Действующий
7.2.7 В общеобразовательных организациях с углубленным изучением отдельных дисциплин рекомендуется иметь лекционную аудиторию расчетной площадью не менее 1 м2 на одно место. Расчетную вместимость аудитории определяют по числу обучающихся в возрастной параллели, состоящей не более чем из трех классов.
При проектировании школ, ориентированных на углубленное и расширенное содержание обучения, необходимо предусматривать выделение помещений под студии (универсальные залы) размерами 12x12 м, а также подсобные помещения для отделения по художественному воспитанию и искусству: кабинет эстетики с полиэкраном, кружковые помещения по изобразительному искусству, хореографии, классы пения и музыки (70-108 м2), в зависимости от назначения образовательной организации. Рекомендуемые площади помещений группы художественного воспитания приведены в таблице 7.3.
Наименование помещения | Площадь, м2, не менее | Число мест в помещении | |
на одного обучающегося | одного помещения | ||
Универсальная студия* | - | 144 | - |
Подсобное помещение | 18-36 | - | |
Раздевальная | - | 12 | - |
Кабинет эстетики с полиэкраном** | - | 80 | 24 |
Лаборантская | - | 28 | - |
Кружки специализированные и студии: | |||
живопись, рисунок, скульптура | 5 | 108 3x36 | 8 на каждый предмет |
Кинофотостудия | - | 36-54 | - |
Класс пения и музыки | 2,5 | - | 24 |
- студия хореографии и драмкружка | 9 | - | 12 |
- студия прикладного искусства (дизайн) | 6 | - | 12 |
Универсальные клубные помещения | - | 36 | - |
Кладовые уборочного инвентаря | - | 18-36 | - |
Преподавательская | - | 18-24 | - |
Санузлы*** | 0,15 | 4-8 | - |
Вестибюль-гардероб*** | 0,35х1,5 | - | - |
* Число помещений и площадь определяются назначением студии (изобразительное искусство, хореография, музыка, драмкружок и т.д.). ** Предназначаются только для профильных учебных заведений. *** По расчету, исходя из суммы принятых помещений с коэффициентом, равным 1,5. Примечания 1 Расширенный состав помещений предназначается для профильных ОО с гуманитарным направлением и эстетическим развитием обучающихся. 2 При студии хореографии и драмкружке предусматриваются раздевальные и костюмерная. |
7.2.8.1 Учебно-художественные кабинеты делятся на зоны для акварельной живописи, масляной живописи и рисунка. Конкретный набор зон зависит от реализуемой образовательной программы.
7.2.8.2 При работе с различными видами живописи площадь одного рабочего места составляет для рисования за мольбертом - 3,5 м2, рисования за столом - 2,0 м2.
7.2.8.3 В образовательных организациях с техническим профилем по заданию на проектирование может быть предусмотрено универсальное помещение для технического творчества, с выделением в отдельный объем пространства для размещения инструмента, материала, инвентаря. Рекомендуемая площадь - 108 м2.
7.2.9.1 Проектирование физкультурно-спортивных залов и помещений следует осуществлять в соответствии с требованиями пункта 5.31 СП 118.13330.2012.
7.2.9.2 Число и типы спортивных залов определяют в задании на проектирование в зависимости от планируемой учебной нагрузки по физкультуре, вида ОО и ее вместимости. В крупных и крупнейших городах типы, число и площадь спортивных залов рекомендуется принимать из расчета одновременного обслуживания самой ОО и окружающих зданий ОО, с дефицитом площади по отношению к нормам.
7.2.9.3 При обеспечении автономности функционирования спортивных залов допускается их использование во внеучебное время для спортивных занятий взрослых жителей микрорайона, с обязательной организацией при них дополнительных раздевалок, душевых и санузлов.
7.2.9.4 Рекомендуемые габариты спортивных залов: 9,0х18,0 м, 12,0х24,0 м, 18,0х30,0 м. Высота спортивного зала должна составлять не менее 6,0 м.
7.2.9.5 Залы для физкультурных занятий допускается размещать не выше второго этажа при обеспечении в них нормативных уровней звукового давления и вибрации. Предусматривать проходы в учебно-спортивные помещения через учебные секции не допускается.
7.2.9.6 Во вновь строящихся зданиях ОО при спортивных залах должны быть предусмотрены: снарядные; помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих и моющих растворов площадью не менее 4,0 м2; раздельные для мальчиков и девочек раздевальные площадью не менее 14,0 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек душевые площадью не менее 12 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек санузлы площадью не менее 8,0 м2 каждый. Вход в спортивный зал предусматривается непосредственно из раздевальных или через обособленный коридор.
7.2.9.7 Ширина прохода между стеной (перегородкой) и скамьями в раздевальных должна быть не менее 1 м, а проход между противостоящими скамьями - не менее 1,2 м. В раздевальных перед дверями, при необходимости, следует предусматривать щиты-экраны высотой от пола 1,75 м, не доходящие до пола на 0,2 м.
