(Действующий) СП 86.13330.2014 Магистральные трубопроводы (пересмотр...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
15.8.9 Спусковую дорожку в плане следует трассировать прямолинейно. Вертикальная трассировка ее на перепаде отметок от берега до подводного участка должна быть выполнена криволинейно с учетом допускаемого радиуса упругого изгиба трубопровода и возможных силовых воздействий, вызывающих продольные напряжения в трубопроводе на спусковом пути.
Расстояние между роликоопорами или тележками (при их необходимости) спусковой дорожки, рассчитывают в зависимости от грузоподъемности и массы трубопровода.
15.8.10 Для уменьшения тяговых усилий при протаскивании трубопроводов спусковая дорожка должна иметь уклон в сторону воды. Для предупреждения самопроизвольного перемещения плетей должны быть предусмотрены специальные тормозные устройства (например, тормозная лебедка).
15.8.11 В качестве тяговых средств для протаскивания подводного трубопровода следует применять специальные тяговые лебедки, тягачи, оборудованные лебедками, а также однотипные тракторы, работающие в сцепе.
Если мощность тяговых средств недостаточна, можно использовать трубоукладчики для подъема отдельных участков трубопровода, находящегося на берегу. Для трубопроводов диаметром менее 1020 мм нельзя прикладывать к трубопроводу дополнительные толкающие усилия; при диаметре 1020 мм и более - величина толкающих усилий и необходимость их приложения должны быть обоснованы расчетом.
15.8.12 Тяговый трос через водоем должен быть приложен строго прямолинейно. Перед протаскиванием трубопровода необходима обтяжка тягового троса.
15.8.13 Укладку трубопроводов свободным погружением следует применять при следующих условиях:
пересекаемая водная преграда несудоходна или в месте перехода возможен перерыв судоходства на время установки трубопровода;
поверхностная скорость течения до 0,6-0,8 м/с и не требуются сложные устройства для удержания плавающей нитки трубопровода в створе перехода;
трассировка перехода на берегах предусматривает прокладку трубопроводов с кривыми вставками.
15.8.14 Для укладки трубопроводов свободным погружением на дно, плеть, собранная на спусковой дорожке, должна транспортироваться на плаву к месту укладки. Погружение может осуществляться как путем заполнения трубопровода водой, так и путем открепления разгружающих понтонов. При укладке трубопровода с заполнением его водой должны быть предусмотрены мероприятия для полного удаления воды из уложенного трубопровода.
15.8.15 При строительстве подводного перехода в зимних условиях в проекте должно быть предусмотрено выполнение специальных зимних видов работ (ледорезные работы, уборка льда, работы по поддержанию майн, увеличение несущей способности льда и др.) и способ укладки.
В состав ППР на строительство подводного перехода в зимних условиях должны входить: технологические схемы работ по резке и уборке льда; мероприятия по увеличению несущей способности льда.
15.8.16 Выполнение всех работ на льду, установка оборудования и размещение материалов, а также движение транспортных средств по льду следует производить только после определения его несущей способности и сравнения приведенной толщины льда с расчетной (допустимой), принятой в проектной документации.
15.8.17 При невозможности устройства подводной траншеи полного профиля в зимний период следует производить разработку подводной траншеи в летних условиях с доработкой ее перед укладкой трубопровода в зимних условиях средствами малой механизации (грунтососы, гидромониторы).
15.8.18 Трубопроводы на подводных переходах в зимних условиях в зависимости от местных условий строительства следует укладывать следующими способами:
протаскиванием трубопровода по дну; способом свободного погружения; опусканием трубопровода с промежуточных опор, установленных на льду.
15.8.19 При значительной ширине водной преграды для уменьшения тягового усилия при протаскивании трубопровода участок троса, примыкающий к тяговым устройствам на берегу, следует прокладывать на поверхности льда, а остальную часть - по дну. Протяженность участка троса, прокладываемого по поверхности льда и по дну траншеи, определяют расчетом тяговых усилий.
15.8.20 Для протаскивания трубопроводов на береговом участке в зимних условиях следует применять ледяные дорожки.
15.8.21 Майны для входа и выхода трубопровода в береговых урезах следует устраивать во льду непосредственно перед протаскиванием трубопровода.
15.8.22 Для укладки трубопроводов способом свободного погружения в зимних условиях следует применять следующие технологические схемы производства работ:
I схема: монтаж плетей трубопровода на берегу; устройство майны на всю ширину зеркала реки или водоема; вывод трубопровода в майну с последовательной стыковкой плетей на берегу; укладка трубопровода на дно траншеи с заполнением его водой;
II схема: монтаж трубопровода из звеньев длиной по 30-36 м на льду по створу перехода на лежках; устройство майны параллельно смонтированному трубопроводу; спуск трубопровода в майну и укладка его на дно траншеи заполнением водой.
15.8.23 Для предотвращения сноса трубопровода течением во время погружения необходимо устраивать оттяжки. Число оттяжек и расстояние между ними определяются расчетом в зависимости от скорости течения.

