(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57798-2017 (ИСО 3730:2012)...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.2.049 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие эргономические требования
ГОСТ 12.4.040 Система стандартов безопасности труда. Органы управления производственным оборудованием. Обозначения
ГОСТ 12971 Таблички прямоугольные для машин и приборов
ГОСТ 14254 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)
ГОСТ 21752 Система "Человек-машина". Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования
ГОСТ 21753 Система "Человек-машина". Рычаги управления. Общие эргономические требования
ГОСТ Р 52543 Гидроприводы объемные. Требования безопасности
ГОСТ Р ИСО 7825 Судостроение. Палубные механизмы. Общие требования
ГОСТ Р 54585 Электрооборудование судовое. Требование безопасности, методы контроля и испытаний
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 лебедка правого исполнения (right-hand winch): Лебедка, у которой привод находится справа от барабана по отношению к наблюдателю, находящемуся со стороны двигателя, источника энергии или пульта управления (рисунок 1 б), г)).
3.2 лебедка левого исполнения (left-hand winch): Лебедка, у которой привод находится слева от барабана по отношению к наблюдателю, находящемуся со стороны двигателя, источника энергии или пульта управления (рисунок 1 а), в)).
3.3 лебедка с центральным расположением привода (central winch): Лебедка, у которой привод расположен между двумя барабанами (рисунок 1 д)).
3.4 лебедка с одним барабаном (single drum winch): Лебедка с одним барабаном (рисунок 1 а), б)).
3.5 лебедка с несколькими барабанами (multiple drum winch): Лебедка с двумя или большим количеством барабанов (рисунок 1 в), г), д)).
537 × 421 пикс.     Открыть в новом окне
561 × 413 пикс.     Открыть в новом окне
а) лебедка левого исполнения с односекционным барабаном
б) лебедка правого исполнения с односекционным барабаном
889 × 421 пикс.     Открыть в новом окне
909 × 413 пикс.     Открыть в новом окне
в) лебедка левого исполнения с двухсекционным барабаном
г) лебедка правого исполнения с двухсекционным барабаном
925 × 409 пикс.     Открыть в новом окне
д) лебедка двухбарабанная симметричная
Рисунок 1 - Типы швартовных лебедок

4 Конструкция и работа

4.1 Общие требования
Швартовные лебедки должны отвечать требованиям для палубного оборудования по ГОСТ Р ИСО 7825, требованиям Российского морского регистра судоходства (далее - РМРС) и требованиям, приведенным в 4.2-4.8.
4.2 Требования к прочности лебедок
4.2.1 Изготовители лебедок несут ответственность за определение прочностных характеристик деталей швартовной лебедки и способность выдерживать нагрузки, возникающие при всех номинальных размерах швартовных лебедок, приведенных в таблице А.1 (приложение А).
4.2.2 При номинальном тяговом усилии напряжения в деталях лебедки не должны превышать 0,4 верхнего предела текучести (ReH) или условного предела текучести материала (RP0,2), при котором относительные остаточные деформации равны 0,2 %.
4.2.3 При максимальном моменте привода допустимые напряжения в деталях лебедки не должны превышать 0,9 верхнего предела текучести (ReH) или условного предела текучести материала (RP0,2), при котором относительные остаточные деформации равны 0,2 %.
4.2.4 При расчетном удерживающем усилии тормоза лебедки, напряжения в деталях лебедки не должны превышать 0,9 верхнего предела текучести (ReH) или условного предела текучести материала (RP0,2), при котором относительные остаточные деформации равны 0,2 %.
4.2.5 Для швартовных лебедок, используемых на танкерах, должны применяться соответствующие требования Международного морского форума нефтяных компаний (OCIMF).
4.3 Требования надежности
Средний срок службы швартовной лебедки должен быть:
- до капитального ремонта - 10 лет;
- до списания - 25 лет.
4.4 Требования эргономики
4.4.1 Пульты управления лебедками должны отвечать требованиям ГОСТ 12.2.049. Требования к маховикам и рукояткам - по ГОСТ 21752 и ГОСТ 21753.
4.4.2 Направление движения органов управления лебедкой должно быть таким, чтобы швартовный канат выбирался при повороте маховика (рукоятки) управления по часовой стрелке или по движению рукоятки "на себя" и наоборот, при повороте против часовой стрелки или движению рукоятки "от себя" обеспечивалось травление швартовного каната.
По соглашению между заказчиком и изготовителем выбирание швартовного каната может осуществляться при повороте маховика против часовой стрелки.
4.4.3 Органы управления должны иметь четкую маркировку в соответствии с ГОСТ 12.4.040, определяющую направление выбирания и травления каната, пуска и остановки.
4.4.4 Независимо от вида энергии привода, органы управления при ручном управлении должны автоматически возвращаться в положение "Стоп" или "Тормоз", если другой вариант не согласован между заказчиком и изготовителем.
4.5 Конструктивные требования
4.5.1 Швартовные лебедки должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технической документации, разработанной в установленном порядке и одобренной РМРС.
4.5.2 Автоматические швартовные лебедки должны иметь ручное управление для возможности осуществления неавтоматического режима.
4.5.3 Электрические лебедки должны быть оборудованы системой автоматического торможения, которая срабатывает, когда органы управления находятся в положении "Стоп" или "Тормоз", а также при отсутствии питания. Тормоз должен удерживать швартовный канат при тяговом усилии не менее 1,5 номинального и обеспечивать остановку барабана без повреждений при вращении на максимальной скорости.
4.5.4 Лебедки с гидравлическим или паровым приводом, при переводе органов управления в положение "Стоп" или "Тормоз", а также при отсутствии приводной энергии, должны удерживать швартовный канат при тяговом усилии, в 1,25 раза превышающем номинальное; скорость травления каната должна контролироваться в пределах 1,0 м/мин.
4.5.5 Барабаны швартовных лебедок должны быть оборудованы тормозами, способными удерживать нагрузку в соответствии с 5.3.
4.5.6 Для швартовных лебедок, используемых на танкерах, конструкция и технические характеристики тормозов барабанов лебедок должны удовлетворять требованиям OCIMF.