(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57680-2017 "Производство лекарственных...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- квалификация эксплуатации - проверка критериев спецификации требований пользователей;
- квалификация функционирования - проверка функциональной спецификации;
- квалификация монтажа - проверка спецификации проекта или обзорного проекта;
- отчеты об аудите поставщиков;
- валидационные и "квалификационные" планы, то есть основной валидационный план или политика.
──────────────────────────────
* Сводный валидационный план - валидационный отчет высшего уровня, в котором суммированы результаты и выводы валидационных испытаний, связанные перекрестными ссылками с отчетами более низкого уровня, подробными отчетами и протоколами. Этот документ полезен для информирования руководства организации и инспекторов регуляторных органов.
(При наличии больших валидационных работ должен быть в наличии план качества валидационного проекта и система менеджмента качества для документации. Для небольших проектов может быть достаточно наличие документально оформленных процедур.)
При проверке следует изучить прослеживаемость действий, испытаний и устранения ошибок и отклонений в выбранной для проверки документации. При отсутствии надлежащего контроля изменений и версий системы на протяжении всего жизненного цикла и сопутствующей документации валидационный статус системы недостоверен.
Следует проверить соблюдение всех требований надлежащих практик GxP в выбранных для проверки валидационных проектах.
Отсутствие письменного подробного описания каждой системы (актуализируемое при помощи системы управления изменениями), функций системы, мер безопасности и взаимодействий, а также доказательств обеспечения качества процесса разработки ПО, вместе с отсутствием адекватных доказательств валидации КС, используемых в условиях GxP, оценивается как критическое или существенное несоответствие надлежащей практике. Значимость несоответствия оценивается аудитором/инспектором на основании оценки рисков для каждого случая.
При положительной оценке валидационной документации аудитор/инспектор изучает эксплуатацию выбранных систем с использованием распечаток отчетов системы и архивной документации, проверяя выполнение требований надлежащих практик в отношении эксплуатации КС, а также корреляцию с валидационными работами, доказательства эффективности системы управления изменениями, управления конфигурацией, правильности и надежности. В системах обработки данных обязательно анализируют порядок доступа в систему и обеспечения целостности данных.
Оценка степени значимости выявленных несоответствий основана на относительном риске приложения и оценки критичности риска несоответствия.

Таблица А.2 - Опросник аудитора/инспектора по программному обеспечению

Этап жизненного цикла
Деятельность на текущем этапе
Свидетельство
1 РазработкаРазработка спецификаций требований пользователя/функциональных спецификаций/спецификаций проектаДокументация спецификаций требований пользователя/функциональных спецификаций/спецификаций проекта
План тестированияПлан тестирования и сценарии тестирования
Документирование плана тестированияПисьменные документы, описывающие порядок проведения тестирования
2 ВнедрениеВыбор языка программирования и инструментарияДокументация, описывающая выбор языка программирования
Написание/создание ПОДокументированный исходный код с комментариями; пояснение функций; входные данные и ожидаемые выходные данные для каждого структурного модуля. Описание взаимного влияния модулей. Если программа приобретена, то каким образом гарантирован доступ к исходному коду?
3 Тестирование (модули)Обеспечение того, что каждый модуль принимает только допустимые входные данные и выдает только допустимые выходные данные. Тестирование должно выявлять некорректные данные и логические ошибкиОбразцы отчетов о тестировании (при наличии). Включало ли тестирование испытания с пограничными значениями и ввод некорректных данных? Все ли тесты были задокументированы? Все ли ошибки/сбои расследованы?
Тестирование (интегрированные модули)Те же тесты, проведенные после интеграции модулейТе же свидетельства. Если программа была приобретена, то доказательства валидации должны быть оценены регулируемым пользователем
4 Техническое обслуживаниеИсправление ошибок, обновление версий (по необходимости)Утвержденный порядок действий и записи, относящиеся к управлению конфигурациями и управлению изменениями. Регрессивное тестирование и периодическая оценка (в процессе внесения изменений в систему на протяжении определенного отрезка времени)
5 ДокументацияСистемная документация (в т.ч. на ПО) корректна и актуальнаРуководства пользователей, вспомогательные СОП, правильные версии
6 Повторная валидацияПовторная валидация после внесения в программу измененийИзменения проанализированы, решения задокументированы. Существует и описан порядок действий и записи; их масштаб зависит от размера/сложности изменений
7 ПрочееНа случай сбоев в системе существуют пути их обхода; это учтено при обученииАльтернативные пути задокументированы, существуют записи об обучении

