Действующий
Номер наряда-допуска | Место и наименование работы | Производитель работы, (фамилия, инициалы, уровень компетентности по безопасности работ на высоте) | Члены бригады (фамилия, инициалы, уровень компетентности по безопасности работ на высоте) | Работник, выдающий наряд-допуск (фамилия, инициалы, уровень компетентности по безопасности работ на высоте) | К работе приступили (дата, время) | Работа закончена (дата, время) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
к Правилам по охране труда при работе
на высоте, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 16 ноября 2020 г. N 782н
Место установки лесов (подмостей) и их высота; наименование организации, которая их установила | Тип лесов (подмостей), кем утвержден паспорт | Дата приемки (осмотра) лесов (подмостей) и номер акта приемки | Заключение о пригодности лесов (подмостей) к эксплуатации | фамилия, инициалы, должность работника, который проводил приемку (осмотр) лесов (подмостей) к эксплуатации | Подпись работника, который проводил приемку (осмотр) лесов (подмостей) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
к Правилам по охране труда при работе
на высоте, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 16 ноября 2020 г. N 782н
Наименование механизма, устройства, средства | Инвентарный номер | Грузоподъемность, кг | Дата последнего испытания | Причина испытания, осмотра | Сведения о проведении ремонта с указанием даты | Осмотр | Статические испытания | Динамические испытания | Дата и результат испытания, осмотра | Дата следующего технического освидетельствования | Фамилия, инициалы председателя комиссии или работник, который проводил испытания | Подпись |
к Правилам по охране труда при работе
на высоте, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 16 ноября 2020 г. N 782н
N п/п | Графическая схема к определению фактора | Характеристика фактора | ||||
1 |
| В страховочных системах, предназначенных для остановки падения, усилие, передаваемое на человека в момент падения, при использовании страховочной привязи, не должно превышать 6 кН. Усилие, передаваемое на человека в момент остановки падения, зависит от фактора падения, определяемого отношением значения высоты падения работника до начала остановки или начала торможения падения из-за задействования соединительной подсистемы, в том числе начала срабатывания амортизатора, (при его наличии), к суммарной длине подсистемы.Предпочтительным является выбор места анкерного устройства над головой работающего, то есть выше точки прикрепления соединительных элементов страховочной системы к его привязи. В этом случае фактор падения равен нулю.Общая длина страховочной системы со стропом, включая амортизатор, концевые соединения и соединительные элементы, указывается изготовителем в эксплуатационной документации (инструкции) к средствам индивидуальной защиты от падения с высоты. | ||||
2 |
| Запас высоты при использовании стропа с амортизатором рассчитывается 'с учетом суммарной длины стропа и соединительных элементов, длины сработавшего амортизатора, роста работника, а также свободного пространства, остающегося до нижележащей поверхности в состоянии равновесия работника после остановки падения.Максимальная длина стропа, включая длину концевых соединений с учетом амортизатора, должна быть не более 2 м. Максимальная длина сработавшего амортизатора должна быть дополнительно указана изготовителем в эксплуатационной документации (инструкции) к средствам индивидуальной защиты от падения с высоты. | ||||
3. |
| В качестве соединительно-амортизирующих устройств в составе страховочных систем для снижения риска травмирования работников и в случае, если запас высоты при использовании стропов с амортизаторами не достаточен, должны использоваться средства защиты ползункового типа на жесткой анкерной линии (схема 3) или средства защиты от падения втягивающего типа (схема 3.1). | ||||
3.1 |
| |||||
4 |
| Расположение работника относительно анкерного устройства, при котором 30°, требует учета фактора маятника, то есть характеристики возможного падения работника, сопровождающегося маятниковым движением. Фактор маятника учитывает фактор падения, изменение траектории падения работника из-за срабатывания амортизатора, наличие запаса высоты и свободного пространства не только вертикально под местом падения, но и по всей траектории падения. | ||||
5 |
| В фактор маятника должно быть включено возможное перемещение стропа по кромке от точки 1 до точки 2 с истиранием до разрыва, вызываемое маятниковым перемещением работника при его падении. |
к Правилам по охране труда при работе
на высоте, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 16 ноября 2020 г. N 782н
При проведении работ на высоте должны устанавливаться ограждения и обозначаться в установленном порядке границы зон повышенной опасности исходя из следующего.
