(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58581-2019 "Бережливое производство....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Примечание - Процессная модель организации, разработанная для выполнения требований к системе менеджмента, например в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 или иным стандартом, может быть принята за основу при разработке процессной модели СМБП.
Если организация решает передать сторонней организации выполнение какого-либо процесса, то она должна обеспечить со своей стороны управление этим процессом в зависимости от возможного влияния переданного процесса на эффективность СМБП.
Примечание - Управление может включать технико-экономическое обоснование, анализ рисков по отношению к эффективности СМБП, мониторинг сроков выполнения процесса, качество продукции или услуг.

5 Лидерство

5.1 Лидерство и обязательства руководства

5.1.1 Общие положения
Высшее руководство должно демонстрировать свое лидерство и выполнение взятых на себя обязательств в отношении СМБП посредством:а) обеспечения разработки и развертывания политики и целей СМБП как элемента стратегии развития организации;б) обеспечения интеграции требований СМБП в процессы системы менеджмента организации;в) обеспечения ресурсами, необходимыми для достижения целей СМБП;г) доведения до сведения работников организации важности выполнения требований СМБП и ее результативности;д) обеспечения достижения поставленных целей СМБП;е) побуждения и оказания поддержки работникам принимать активное участие и вносить свой личный вклад в обеспечение результативности СМБП;ж) поощрения и содействия постоянному улучшению деятельности СМБП;
и) поддержки других руководителей в демонстрации ими лидерства в сфере их ответственности.Высшему руководству следует принимать личное участие в улучшении потока создания ценности в месте возникновения проблем.Высшему руководству следует направить свои усилия на развитие лидерских качеств работников для формирования поведения, ориентированного на заинтересованные стороны, постоянное улучшение и снижение потерь.Высшему руководству и руководителям всех уровней организации следует развивать корпоративную культуру, основанную на:а) отказе от системы наказания за непреднамеренные ошибки и несоответствия;б) открытости и прозрачности СМБП организации, используя соответствующие механизмы реализации;в) приверженности высшего руководства ценностям и принципам БП.Примечание - Механизмы реализации могут включать: информационный портал организации, комплекс средств визуализации, публичные выступления руководителей и работников, вовлечение работников в разработку целей организации, элементы системы мотивации, направленные на признание достижений, ротацию работников и др.
Примечание - Лидерские качества работников следует развивать посредством обучения, участия и руководства проектами по развитию СМБП.

5.2 Политика в области бережливого производства

Высшее руководство должно разработать и поддерживать политику, отражающую приверженность ценностям и принципам БП, которая:- соответствует целям организации;- создает основу для установления целей СМБП;- включает в себя обязательство соответствовать применимым требованиям;- включает в себя обязательство постоянно улучшать СМБП.Политика должна быть:- доступной в документированном виде;- доведенной до сведения работников организации (см. 7.3);- доступной для заинтересованных сторон, насколько это применимо.Примечание - Политика БП может быть разработана как отдельный документ либо как часть политики организации.
Политика в области БП должна основываться на принципах БП, сформулированных в ГОСТ Р 56020, и быть направлена на повышение эффективности деятельности организации.

5.3 Организационные роли, ответственность и полномочия

Высшее руководство должно обеспечивать определение и доведение до сведения работников организации ответственности и полномочий в соответствии с предусмотренным распределением организационных ролей, в том числе во взаимоотношениях "поставщик - потребитель".Высшее руководство должно устанавливать ответственность и делегировать полномочия для:а) обеспечения соответствия СМБП требованиям настоящего стандарта;б) предоставления отчетов высшему руководству о функционировании СМБП.Высшему руководству следует распределять ответственность и полномочия таким образом, чтобы совершенствовать процессы организации.
Высшее руководство должно назначить представителя руководства организации (далее - представитель руководства по СМБП), установить его ответственность и делегировать соответствующие полномочия. В ответственность представителя руководства по СМБП должна входить деятельность по разработке, функционированию, поддержанию в рабочем состоянии и постоянному улучшению СМБП, распространению лучших практик, обучению, проведению аудитов организации взаимодействия по направлениям развития СМБП внутри организации и с другими заинтересованными сторонами, интеграция с СМК.
Высшее руководство должно сформировать специализированное подразделение для разработки, поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения СМБП. Специализированное подразделение должно подчиняться напрямую представителю руководства по СМБП.
Высшему руководству следует рассматривать решение проблем в месте их возникновения, используя средства визуализации.

