(Действующий) СП 341.1325800.2017 Подземные инженерные коммуникации Прокладка...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
  • крепление обсадной трубой;
  • предварительное закрепление грунтов;
  • устройство разгрузочных и наблюдательных пьезометрических скважин.
8.4.2 Крепление обсадной трубой следует производить на участках входа или выхода скважины для предотвращения обвалов и выхода бурового раствора на поверхность.
8.4.2.1 Длина обсадной трубы принимается до устойчивых (связных) слоев грунта. Ее внутренний диаметр должен превышать не менее чем на 100 мм диаметр наибольшего из применяемых расширителей, с тем, чтобы скважинный снаряд свободно проходил в трубе при буровых работах и протягивании.
8.4.2.2 Обсадная труба, как правило, формируется из отдельных звеньев, погружаемых в грунт забивкой, забуриванием или вдавливанием.
8.4.2.3 Метод погружения должен выбираться в зависимости от конкретных инженерно-геологических условий и применяющегося технологического оборудования.
8.4.2.4 После завершения прокладки трубопровода обсадная труба может быть полностью или частично извлечена. Для предотвращения осадок поверхности обсадную трубу целесообразно оставить в грунте.
8.4.2.5 Обсадную трубу в нижней точке входа/выхода скважины можно применять для установки внутреннего запорного клапана и резинового уплотнения с целью обеспечения циркуляции и предотвращения выхода бурового раствора.
8.4.3 Закрепление грунтов производится по трассе бурения, преимущественно в неустойчивых и трещиноватых породах.
8.4.3.1 Предварительное закрепление с поверхности производится в соответствии с СП 22.13330 и СП 45.13330.
П р и м е ч а н и е – Как правило, применяется метод инъекции цементного раствора.
8.4.3.2 Допускается закрепление грунта с помощью твердеющего раствора (как правило, смеси бурового и цементного растворов), подаваемого через скважину и буровую колонну при протягивании трубопровода, при этом срок схватывания раствора должен превышать время, необходимое для завершения протягивания.
8.4.4 Разгрузочные скважины должны устраиваться по оси трассы бурения в местах заложения слабых рыхлых и трещиноватых пород, а также при критическом приближении* скважины к ответственному или подземному объекту, сохранность которого необходимо обеспечить.
* Расстояние до объекта, на котором возможны негативные воздействия при бурении.
П р и м е ч а н и е – Разгрузочные скважины предназначены для снижения избыточного давления бурового раствора, предотвращения гидравлического разрыва сплошности окружающего грунта, связанного с нарушением циркуляции и неконтролируемыми выбросами раствора.
8.4.4.1 Число и расположение разгрузочных скважин устанавливается проектом (см. раздел 7), исходя из конкретных условий строительства.
8.4.4.2 Глубина разгрузочных скважин принимается из условия приближения к буровому каналу (после прохода наибольшего расширителя) на расстояние, как правило, от 0,2 до 0,5 м.
8.4.4.3 Типовая схема разгрузочной скважины приведена на рисунке 8.2.
8.4.5 Наблюдательные пьезометрические скважины, регистрирующие свободный уровень грунтовых вод, пьезометрический уровень напорных вод, а также возможное поднятие и повышение давления бурового раствора при проходке, следует применять как в комплексе с разгрузочными скважинами, так и отдельно, на подходе к важному объекту, для корректировки технологии бурения и состава раствора.
*Расстояние до объекта, на котором возможны негативные воздействия при бурении.
668 × 618 пикс.     Открыть в новом окне
1 заглушка с вентиляционным отверстием; 2 грунтовая засыпка; 3 заполнение тампонажным глиноцементным раствором ; 4 – ствол скважины диаметром 200 мм; 5 – ПВХ-труба диаметром от 75 до 100 мм; 6 – гравийная засыпка от 0,5 до 1,0 м; 7 – перфорированный фильтр; 8 – водонепроницаемая заглушка; 9 – буровой ствол скважины ГНБ после расширения
Рисунок 8.2 –Типовая схема разгрузочной скважины

8.5 Бурение пилотной скважины

8.5.1 Бурение следует начинать после закрепления и заземления буровой установки, приготовления бурового раствора, в объеме необходимом для проходки скважины (см. 9.2).
