из: 1 - структурные анкера, закрепленные на длительное время к сооружению (зданию), или анкерные устройства, состоящие из элемента или ряда элементов или компонентов, которые включают точку или точки анкерного крепления; 2 - канаты анкерной линии; 3 - точка присоединения устройства позиционирования на канатах согласно инструкции изготовителя; 4 - устройство позиционирования на канатах, которое при установке на канат анкерной линии подходящего диаметра и типа дает возможность пользователю изменять свое положение на этом канате; 5 - канат страховочной системы; 6 - устройство позиционирования на канатах страховочной системы типа A (устройство управления спуском), которое сопровождает пользователя во время изменений позиции и которое автоматически блокируется на канате под воздействием статической или динамической нагрузки; 7 - страховочная привязь; 8 - амортизатор; A - точка присоединения согласно инструкции изготовителя к страховочной привязи (маркированная буквой A). Различают: - устройство позиционирования на канатах типа B для подъема по канату, приводимое в действие вручную, которое, в случае прикрепления к канату анкерной линии, блокируется под воздействием нагрузки в одном направлении и свободно скользит в обратном направлении (устройства позиционирования на канатах типа B всегда предназначаются для применения вместе с таким же устройством типа A, подсоединенным к канату страховочной системы); - устройство позиционирования на канатах типа C для снижения по канату анкерной линии, приводимое в действие вручную и создающее трение, которое позволяет пользователю совершать управляемое перемещение вниз и остановку "без рук" в любом месте на рабочем канате (устройства позиционирования на канатах типа C всегда предназначаются для применения вместе с таким же устройством типа A, подсоединенным к канату страховочной системы); Работник при использовании системы канатного доступа должен быть всегда присоединен к канатам анкерной линии обоих систем (системы канатного доступа и страховочной системы). Подсоединение должно проводиться без какой-либо слабины в канате анкерной линии или соединительных стропах. |
N п/п | Графическая схема | Описание графической схемы | ||||
1 |
| Работник обязан осуществлять присоединение карабина за несущие конструкции, обеспечивая свою безопасность за счет непрерывности самостраховки при перемещении (подъеме или спуске) по конструкциям на высоте в случаях, когда невозможно организовать страховочную систему. Обозначения на схеме: 1 - страховочная привязь; 2 - стропы самостраховки; 3 - амортизатор; 4 - соединительный элемент (карабин), который позволяет работнику присоединять страховочную систему для того, чтобы соединить себя прямо или косвенно с опорой. Конструкция карабина должна исключать случайное открытие, а также исключать защемление и травмирование рук при работе с ним. | ||||
2. |
| Работник обязан осуществлять присоединение карабина за несущие конструкции, обеспечивая свою безопасность за счет непрерывности самостраховки при горизонтальном перемещении по конструкциям на высоте в случаях, когда невозможно организовать страховочную систему. Обозначения на схеме: 1 - страховочная привязь; 2 - стропы самостраховки; 3 - амортизатор; 4 - соединительный элемент (карабин). | ||||
2.1 |
| |||||
2.2 |
| |||||
2.3 |
| |||||
3 |
| Работник обязан осуществлять организацию временных анкерных точек с фактором падения не более 1 (схема 1 приложения N 8), при перемещении по конструкциям и высотным объектам с обеспечением своей безопасности вторым работником (страхующим). Обозначения на схеме: 1 - страховочная привязь; 2 - страхующий канат; 3 - амортизатор; 4 - соединительный элемент (карабин); 5 - устройство, приводимое в действие вручную и создающее трение, которое позволяет страхующему совершать управляемое перемещение страхующего каната и остановку "без рук" в любом месте на страхующем канате; 6 - защита рук страхующего. |