7.2.9.8 Душевые кабины должны предусматриваться размерами в плане не менее 0,9х0,9 м. Проход между рядами душевых кабин должен быть не менее 1,2 м, а между рядом кабин или кабиной и стеной (перегородкой) - не менее 0,8 м. При туалетах или раздевалках оборудуют раковины для мытья рук.
7.2.9.9 Снарядная соединяется со спортивным залом через дверь или открытый проем шириной не менее 2 м и высотой не менее 2,2 м.
7.2.9.10 Длина снарядной для хранения гимнастического бревна должна быть не менее 5 м. Пол снарядной проектируется в одном уровне с полом спортивного зала (без порога). При расположении спортивных помещений на первом этаже из снарядной или зала предусматривается выход на участок (для выноса снарядов и как второй эвакуационный выход).
7.2.9.11 В состав помещений физкультурно-спортивного назначения рекомендуется включать помещение (зону), оборудованное тренажерными устройствами.
7.2.9.12 Для групп лечебной физической культуры по заданию на проектирование предусматриваются помещения для интеллектуальных занятий.
7.2.9.13 Рекомендуемый состав и расчетные показатели площадей учебно-спортивных залов и бассейна приведены в таблицах 7.4 и 7.5.
Наименование физкультурно-спортивного объекта и его размеры | Площадь, м2, при числе классов, чел., для школы | ||||||
основной | средней | ||||||
один класс в парал-лели | два класса в парал-лели | три класса в парал-лели | один класс в парал- лели | два класса в парал- лели | три класса в парал-ели | более трех классов в парал- лели | |
9 (225 чел.) | 18 (450 чел.) | 21 (524 чел.) | 11 (275 чел.) | 22 (550 чел.) | 33 (825 чел.) | более 33 классов (более 900 чел.) | |
Физкультурно-спортивные залы и помещения | |||||||
Спортивный зал 48,0х30,0 м (h≥8 м) | - | - | - | - | - | - | 1440 |
Спортивный зал 42,0х24,0 м (h≥8 м) | - | - | - | - | 1008 | 1008 | |
Спортивный зал 30,0х18,0 м (h≥7 м) | - | 540 | 540 | 540 | - | - | - |
Спортивный зал 24,0х12,0 м (h≥6 м) | 288 | - | - | - | - | - | - |
Зал для гимнастики, подвижных игр, хореографии, фитнес-аэробики 21,0х15,0 м (h≥6 м) | - | 315 | 315 | - | 315 | 315 | 315 |
Тренажерный зал 12,0х12,0 м (h≥4 м) | - | - | - | 144 | 144 | 144 | 144 |
Зал для занятий с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе 12,0х12,0 м (h≥4 м) | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 |
Итого: | 432 | 999 | 999 | 828 | 1611 | 1611 | 2043 |
Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения | |||||||
Школьный стадион (круговая беговая дорожка не менее 250,0 м, совмещенная с прямой беговой дорожкой не менее 110,0 м, комбинированное поле для спортивных игр с двумя секторами для прыжков) | 4200 | 4200 | 4200 | 4200 | 4200 | 5260 | 5260 |
Площадка для спортивных игр 48,0х36,0 м | - | - | 1728 | 1728 | 1728 | 1728 | 1728 |
Площадка для спортивных игр 42,0х24,0 м | 1008 | 1008 | - | - | - | - | - |
Теннисный корт 36,0х18,0 м | - | - | - | - | 648 | 648 | 648 |
Площадка для подвижных игр и общеразвивающих упражнений | 200 | 200 | 400 | 200 | 400 | 600 | 600 |
Итого: | 5408 | 5408 | 6328 | 6128 | 6976 | 8236 | 8236 |
Наименование помещения | Спортивные залы | Бассейн с ваннами | |||||
12х15 | 18х15 (12) | 24х15 (12) | 36 (30)х18 | 25х11 | 16,66х11 | 10x6 | |
Раздевальные, включая уборные и душевые | 55 2х27,5 | 55 2х27,5 | 110 4х27,5 | 110 4х27,5 | - | - | - |
Инвентарная (снарядная) | 16 | 16 | 32 | 32 | 6 | 6 | 6 |
Помещение хранения уборочного инвентаря | 4* | 4* | 4* | 4* | 8 | 8 | 4 |
Раздевальные для переодевания занимающихся, при них: | - | - | - | - | 78** 2x39 | 78** 2x39 | 40 2x20 |
- шкафы для одежды одноярусные*** | - | - | - | - | 24*** 2х12 | 24*** 2х12 | 12 2x6 |
- душевые при раздевальных для девочек и мальчиков**** | - | - | - | - | 20 2(5х2) | 20 2(5х2) | 12 2(3х2) |
- уборные для девочек и мальчиков | - | - | - | - | 8 2x4 | 8 2x4 | 4 2x2 |
Помещение инструктора-тренера и склад мелкого спортинвентаря**** | 10 | 10 | 10 | 20 | 2х10 | 12+6 | 12+6 |
Помещение медсестры с лабораторией анализа воды | - | - | - | - | 12 2x6 | 12 2x6 | 12 2x6 |
Бытовые помещения для персонала | - | - | - | - | 9 | 9 | - |
Служебные помещения | - | - | - | - | 12 | 12 | - |
* Одно помещение на группу залов. ** Из расчета 2,6 м2 на одного обучающегося и 15 мест в раздевальной. Одна сетка на трех занимающихся в смену и 2 м2 на одну сетку. *** Одноярусные шкафы размерами в плане 60х30 см из расчета 0,8 м2 на одно место и 15 мест в раздевальной. **** Помещение тренера предусматривают с душевой и санузлом. |
7.2.9.14 Необходимость устройства бассейна и физкультурно-спортивных помещений другого назначения устанавливается заданием на проектирование.