Таблица А.3 - Опросник аудитора/инспектора по валидации компьютеризированных систем

Элемент
Проверка мер контроля
1 ОписаниеСистема описана? Каковы ее функции? Письменный валидационный план в наличии? Имеются полные спецификации? Письменные протоколы имеются? (включая критерии приемлемости)
2 ТестированиеЗаписи тестов показывают соответствие спецификациям входных и выходных данных?
3 Документирование результатовРезультаты полные и документально оформлены?
4 Подтверждение правильности данныхДанные и документация полные и правильные? Были ли они проверены организацией?
5 Сопоставление с критериями приемлемостиВалидацию и проверку работ проводил компетентный ответственный персонал? Документальное подтверждение этого имеется?
6 ЗаключенияЗаключения полные, информативные и основы на результатах? Критерии приемлемости выполнены? Дополнительные заключения имеются?
7 Согласование (утверждение)Согласование (утверждение) оформлено документально? Служба качества (отдел обеспечения качества/контроля качества) организации принимала участие в данной процедуре?
8 Постоянная оценкаКакая процедура существует для обеспечения постоянной оценки системы? Какие процедуры управления изменениями имеются?

Таблица А.4 - Опросник аудитора/инспектора по проверке требований приложения 11 надлежащей производственной практики

Номер [1]
Требование
Отметка/комментарий аудитора/инспектора
Персонал (пункт 6)Сотрудничество между ответственным персоналом (владельцем процесса, владельцем системы, уполномоченным лицом) и ИТ-специалистами
Персонал (пункт 6)Персонал имеет надлежащую квалификацию, при необходимости привлекают экспертов
Валидация (пункт 11)Применение модели жизненного цикла, наличие документации и отчетов
Пункт 12Регистрация изменений и отклонений предусмотрена
Пункт 13Наличие актуального перечня (реестра) систем
Пункт 14Наличие актуального описания критических КС
Пункт 15Наличие спецификации требований пользователя, созданной на основании оценки рисков
Пункт 16КС разработана в условиях надлежащей системы управления качества
Пункт 17Наличие документированной процедуры оценки качества и эксплуатационных характеристик системы
Пункт 18Проведение тестирования согласно требованиям (пределы параметров системы, границы данных и обработка ошибок)
Оценка автоматизированных средств тестирования
Пункт 19Проверка данных в сравнении с предыдущей системой/ручным управлением
Эксплуатация (пункт 20)Проверка данных и расчетов, встроенных в систему
Пункт 21Проверка ввода критических данных вторым оператором или валидированным электронным методом
Пункт 22Физическая и электронная (логическая) защита данных
Пункт 23Наличие процедуры резервного копирования. Проведение валидации
Пункт 24Наличие распечаток
Пункт 25Проверка записи процесса разрешения на выпуск серии на предмет наличия информации о вносимых изменениях, если они были сделаны
Пункт 26Наличие и проверка контрольных следов
Пункт 27Внесение изменений в системы и программы в соответствии с процедурой управления изменениями, включая повторную валидацию и утверждения
Пункт 28Проведение периодической оценки, объем адекватность объема
Пункт 29Осуществление ввода данных и изменения только авторизированным персоналом. Система управления паролями/ключами
Пункт 31Наличие записей о создании, изменении и аннулировании прав доступа
Пункт 31
Пункт 32Система управления данными и документами для идентификации операторов и их действий с указанием дат
Пункт 32
Пункт 33Записи показывают анализ ошибок и предпринятые корректирующие действия. Наличие отчетов о расследовании с поиском основной причины ошибки (первопричины)
Пункт 33
Пункты 34, 35Установлены порядок применения электронных подписей и связь подписи с записями. Наличие даты и времени проставления, в том числе на записях процесса выдачи разрешения на выпуск серии в обращение
Пункт 36Использование альтернативных средств при сбоях предусмотрено, документально оформлено и проверено
Пункт 37Наличие процедуры архивирования. Подтверждение надежности процедуры восстановления данных (при изменении версии)

