Действующий
Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. N 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года"
В соответствии со
статьей 17 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" постановляю:
1. Утвердить прилагаемые
Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года.
2. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2136; 2017, N 27, ст. 4021; 2019, N 20, ст. 2424) изменение, изложив преамбулу в следующей редакции:
"В целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике постановляю:".
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Российской Федерации
от 5 марта 2020 г. N 164
Основы
государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года
1. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (далее - национальная безопасность) и разработаны в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике. Настоящими Основами определяются цели, основные направления и задачи, а также механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике.
2. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации,
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Стратегия национальной безопасности Российской Федерации,
Концепция внешней политики Российской Федерации,
Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, а также Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
3. В настоящих Основах используются следующие понятия:
а) Арктика - северная полярная область Земли, включающая северные окраины Евразии и Северной Америки (кроме центральной и южной частей полуострова Лабрадор), остров Гренландия (кроме южной части), моря Северного Ледовитого океана (кроме восточной и южной частей Норвежского моря) с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов;
б) Арктическая зона Российской Федерации - сухопутные территории, определенные Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации", а также прилегающие к этим территориям внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации.
4. Государственная политика Российской Федерации в Арктике осуществляется с учетом национальных приоритетов Российской Федерации.
5. Основными национальными интересами Российской Федерации в Арктике являются:
а) обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
б) сохранение Арктики как территории мира, стабильного и взаимовыгодного партнерства;
в) обеспечение высокого качества жизни и благосостояния населения Арктической зоны Российской Федерации;
г) развитие Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы и ее рациональное использование в целях ускорения экономического роста Российской Федерации;
д) развитие Северного морского пути в качестве конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации Российской Федерации;
е) охрана окружающей среды в Арктике, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, проживающих на территории Арктической зоны Российской Федерации (далее - малочисленные народы).
II. Оценка состояния национальной безопасности в Арктике
6. Реализация государственной политики Российской Федерации в Арктике по состоянию на 2020 год обеспечила:
а) создание нормативно-правовой базы и необходимых организационных условий для защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике;
б) создание условий для реализации на территории Арктической зоны Российской Федерации крупных экономических проектов;
в) начало работ по созданию комплексной инфраструктуры Северного морского пути, системы гидрометеорологического, гидрографического и навигационного обеспечения судоходства в его акватории, модернизации ледокольного флота;
г) расширение применения особых режимов природопользования и охраны окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации;
д) активизацию взаимовыгодного сотрудничества Российской Федерации с арктическими государствами на основе международного права;
е) создание группировки войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации в Арктической зоне Российской Федерации, способной обеспечить военную безопасность в различных военно-политических условиях;
ж) создание активно функционирующей системы береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Арктической зоне Российской Федерации.
7. Основными угрозами национальной безопасности в Арктике являются:
а) сокращение численности населения Арктической зоны Российской Федерации;
б) низкий уровень развития социальной, транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации, в том числе в местах традиционного проживания малочисленных народов;
в) низкие темпы геологического изучения перспективных минерально-сырьевых центров Арктической зоны Российской Федерации;
г) отсутствие системы государственной поддержки хозяйствующих субъектов, обеспечивающей снижение издержек и рисков при реализации экономических проектов в Арктической зоне Российской Федерации;
д) несоблюдение сроков создания инфраструктуры Северного морского пути, строительства судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов;
е) низкие темпы создания наземных транспортных средств и авиационной техники для работы в природно-климатических условиях Арктики (далее - арктические условия), развития отечественных технологий, необходимых для освоения Арктики;
ж) неготовность системы мониторинга окружающей среды, размещенной в Арктической зоне Российской Федерации, к экологическим вызовам.
8. Основными вызовами в сфере обеспечения национальной безопасности в Арктике являются:
а) попытки ряда иностранных государств пересмотреть базовые положения международных договоров, регулирующих хозяйственную и иную деятельность в Арктике, и создать системы национального правового регулирования без учета таких договоров и региональных форматов сотрудничества;
б) незавершенность международного правового разграничения морских пространств в Арктике;
в) воспрепятствование осуществлению Российской Федерацией законной хозяйственной или иной деятельности в Арктике со стороны иностранных государств и (или) международных организаций;
г) наращивание иностранными государствами военного присутствия в Арктике и возрастание конфликтного потенциала в регионе;
д) дискредитация деятельности Российской Федерации в Арктике.
III. Цели, основные направления и задачи государственной политики Российской Федерации в Арктике
9. Целями государственной политики Российской Федерации в Арктике являются: