(Действующий) СП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций Правила...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- не более трех учебных помещений со спальнями и игровыми (а также при наличии в задании на проектирование комнатами отдыха) и санузлами - для 1-х классов;
- не более шести учебных помещений с рекреациями и санузлами, а также комнату труда и универсальное помещение для групп продленного дня - для 2-4 классов;
- учебные классы-кабинеты, лаборатории, соответствующие рекреационные помещения и санузлы (допускается размещать вне учебной секции, но в группе помещений для обучающихся) - для 5-11 классов.
Учебные секции-блоки 1-4 классов должны быть обособленными и непроходными для обучающихся других возрастных групп.
Состав помещений принимается по заданию на проектирование, размеры площадей - в соответствии с таблицей 5.2 СП 118.13330.2012.
7.2.1.4 Учебные помещения не следует располагать смежно, над и под помещениями, являющимися источниками распространения шума и запахов (мастерские, спортивные, актовые и зрительные залы, пищеблок и др.).
7.2.1.5 При организации образовательного процесса с использованием фронтальной формы ведения занятий рекомендуется проектировать учебные помещения прямоугольной формы. При этом парты учащихся следует располагать таким образом, чтобы естественный свет из оконных проемов падал на рабочую поверхность слева направо.
7.2.1.6 Двери в учебные помещения надлежит предусматривать из рекреационных помещений или коридоров. Наиболее удобное расположение входов при фронтальных формах занятий - со стороны передних столов или парт.

7.2.2 Учебные помещения в образовательных организациях, реализующих программы начального общего образования (1-4 классы)

7.2.2.1 Ученики начальных классов, как правило, обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях. Состав учебных помещений на один класс: учебное помещение площадью, соответствующей принятой форме занятий, рекреация зального типа, санузлы.
7.2.2.2 Для обучающихся, посещающих группу продленного дня, дополнительно предусматривается игровая комната площадью не менее 2,5 м2 на одного обучающегося. Для группы продленного дня 1-го класса дополнительно рекомендуется предусматривать два спальных помещения (для девочек и мальчиков) площадью не менее 4,0 м2 на одного ребенка.
Допускается совмещение функций спальни и игровой при оборудовании спальни детскими раздвижными кроватями (или другими нестационарными спальными местами). Площадь спальни-игровой определяется из расчета 2,5 м2 на одно место. Для организации отдельных спален для мальчиков и девочек в общем пространстве спальни-игровой рекомендуется использовать трансформируемые перегородки.
7.2.2.3 В состав выделенного БНК также рекомендуется включать учительскую - методический кабинет для учителей начальной школы из расчета 4,5 м2 на одно рабочее место учителя (разрешается размещать за пределами учебной секции) и одну универсальную студию (комнату труда, моделирования и технической игрушки, изобразительного искусства и природы), площадью не менее 90 м2.
7.2.2.4 При проектировании БНК в обособленном здании, размещенном на общем участке с основным зданием ОО, допускается предусматривать сокращенный набор общешкольных помещений. По заданию на проектирование возможно исключить административные помещения, сократить число помещений медблока, физкультурно-оздоровительной группы, информационного центра.
7.2.2.5 Если выделенный в отдельное здание БНК соединен с основным зданием отапливаемым переходом, допускается совместное использование общешкольных помещений при условии их достаточной мощности.

 7.2.3 Учебные кабинеты основного общего и среднего общего образования (5-9 классы)