1. Границы зон повышенной опасности в местах возможного падения предметов при работах на высоте определяются от крайней точки горизонтальной проекции габарита перемещаемого (падающего) предмета с прибавлением наибольшего габаритного размера перемещаемого (падающего) груза и минимального расстояния отлета предмета при его падении согласно
Высота возможного падения груза (предмета), м | Минимальное расстояние отлета перемещаемого (падающего) груза (предмета), м | |
перемещаемого краном груза в случае его падения | предметов в случае их падения со здания | |
До 10 | 4 | 3,5 |
До 20 | 7 | 5 |
До 70 | 10 | 7 |
До 120 | 15 | 10 |
До 200 | 20 | 15 |
До 300 | 25 | 20 |
До 450 | 30 | 25 |
к Правилам по охране труда при работе
на высоте, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 16 ноября 2020 г. N 782н
N п/п | Графическая схема | Описание графической схемы | ||||
1 |
| Удерживающая система.Обозначения на схеме:1 - удерживающая привязь, охватывающая туловище человека и состоящая из отдельных деталей, которые в сочетании со стропами фиксируют работника на определенной высоте во время работы;2 - открывающееся устройство для соединения компонентов, которое позволяет работнику присоединять строп для того, чтобы соединить себя прямо или косвенно с опорой (далее соединительный элемент (карабин);3 - анкерная точка крепления, к которой может быть прикреплено средство индивидуальной защиты после монтажа анкерного устройства или структурного анкера, закрепленного на длительное время к сооружению (зданию);4 - находящийся в натянутом состоянии строп регулируемой длины для удержания работника;5 - перепад высот более 1,8 м. | ||||
2 |
| Система позиционирования, позволяющая работнику работать с поддержкой, при которой падение предотвращается.Обозначения на схеме:1 - поясной ремень для поддержки тела, который охватывает тело за талию;2 - находящийся в натянутом состоянии строп регулируемой длины для рабочего позиционирования, используемый для соединения поясного ремня с анкерной точкой или конструкцией, в том числе, охватывая ее, как средство опоры;3 - строп с амортизатором 4;5 - страховочная привязь.Поясной ремень системы позиционирования может входить как компонент в состав страховочной системы.Работник при использовании системы позиционирования должен быть всегда присоединен к страховочной системе. Подсоединение должно проводиться без какой-либо слабины в анкерных канатах или соединительных стропах. | ||||
3 |
| Страховочная система, состоящая из страховочной привязи и подсистемы, присоединяемой для страховки.Обозначения на схеме:1 - структурный анкер на каждом конце анкерной линии;2 - анкерная линия из гибкого каната или троса между структурными анкерами, к которым можно крепить средство индивидуальной защиты;3 - строп;4 - амортизатор;5 - страховочная привязь как компонент страховочной системы для охвата тела человека с целью предотвращения от падения с высоты, который может включать соединительные стропы, пряжки и элементы, закрепленные соответствующим образом, для поддержки всего тела человека и для удержания тела во время падения и после него.Подсоединение соединительно-амортизирующей подсистемы к работнику осуществляется за элемент привязи, имеющий маркировку А.Подсоединение к точке, расположенной на спине и помеченной на схеме буквой А, является предпочтительным, поскольку исключает возможность случайного ее отсоединения (отстегивания) самим работником и не создает помех при выполнении работ. | ||||
4 |
| Система спасения и эвакуации, использующая средства защиты втягивающего типа со встроенной лебедкой.Обозначения на схеме:1 - анкерная жесткая линия, допускающая одновременное закрепление систем спасения и эвакуации пострадавшего и страховочной системы работника, проводящего спасательные работы;2 - средства защиты втягивающего типа со встроенным спасательным подъемным устройством;3 - привязь, включающая лямки, фитинги, пряжки или другие элементы, подходящим образом расположенные и смонтированные, чтобы поддерживать тело человека в удобном положении для его спасения;4 - строп;5 - амортизатор;6 - страховочная привязь.В системе спасения и эвакуации кроме спасательных привязей могут использоваться спасательные петли.Различают:- спасательная петля класса А: петля, задуманная и сконструированная таким образом, что во время спасательного процесса спасаемый человек удерживается спасательной петлей, лямки которой проходят под мышками;- спасательная петля класса В: петля, задуманная и сконструированная таким образом, чтоб во время спасательного процесса работник удерживается в позиции "сидя" лямками спасательной петли;- спасательная петля класса С: петля, задуманная и сконструированная таким образом, что во время спасательного процесса работник удерживается в позиции вниз головой лямками спасательной петли, расположенными вокруг лодыжек. | ||||
5 |
| Система спасения и эвакуации, использующая переносное временное анкерное устройство и встроенное спасательное подъемное устройство;Обозначения на схеме:1 -трипод;2 - встроенное спасательное подъемное устройство;3 - спасательная привязь;4 - страховочное устройство с автоматической функцией самоблокирования вытягивания стропа и автоматической возможностью вытягивания и возврата уже вытянутого стропа;5 - амортизатор, содержащийся во втягивающемся стропе (функция рассеивания энергии может выполняться самим страховочным устройством 4);6 - страховочная привязь;7 - средство защиты втягивающего типа. | ||||
6 |
| Система спасения и эвакуации, использующая индивидуальное спасательное устройство (ИСУ), предназначенное для спасения работника с высоты самостоятельно.Обозначения на схеме:1 - ИСУ, исключающее вращение и возможность свободного падения работника при спуске, а также внезапную остановку спуска и обеспечивающее автоматически скорость спуска, не превышающую 2 м/с;2 - спасательная петля класса В (возможно использование спасательной петли класса А), а также допускается применять страховочные привязи. В качестве точки присоединения страховочной привязи используются точки А или 2 блокированные точки А/2.Изготовитель в эксплуатационной документации (инструкции) для ИСУ дополнительно указывает максимальную высоту для спуска. |
к Правилам по охране труда при работе
на высоте, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации
от 16 ноября 2020 г. N 782н
Расчеты величин нагрузок в анкерном устройстве при соединении между собой нескольких анкерных точек с использованием петель при различных углах расположения канатов относительно вертикальной плоскости приведены в таблице 1.