15.9 Берегоукрепительные работы на переходах

15.9.1 При строительстве подводных переходов должны быть предусмотрены технические решения по укреплению берегов от размыва и предотвращению эрозии грунта в границах подводного перехода вследствие русловых процессов и техногенного воздействия на берега при строительстве.
15.9.2 Типы, конструкции берегоукреплений, способы и основные технологические решения по их сооружению на переходах трубопроводов через водные преграды должны определяться проектной документацией.
15.9.3 При берегоукреплении, в качестве защитного покрытия следует применять местные строительные материалы (песчано-гравийную смесь, гравий, гальку, камень), гибкие бетонные покрытия; а также геотекстильные синтетические материалы в виде матов, оболочек и гибкие решетчатые конструкции. Вид защитного покрытия при берегоукреплении определяется проектной документацией.
15.9.4 Для берегоукрепления допускается использовать отечественные и импортные геотекстильные синтетические материалы, обладающие хорошими фильтрационными свойствами, грунтонепроницаемостью, прочностью, эластичностью, а в зоне переменного уровня воды - морозостойкостью и экологической безопасностью.
15.9.5 Геотекстильные синтетические материалы могут применяться в качестве:
обратного фильтра под берегозащитное покрытие, заменяющего послойную отсыпку крупнозернистых грунтов;
защитных противоэрозионных экранов для закрепления береговых склонов в зоне нарушения естественного состояния грунтов и растительности;
защитных оболочек и матов, заполненных грунтом;
оболочки дренажных устройств.
15.9.6 Для подводного и надводного берегоукрепления, рассчитанного на длительный срок эксплуатации, в условиях воздействия на откосы ветровых и судовых волн высотой более 0,5 м и скорости течения 1,5 м/с и более, ледовых нагрузок должны укладываться защитные покрытия из гибких железобетонных плит с подстилающим слоем ГСМ, производиться отсыпка щебня, гравия, гравелисто-галечниковых грунтов.
Для подводного и надводного берегоукрепления, рассчитанного на облегченные условия эксплуатации (волнение до 0,5 м, скорость течения до 1,5 м) должны укладываться защитные покрытия из геотекстильных синтетических материалов в виде матов, оболочек, решеток, заполненных грунтом.
Для укрепления берегового склона выше строительного уровня, снижения воздействия течения, дождевых, талых и инфильтрационных вод на грунт засыпки должны укладываться гибкие решетчатые конструкции (георешетки) и геотекстильные грунтозащитные (противоэрозионные) экраны с упорными призмами и без них.
15.9.7 Планировка откосов и отсыпка слоя песчаной подготовки под крепления на берегу выше меженного уровня должна выполняться бульдозером. При этом допускаются следующие отклонения отметок песчаной подготовки:
для железобетонных покрытий из сборных плит размером более 1,0 м - см;
для гибких покрытий из плит и решеток с размером модуля до 1,0 м - см;
для каменной наброски и гравийной отсыпки - см;
для закрепленных грунтов - см.
15.9.8 Планировка (разравнивание) грунта в траншее, а также щебеночной или гравийной отсыпки под водой должна выполняться с помощью малых средств гидромеханизации, плавкранов и водолазов; допустимые отклонения от проектных отметок при этом должны быть в пределах см.
15.9.9 Укладка рулонных геотекстильных синтетических материалов (ГСМ), применяемых в качестве основы для защитных покрытий выше уровня воды, должна выполняться снизу вверх от основания откоса с перекрытием слоев на 0,1-0,2 м.
Скрепление отдельных полотнищ ГСМ между собой следует выполнять с помощью сварки, клеящих битумных мастик, а также металлических штырей, забиваемых в грунт.
15.9.10 На подводных участках берегового склона полотна ГСМ должны укладываться одновременно с защитным покрытием, предварительно закрепив его по контуру, либо снабдив дополнительной пригрузкой.
15.9.11 Отсыпку гравия и щебня, наброску камня, укладку железобетонных плит выше уровня воды следует выполнять от подошвы откоса снизу вверх. Перед отсыпкой данного защитного покрытия предварительно производится отсыпка упорной призмы из камня или устройство упоров из железобетона.
15.9.12 Гибкие покрытия допускается укладывать как вверх, так и вниз по откосу. В последнем случае верхний ряд гибкого покрытия должен быть надежно закреплен, а по мере наращивания секции покрытий скрепляется между собой.
15.9.13 В подводной части укрупненные карты железобетонного покрытия должны укладываться с перекрытием до 1 м. Для укладки карт должны использоваться плавучие площадки, понтонные переправы, перемещаемые по створам, перпендикулярным к линии берега и снабженные приспособлениями для автоматической отстропки карт покрытия. Работы по укладке карт должны выполняться при скорости течения до 0,6 м/с и высоте волны не более 0,3 м.
На береговом участке карты покрытия должны укладываться встык с зазором не более 2 см.