7.2.3.1 Обучение школьников по программам основного общего образования осуществляется по классно-кабинетной системе.
7.2.3.2 Набор помещений должен обеспечивать условия для изучения обязательных учебных дисциплин государственного образовательного стандарта (с учетом национальной и региональной специфики), а также дополнительных предметов по выбору обучающихся в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения одного-двух (двух-трех) предметов. Требования к учебным кабинетам представлены в разделе V СанПиН 2.4.2.2821-10.
7.2.3.3 Площадь и внутренняя среда кабинетов информатики и иных помещений, оборудованных персональными компьютерами, должна соответствовать СанПиН 2.2.2/2.4.1340 и СанПиН 2.4.2.2821. Необходимо предусматривать выход локальной компьютерной сети здания в сеть Интернет.
7.2.3.4 Оптимальные размеры рабочей зоны обучающихся при фронтальной форме занятий зависят от угла видимости, связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов - парт, а также типа и характеристик используемой доски - меловой, маркерной, интерактивной. Угол видимости для меловой доски должен составлять не менее 35° для обучающихся 8 лет и старше и не менее 45° для обучающихся 6-7 лет. При использовании электронных интерактивных досок угол видимости должен определяться по их техническим характеристикам. При использовании электронных интерактивных досок на окнах должна быть предусмотрена возможность затемнения.
7.2.3.5 При каждом кабинете или группе из двух-трех кабинетов по заданию на проектирование может быть организована лаборантская (наличие лаборантской обязательно при кабинетах химии, физики, биологии, компьютерном классе). Площадь лаборантской рекомендуется принимать не менее 18 м2.
7.2.3.6 Лаборантские следует располагать смежно с соответствующими лабораториями и соединять с ними дверями.
7.2.3.7 В лаборантских при лабораториях химии и физики предусматриваются встроенные вытяжные шкафы. Лаборантская при лаборатории химии должна быть расположена со стороны классной доски, из нее также следует предусматривать второй выход в коридор, на лестницу, в рекреационное или другое смежное помещение.

 7.2.4 Специализированные учебные кабинеты основного общего и среднего общего образования

7.2.4.1 Каждый учебный блок предназначен для углубленного изучения отдельного предмета (дисциплины), связанного с профилизацией в гуманитарной, естественнонаучной или технической сферах.
7.2.4.2 В состав учебного блока по заданию на проектирование могут входить следующие помещения: специализированный кабинет, лаборатория, практикумы, а также лаборантские и помещения подсобного назначения (ресурсный центр, комната хранения и т.д.).
7.2.4.3 Площади лабораторий - специализированных учебных кабинетов, практикумов следует принимать не менее 3,5 м2 на одно место (без учета специализированной мебели и оборудования) из расчета проведения на его площади групповых форм работы. Площадь лаборантских - не менее 18 м2 на одно помещение.
7.2.4.4 Состав и площади специализированных учебных кабинетов основной и старшей школы приведены в таблице 7.1.
Таблица 7.1
Наименование помещения
Площадь, м2, не менее
на одного обучающегося
одного помещения*
классная группа
половина классной группы
Кабинет естествознания
3,5
-
-
- лаборантская-практикум по физике
-
-
36
- лаборантская-практикум по химии
-
-
36
- лаборантская-практикум по биологии
-
-
36
Учебные кабинеты по естественным наукам (физика, химия, биология):
- лаборатория (лекционное помещение) на каждый предмет
3,5
-
-
- два практикума на каждый предмет
-
4,5
-
- лаборантская на каждый предмет
-
-
18-32
Специализированные кабинеты:
- иностранного языка
-
3,5
-
- технического черчения
-
6
-
- информатики и вычислительной техники
-
4,5**
-
Специализированное помещение для профильного обучения - практикум
-
3,5***
-
* При наполняемости класса выше 25 человек необходимо дополнительное обоснование площади помещения исходя из норм площади на одного обучающегося. ** Допускается снижение нормы площади на одного обучающегося при оснащении кабинета ноутбуками.
*** Норма площади приведена без учета площади на специализированную мебель и оборудование.