7.2.9.15 При устройстве бассейнов в ОО их планировочные решения и эксплуатация должны соответствовать гигиеническим требованиям СанПиН 2.1.2.1188.
7.2.10.2 В организациях, оснащенных современными видами ТСО, библиотеку следует использовать в качестве справочно-информационного центра, обеспечивающего условия для индивидуальных занятий обучающихся.
7.2.10.3 Площадь библиотеки - информационного центра необходимо принимать из расчета не менее 0,6 м2 на одного ученика.
7.2.10.4 В помещении библиотеки предусматриваются: читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого хранения (в том числе периодических изданий), фонды закрытого хранения, кабинки или выделенная зона для индивидуальных занятий с использованием ИКТ и боксы для хранения передвижных тележек. Рекомендуются совмещение функций библиотеки и медиатеки в едином блоке, а также возможная организация в библиотеке учебных занятий основного или дополнительного образования.
7.2.11.1 Пищеблоки проектируются в соответствии с заданием на проектирование, с учетом местных условий их обеспечения сырьем и/или полуфабрикатами. Обязательное горячее питание в общеобразовательных организациях должно быть организовано в соответствии с требованиям СанПиН 2.4.5.2409 и СанПиН 2.4.2.2821. В зданиях ОО проектируется пищеблок для работы на сырье или полуфабрикатах или буфет-раздаточная, предназначенная для приема готовых блюд и кулинарных изделий, поступающих из организаций общественного питания.
7.2.11.2 Кладовые не следует размещать под моечными, душевыми и санитарными узлами, а также под производственными помещениями с трапами.
7.2.11.3 Хозяйственные и подсобные помещения могут размещаться в подвальных и цокольных этажах при условии обеспечения их гидроизоляцией, соблюдения гигиенических требований по содержанию помещений, предъявляемых к организациям общественного питания.
7.2.11.4 Для работников пищеблока проектируются раздевальная, оборудованная индивидуальными шкафчиками, душ с кабинками 0,9х0,9 м и санузел. При пищеблоке также проектируются собственная кладовая уборочного инвентаря, оборудованная раковиной, и кабинет заведующего площадью не менее 6 м2. Состав и площади помещений пищеблока (буфета-раздаточной) определяются заданием на проектирование.
7.2.11.5 В производственные помещения столовой предусматриваются отдельный вход с улицы и дебаркадер.
7.2.11.7 Площадь обеденного зала (без раздаточной) следует принимать в соответствии с требованиями пункта 5.35 СП 118.13330.2012. Состав и площадь медицинских помещений устанавливаются заданием на проектирование
7.2.11.8 При размещении в обеденном зале посадочных мест для маломобильных обучающихся и преподавателей на креслах-колясках площадь такого посадочного места следует принимать не менее 1,6 м2.
7.2.11.9 Число посадочных мест в обеденном зале следует принимать из расчета посадки всех обучающихся и преподавателей (по два места на каждый класс) не более чем в две перемены.
7.2.11.10 Для вновь строящихся или реконструируемых зданий ОО рекомендуется предусматривать в отдельном помещении или в расширенном коридоре перед столовой установку умывальников из расчета один кран на 10 посадочных мест, с учетом ростовозрастных особенностей обучающихся, на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1-4 классов и на высоте 0,7-0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся 5-11 классов. Коридор в этом месте следует расширить не менее чем на 0,8 м.
7.2.11.11 При дефиците площадей территории допускается размещение обеденного зала столовой в цокольном этаже.
7.2.12.1 Состав и расчетные показатели площадей вестибюля-гардероба, административно-хозяйственных помещений, медицинских комнат приведены в таблице 7.6.
7.2.12.2 Расчетная площадь вестибюля определяется с учетом дополнительной площади, равной рабочей зоне турникетов.