N п/п | Графическая схема крепления | Характеристика крепления | Сила, действующая на анкерную точку (F) в зависимости от угла расположения петли по отношению к вертикальной плоскости и угла отклонения нагрузки (Pi) от вертикальной плоскости | ||||||||||||||
2 | 3 | 4 | |||||||||||||||
1. |
| На двух анкерных точках и общей петле | ° | 60° | 45° | 30° | |||||||||||
° | 0 | 50 | 0 | 40 | 0 | 30 | |||||||||||
1,5 | 1,3 | 1,05 | 1,06 | 0,82 | 0,93 | ||||||||||||
1,5 | 0,66 | 1,05 | 0,63 | 0,82 | 0,61 | ||||||||||||
2. |
| На двух анкерных точках и двух самостоятельных петлях | R | 60° | 45° | 30° | |||||||||||
0° | 1,0 | 0,75 | 0,58 | ||||||||||||||
15° | 1,12 | 0,87 | 0,82 | ||||||||||||||
30° | 1,15 | 0,99 | 1,0 | ||||||||||||||
В таблице указана величина воздействующая на анкерную точку, при различных углах и | |||||||||||||||||
3. |
| На двух анкерных точках и одной замкнутой петле | Для независимо от угла , имеем: , | ||||||||||||||
4. |
| На трех анкерных точках и трех самостоятельных петлях | ° | 45° | 30° | ||||||||||||
° | 0 | 15° | 0 | 10° | |||||||||||||
0,29 | 0 | 0,33 | 0 | ||||||||||||||
0,58 | 0,45 | 0,44 | 0,47 | ||||||||||||||
0,29 | 0,63 | 0,33 | 0,62 | ||||||||||||||
5. |
| На трех анкерных точках и трех самостоятельных петлях | Для независимо от угла , имеем: | ||||||||||||||
- величина нагрузки на канате - силы, действующие на анкерные точки |
Канаты страховочных, удерживающих систем, систем позиционирования или канатного доступа должны располагаться вертикально. Если закрепление канатов находится в стороне от необходимой вертикали, то должны применяться оттяжки, указанные на схемах 3, 4 таблицы 2.
N схемы | Графическая схема крепления | Характеристика крепления | ||||
1 | 2 | 3 | ||||
1. |
| При горизонтальном закреплении каната необходимо учитывать, что чем меньше угол его провисания, тем больше будет нагрузка в точках его крепления (А и В). Если угол провисания натянутого каната равен 10°, нагрузка в точках А и В возрастает втрое (FA = PL / 2h). (Если L = 12 м; h = 2м; Р = 800 Н - то FA = 800 х 12 / (2 х 2) = 2400 Н). | ||||
2. |
| Вертикальное дублирование анкерных точек в анкерном устройстве. Угол между точками А и В должен быть не более 30°. | ||||
3. |
| Оттяжка, установленная на канат, может быть скользящей, когда канат просто проходит через карабин оттяжки (а), и фиксированной, когда канат крепится в карабин оттяжки узлом "баттерфляй" (б). В первом случае (п. 3), (а) оттяжка нагружается равнодействующей силой натяжения каната, а во втором случае (п. 4), (б) может подгружаться еще и частью нагрузки каната, так как исключена возможность проскальзывания оттяжки вдоль каната. Это необходимо учитывать при установке оттяжек, стараясь располагать их по биссектрисе угла между направлениями приложения нагрузок на опорный канат. | ||||
4. |
|
Прочность оттяжек и надежность их закрепления должны соответствовать прочности и надежности закрепления канатов. Конструкции оттяжек и способы их соединения с канатом предписываются ППР.
При установке каната на уровне плоскости опоры для ступней ног не следует предварительно натягивать его; при этом длина каната должна быть подобрана таким образом, чтобы закрепленный на концах и натянутый посередине усилием 100 Н (10 кгс) канат не выходил за габаритные размеры конструктивных элементов, на которые он устанавливается.