7.2.5 Помещения изучения технологий и трудового обучения

7.2.5.1 Учебно-производственные помещения рекомендуется располагать на первом этаже и размещать обособленно от учебных помещений. Мастерские по обработке древесины и комбинированные мастерские по обработке металла и древесины следует проектировать в соответствии с пунктом 6.93 СП 118.13330.2012.
7.2.5.2 Состав и площади группы учебно-производственных помещений приведены в таблице 7.2.
Таблица 7.2
Наименование помещения
Площадь, м2, не менее
на одного обучающегося (13 мест)
одного помещения
Начальная школа:
Кабинеты ручного труда
2,5
-
Основная школа:
Комбинированная мастерская по металлу и дереву
9
-
Мастерская по обработке металла и технологии
7
-
Мастерская по обработке дерева и технологии
7
-
Инструментальная
-
15
Мастерская по обработке тканей и технологии
6
-
Кулинария и домоводство
4
50
Кабинет изучения технологии
7,5
-
Инструментальная
-
15
Старшая школа:
-
-
Мастерская-цех (универсальная) обработки материалов
Универсальная мастерская по техническим видам труда
9
-
Автодело в составе кабинетов по теории и практической работе
3,5+9
-
Электротехника
5,5
-
Радиоэлектроника
5,5
-
Комната мастера
-
8-16
Гардеробные
-
24
Кладовые для хранения сырья, материалов и готовой продукции
-
24

7.2.6 Группа помещений зрительного зала

7.2.6.1 При проектировании зданий ОО рекомендуется предусматривать зрительный зал.
7.2.6.2 В зависимости от типа школы зал может быть использован в качестве учебной аудитории для занятий по музыке и пению.
7.2.6.3 Площадь одного посадочного места в зрительном зале (без учета эстрады) должна быть не менее 0,65 м2.
7.2.6.4 Общешкольные мероприятия в зале в основном проводятся раздельно либо для обучающихся по программе начального общего образования, либо для обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования, поэтому вместимость зрительного зала определяют по большей группе обучающихся или из расчета 60% общего числа обучающихся плюс два места для преподавателей на каждый класс.
7.2.6.5 Число посадочных мест в зрительном зале ОО, реализующей программы основного общего и среднего общего образования, определяют из расчета посадки 100% обучающихся плюс два места для преподавателей на каждый класс, если иное не предусмотрено заданием на проектирование.
7.2.6.6 В обособленном здании начальной школы проектируют актовый зал. Число посадочных мест в актовом зале для начальной школы принимается из расчета посадки 100% обучающихся 2-4 классов плюс два места для преподавателей на каждый класс, если иное не предусмотрено заданием на проектирование.
7.2.6.7 Пропорции зрительного зала должны удовлетворять требованиям демонстрации кинофильмов и т.п. Помещение зала следует проектировать без внутренних опор, ограничивающих обзор и препятствующих проведению мероприятий. Рекомендуемая высота зала в чистоте - не менее 6 м.
Если планируется использование зала для проведения общешкольных мероприятий, поверхность пола рекомендуется проектировать без уклона (актовый зал).
Выходы из зрительного зала, предназначенные для основных зрительских потоков, должны иметь удобное сообщение с входной зоной здания ОО.
7.2.6.8 Эстраду рекомендуется проектировать с возможностью проведения занятий по хореографии. Рекомендуемая площадь эстрады на две параллели обучающихся - 70 м , на три - 90 м2. Пол эстрады должен быть выше пола зала на 1,1-1,2 м. Глубину эстрады следует принимать не менее 3 м.
7.2.6.9 Рекомендуемый состав помещений при зрительном зале: артистические площадью не менее 10 м2, склад декораций и бутафории, музыкальных инструментов площадью 10 м2, склад хранения костюмов площадью 10 м2. Помещения должны сообщаться с эстрадой и располагаться с ней в одном уровне. Вход в закулисные помещения проектируется из коридора.
7.2.6.10 Размер кинопроекционной при зрительном зале (или иного технического помещения) зависит от типа используемого оборудования. При кинопроекционной может проектироваться кладовая для технических средств кинопоказа площадью от 10 м2.
7.2.6.11 При зрительном зале следует проектировать рекреацию и санузлы.
7.2.7 В общеобразовательных организациях с углубленным изучением отдельных дисциплин рекомендуется иметь лекционную аудиторию расчетной площадью не менее 1 м2 на одно место. Расчетную вместимость аудитории определяют по числу обучающихся в возрастной параллели, состоящей не более чем из трех классов.