6 Планирование

6.1 Действия в отношении рисков и возможностей

При планировании в СМБП организация должна рассматривать положения, указанные в 4.1, и требования, указанные в 4.2, и определять риски и возможности, подлежащие рассмотрению для:- обеспечения уверенности в том, что СМБП может достичь целей;- предотвращения или уменьшения нежелательных результатов или последствий;- достижения постоянного улучшения.Организация должна планировать:а) действия в отношении этих рисков и возможностей;б) каким образом интегрировать и внедрить эти действия в процессы организации, входящие в область применения СМБП, оценивать результативность этих действий.При планировании действий в отношении рисков следует рассмотреть риски, связанные с потоком создания ценности и выполнением требований потребителей по показателям качества, срокам выполнения заказов, стоимости, объемам.
Организация должна осуществить разработку и довести до соответствующего персонала документированную информацию по управлению рисками (определение, разработку мер, препятствующих реализации риска (если возможно), и разработку мер, если риск реализуется, порядок мониторинга риска).
По результатам анализа рисков, а также реализации мероприятий по воздействию на риск представитель руководства по СМБП должен сформировать предложения в план развития СМБП организации.

6.2 Цели СМБП и планирование их достижения

6.2.1 Цели СМБП
Организация должна устанавливать цели СМБП для соответствующих функций и уровней организации.Цели СМБП следует основывать на требованиях, указанных в 4.2, с учетом баланса интересов всех заинтересованных сторон.
Информация о целях организации должна быть представлена в документированном виде.
6.2.2 Цели СМБП должны:
а) быть согласуемыми с политикой организации;б) быть измеримыми (если это осуществимо на практике);в) учитывать применимые требования;г) подлежать мониторингу;д) быть доведенными до работников;е) актуализироваться по мере необходимости.
Цели должны соответствовать:
- стратегии развития организации;
- ожиданиям заказчиков по качеству, срокам и стоимости выполнения заказов по AT;
- результатам аудитов СМБП;
- выявленным несоответствиям в ходе реализации деятельности;
- предложениям сотрудников организации по направлениям развития реализуемых и планируемых к реализации мероприятий.
6.2.3 Организация должна определить методы доведения целей до всех работников подразделений, на которые распространяется СМБП, для обеспечения понимания этих целей и участия в их достижении.
При постановке целей СМБП организации следует определить и использовать методы развертывания целей по соответствующим функциям и уровням организации для вовлечения и мотивации работников в их достижение.При постановке целей СМБП следует переносить акцент с краткосрочных целей на долгосрочные для повышения устойчивости бизнеса. При этом следует уделять отдельное внимание:а) результатам процессов создания ценности для потребителей;б) улучшению характеристик процессов;в) увеличению ценности для потребителя;г) сокращению реальных и потенциальных потерь.Примечания1 При развертывании целей могут использоваться методы: Хосин Канри, программно-целевое планирование, система сбалансированных показателей и др.2 К характеристикам процессов следует относить производительность, время протекания процесса, эффективность использования всех видов ресурсов, возможности процессов и др.
Цели СМБП следует развернуть внутри организации и организовать их анализ на регулярной основе по уровням и процессам организации.
При выполнении авиационных проектов следует развернуть цели по развитию СМБП до организаций-участников.
6.2.4 Организация должна сохранять в документированном виде информацию о целях СМБП.При планировании действий по достижению целей СМБП организация должна определить:а) что должно быть сделано;б) какие потребуются ресурсы;в) кто будет нести ответственность;г) когда эти действия будут завершены;д) каким образом будут оцениваться результаты.Для достижения целей и постоянного улучшения детальности следует определить и использовать методы мотивации работников.
Организация должна разработать и применять документированную процедуру мотивации работников всех уровней к достижению целей СМБП, повышению эффективности деятельности, осуществлению постоянных улучшений и созданию для инноваций среды благоприятной.

7 Вспомогательные средства

7.1 Ресурсы

7.1.1 Общие положения
Организация должна определять и обеспечивать ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения СМБП.Примечание - Ресурсы для СМБП могут включать: человеческие ресурсы, инфраструктуру, среду функционирования процессов, ресурсы для мониторинга и измерения, знания организации, время.
Организация должна обеспечить планирование, предоставление и мониторинг ресурсов, необходимых для функционирования и развития СМБП.
Примечание - В ресурсы могут входить расходы на обучение работников и руководителей, приобретение средств визуализации, консультационные услуги, программные средства, средства автоматизации и т.д.
7.1.2 Человеческие ресурсы
Для обеспечения способности на постоянной основе выполнять требования потребителей, а также применяемые законодательные и другие обязательные требования организация должна обеспечить наличие квалифицированных работников, необходимых для результативного функционирования СМБП.Высшему руководству следует поддерживать инициативу, предложения по улучшению, компетентность (см. 7.2) работников, а также развивать их творческий потенциал.