Таблица А.5 - Общие вопросы, рассматриваемые при аудите/инспектировании компьютеризированных систем

Раздел
Ключевой вопрос
1 ПерсоналВ организации одно ответственное лицо за КС? (Зависимость от одного человека может стать катастрофической)
2 ОрганизацияРуководство участвует в управлении системами?
3 ОрганизацияКС включены в область действия системы качества?
4 Система данныхВ начале инспекции изучают общую организацию систем, включая потоки данных?
5 Система данныхИспользование "параллельных систем" может свидетельствовать о наличии "серых" зон и вероятности несоответствия систем требованиям
6 ВалидацияОпределения четко сформулированы? Их использование корректно?
7 БезопасностьКак контролируют доступ к системам? Оценка системы управления информационной безопасностью
8 Техническое обслуживаниеНаличие руководства по техническому обслуживанию каждой системы с указанием периодичности обслуживания. Наличие соответствующих записей о выполнении данного руководства
9 Контроль системыПроцедуры управления конфигурацией, управление изменениями
10 СамоинспекцииНаличие процедуры самоинспекции и ее проведение

Таблица А.6 - Основные обязанности организации-пользователя (согласно руководству GAMP, см. также 4.6)

Задача
Описание
1 Идентификация системыДолжна быть оценена каждая автоматизированная система и определены системы, подпадающие под требования надлежащих практик GxP
2 Разработка спецификаций требований пользователяВ спецификациях требований пользователя должно быть четко и однозначно указано, что ожидает пользователь от системы (что она должна делать). Должны быть указаны любые ограничения, а также определены регуляторные и документальные требования
3 Определение валидационной стратегии
Оценка рисковИсходная оценка рисков должна быть проведена на этапе планирования валидации. В дальнейшем оценки должны производить по мере разработки спецификаций
Оценка компонентов системыКомпоненты системы должны быть оценены и разбиты на категории с целью определения требуемого валидационного подхода. Выходные данные этого процесса лягут в основу плана валидации
Оценка поставщикаПоставщики должны быть формально оценены в рамках процесса выбора поставщика и планирования валидации. Необходимость проведения аудита поставщика (или исключения данным этапом) должна быть задокументирована и основана на оценке рисков и категоризации компонентов системы
4 Разработка плана валидацииВ плане валидации должны быть указаны действия, процедуры, направленные на подтверждение пригодности системы, и степень ответственности. В плане обычно указывают, какие оценки рисков необходимо осуществлять
5 Анализ и утверждение спецификаций, в т.ч. описания системыОрганизация должна проанализировать и утвердить спецификации, разработанные поставщиком
6 Мониторинг разработки системыОрганизация должна мониторировать разработку и конфигурирование в соответствии с согласованным планом
7 Анализ исходного кодаОрганизация должна обеспечить адекватный анализ исходного кода в процессе разработки системы
8 Анализ и утверждение спецификаций тестированияОрганизация должна проанализировать и утвердить спецификации до начала официального тестирования
9 Проведение тестированияОрганизация может участвовать в тестировании в качестве наблюдателя или рецензента результатов тестирования
10 Анализ и утверждение отчетов о тестированииОрганизация должна утвердить отчеты о тестировании и соответствующие результаты тестирования
11 Создание валидационного отчетаВ валидационном отчете должны быть приведены все результаты и действия, а также свидетельства того, что система валидирована
12 Обслуживание системыПосле принятия системы организация должна разработать надлежащие принципы системного администрирования и производственной деятельности
13 Прекращение эксплуатацииОрганизация должна управлять процессом замены или выведения автоматизированной системы из эксплуатации

Библиография

[1]
Приказ Минпромторга России от 14 июня 2013 N 916 (ред. от 18 декабря 2015) "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики"
[2]
Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи"
[3]
EU Annex 11 to the EU guidelines of Good Manufacturing Practice for Medicinal Products
[4]
Annex 11 to PIC/S Guide to Good Manufacturing Practice for Medicinal Products, Document PH 1/97 (Rev. 3), PIC/S Secretariat, 9-11 rue de Varembe, CH-1211 Geneva 20
[5]
IEEE 1298 Software quality management system; part 1: requirements
[6]
IEEE 829 Standard for software test documentation