(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 26022-2017 "Эргономика...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
В настоящем приложении приведен один из возможных способов адаптации реального транспортного средства для использования в качестве тренажера при проведении испытаний на смену полосы движения. Могут быть использованы также другие способы адаптации.
Поворот рулевого колеса транспортного средства следует настроить таким образом, чтобы воспроизвести поворот компьютерного рулевого колеса в отношении поворота рулевого колеса к вычисленному радиусу поворота. (Предполагают, что максимальный поворот рулевого колеса составляет приблизительно  120°.)
D.3 Процедура адаптации в случае применения усилителя для облегчения рулевого управления
Передние колеса испытываемого транспортного средства следует разместить на вращающихся пластинах для уменьшения трения о землю.
Движение одного переднего колеса должно быть преобразовано в электрический сигнал, совместимый с программным обеспечением испытаний, снимаемый либо с движения одной из вращающихся пластин либо напрямую с переднего колеса (например, через движение рулевых тяг).
D.4 Процедура адаптации без применения вспомогательных устройств рулевого управления
Транспортное средство следует приподнять, по крайней мере его передние колеса должны быть немного оторваны от земли, после этого следует снять оба передних колеса.
Шаровые шарниры рулевых тяг следует отсоединить от поворотных кулаков с обеих сторон транспортного средства.
Одну из рулевых тяг следует подключить к устройству, которое передает механическое движение рулевой тяги при повороте рулевого колеса в электрический сигнал, совместимый с программным обеспечением испытаний.
Приложение Е
(обязательное)

Вычисление параметров испытаний на смену полосы движения в случае применения траектории, адаптированной к участнику

Е.1 Общие положения
В настоящем приложении приведен метод вычисления эталонной траектории (кривой), адаптированной к участнику, в условиях базового заезда, когда участник управляет транспортным средством на протяжении всего трека без выполнения второстепенных задач. Адаптацию осуществляют путем вычисления для каждого участника индивидуальных параметров начала смены полосы движения, длины участка смены полосы движения и поперечного положения на каждой полосе движения в виде адаптированного положения X на полосе движения 1, адаптированного положения X на полосе движения 2, адаптированного положения X на полосе движения 3.
1108 × 514 пикс.     Открыть в новом окне
1 - начало смены полосы движения; 2 - положение указателя смены полосы движения; 3 - среднее расстояние; 4 - адаптированное положение X на полосе движения 2; 5 - адаптированное положение X на полосе движения 3; 6 - длина участка смены полосы движения
Рисунок Е.1 - Параметры для вычисления адаптированной траектории (кривой)
При применении базовой модели используют те же два параметра траектории, что и в адаптированной модели (начало смены полосы движения и длина участка смены полосы движения), но кроме того, еще промежуточную переменную: среднее расстояние, которое соответствует расстоянию между положением указателя смены полосы движения и серединой участка смены полосы движения.
Затем получают адаптированную кривую путем двух вычислений, сначала вычисляют среднее расстояние, а затем длину участка смены полосы движения.
Е.2 Среднее расстояние
Вычисление среднего расстояния выполняют в два этапа. На первом этапе вычисляют адаптированную кривую быстрой смены полосы движения. На втором этапе сопоставляют эту кривую с данными базового заезда, выполненного участником, для определения среднего расстояния.
1128 × 514 пикс.     Открыть в новом окне
1 - начало смены полосы движения: Рх2 = LCX0, Py2 = LCY1; 2 - конец смены полосы движения: Рх2 = LCXa, Рy2 = LCY1 + ; 3 - длина участка смены полосы движения
Рисунок Е.2 - Определение кривой быстрой смены полосы движения
Е.2.1 Кривая быстрой смены полосы движения
Сначала определяют набор указателей смены полосы движения в виде точек P, по одной для каждой смены полосы движения. Каждую смену полосы движения определяют с помощью продольного положения LCYi и поперечного положения, ожидаемого после смены полосы движения, LCXi. Величина LCXi может принимать только три значения: положение X на полосе движения 1, положение X на полосе движения 2 и положение X на полосе движения 3, в зависимости от занимаемого положения на траектории после смены полосы движения. Величина LCYi обозначает положение указателя смены полосы движения на треке (в метрах). Математически набор указателей смены полосы движения может быть представлен следующим образом:
Точки смены полосы движения = {{LCYp, LCXp}, p [0 : P - 1]}.
(Е.1)
Затем определяют кривую быстрой смены полосы движения по указателям смены полосы движения в процессе контрольного испытания. Быстрая смена полосы движения соответствует смене полосы движения с длиной 0,01 м. Для каждой смены полосы движения существуют две точки в новом наборе точек. Первая расположена в положении смены полосы движения с поперечным положением, соответствующим предыдущей смене полосы движения. Вторая расположена сразу после смены полосы движения (  = 0,01 м) с поперечным положением, соответствующим этой смене полосы движения. Математически данную кривую, называемую кривой 0-точек, определяет следующий набор точек:
Кривая 0-точек = {{Pxj, Pyj}, j [0 : 2 - р - 1]}
816 × 351 пикс.     Открыть в новом окне
(Е.2)
=0,01 м.
Затем эту кривую чертят с постоянным интервалом между точками (SR = 0,1 м) для получения следующего показателя*:
──────────────────────────────
* BLL - длина участка смены полосы движения базового заезда.
Кривая0 = {{ , }, g [0 : N - 1]},
(Е.3)
где .
На рисунке Е.3 представлена кривая быстрой смены полосы движения, полученная указанным выше методом.
1389 × 448 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок Е.3 - Кривая быстрой смены полосы движения
Е.2.2 Сопоставление с данными базового заезда
На втором этапе чертят траекторию участника в условиях базового заезда без выполнения второстепенной задачи для получения следующего показателя:
Базовая кривая = {{базовая , базовая }, n [0 : N - 1]},
(Е.4)
где .
Для оценки расстояния между положением указателей смены полосы движения и сменой полосы движения, выполненной участником в базовом заезде, используют метод корреляции. Этот метод позволяет вычислить функцию корреляции между одной кривой и другой кривой, выполненных по n* интервала между точками (м), где n* принимает несколько значений от 0 до N. Затем вычисляют несколько значений, по одному для каждого переходного значения. Максимальное значение функции корреляции дает ближайшая кривая перемещения. Для оценки среднего расстояния необходима высокая точность максимального значения функции корреляции, которую получают с помощью несмещенной оценки функции корреляции, вычисленной между двумя кривыми. Математически данную кривую, называемую функцией корреляции Кривая0/Базовая кривая, определяют следующим образом:
Функция корреляции Кривая0/Базовая кривая = {R {m), m [-N : N - 1]}
1286 × 224 пикс.     Открыть в новом окне
.