8.5.2 Бурение пилотной скважины необходимо выполнять под предусмотренным проектом углом входа в грунт и далее по проектной траектории в соответствии с профилем и планом прокладки коммуникации (см. рисунок 8.3).
653 × 171 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 8.3 – Направленное бурение пилотной скважины
8.5.3 Разработку забоя скважины следует проводить передовым буром с применением сменных насадок для различных видов грунта. Изменение направления бурения осуществляется с помощью буровой лопатки (со скосом), размещаемой по центру передового бура.
8.5.3.1 Тип применяемого передового бура следует выбирать по А.3.2 (приложение А) в зависимости от инженерно-геологических условий по трассе перехода.
8.5.3.2 Для скальных пород по ГОСТ 25100 целесообразно применение забойного двигателя повышающего производительность буровых работ. При этом необходимо учитывать увеличение расхода бурового раствора, соответственно характеристикам оборудования.
П р и м е ч а н и е – Забойный двигатель – устройство в составе буровой колонны, пре-образующее, как правило, гидравлическую энергию потока бурового раствора в механическую работу (вращательную или ударную) породоразрушающего инструмента.
8.5.4 В процессе проходки пилотной скважины должен производиться контроль траектории бурения с применением специальных локационных систем (см. А.5, приложение А). Контроль траектории бурения осуществляется по информации о местоположении, глубине, уклоне, крене (по часам), азимуте буровой головки.
П р и м е ч а н и е - На точность измерений могут оказать влияние активные* и пассивные** помехи от посторонних источников и физических свойств грунтов.
* Генерирующие электромагнитные сигналы приборы, устройства, кабели и др.
** Подземные металлические объекты, токопроводящие породы, соленая вода и др.
8.5.5 Коррекцию траектории на основании результатов контроля по 8.5.4 следует выполнять при остановленном вращении буровой колонны, путем регулирования положения скоса буровой головки и последующего задавливания колонны до достижения буровой головкой проектного положения для конкретного участка траектории. После выполнения коррекции необходимо проведение дополнительного цикла локационного контроля по А.5 приложения А.
П р и м е ч а н и е – При необходимости, буровая головка может быть отведена назад на длину одной или нескольких штанг с последующей коррекцией траектории бурения.
8.5.6 В процессе бурения через полые буровые штанги и форсунки породоразрушающего инструмента на забой необходимо подавать буровой раствор.
П р и м е ч а н и е – Функции, параметры, составы, расчеты, указания по приготовлению, применению и контролю буровых растворов приведены в разделе 9.
8.5.7 Скорость бурения пилотной скважины υпил, м/ч, в зависимости от группы грунтов по буримости и типа применяемого бурового инструмента рекомендуется принимать по таблице 8.2.
Т а б ли ц а 8.2 – Скорость бурения пилотной скважины
Группа грунтов по
буримости
(приложение И)
Скорость бурения пилотной скважины
υ пил., м/ч, при применении
винтового забойного
двигателя
гидромонитора
I
60 и более
II
40 – 60
III
40 - 50
30 – 40
IV
30 – 40
20 и менее
V
20 – 30
VI
10 – 20
VII
8 и менее
VIII
IX
X
XI
XII
8.5.8 Расчетное время для проходки пилотной скважины на длину пере-хода tпил, ч, определяется по формуле
(13)
где L - расчётная длина скважины по профилю перехода, м;
δ– возможное увеличение фактической длины бурового канала, м (см. 7.3.1.11);
υпил - скорость бурения пилотной скважины, м/ч.
8.5.9 Если грунтовые условия меняются по длине трассы перехода, приведенные в 8.5.7 – 8.5.8 технологические параметры бурения должны определяться для каждого конкретного участка.